повышение подвижности населения до 13,2 тыс. км на 1 человека в год, что в 2,2 раза выше показателя в 2007 году (текущий уровень развитых стран - более 10000 км); обеспечение постоянной круглогодичной связи всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования; сокращение доли населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования, к 2030 году до 2 процентов (в 2010 году - до 10 процентов); обеспечение ценовой доступности транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, в том числе за счет эффективной гибкой государственной тарифной политики. Коэффициент доступности авиаперевозок увеличится в 2010 - 2030 годы - с 1,75 до 5; существенное снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по всем видам транспорта. Число погибших за год в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тыс. человек сократится с 23,5 человека до 8 человек, то есть почти в 3 раза. Количество авиакатастроф на 100 тыс. часов налета на регулярных перевозках в 2030 году снизится с 0,18 до 0,008 (в США - 0,01); значительное уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Объем выбросов и сбросов загрязняющих вредных веществ от автотранспортного комплекса сократится на 40 процентов, на железнодорожном транспорте - более чем в 3 раза. Общеэкономическими итогами реализации Транспортной стратегии являются: снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции к 2030 году на 30 процентов; увеличение коммерческой скорости продвижения товаров автомобильным транспортом до 1400 км/сутки, а железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки) - до 1000 - 1200 км/сутки; повышение своевременности (срочности, ритмичности) доставки товаров достигнет уровня развитых стран, что позволит снизить складские запасы для гарантированного товарного производства до 3 - 6 дней; увеличение экспорта транспортных услуг к 2030 году в 7,8 раза. Транзитные перевозки через территорию России увеличатся с 28 млн. тонн до 100 млн. тонн; обеспечение запланированных темпов роста внутреннего валового продукта за счет предоставления организациям и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг; обеспечение стимулирования интенсивного развития смежных отраслей в экономике страны за счет координации со стратегиями и программами развития смежных отраслей - поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта. Общетранспортными итогами реализации Транспортной стратегии являются: значительное (в 2 - 4 раза) повышение производительности транспортных систем. Доля времени движения товаров в пути увеличится до 16 - 20 часов в сутки (автомобильным транспортом в международном и междугородном сообщении); повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности; уменьшение на 30 процентов уровня энергоемкости транспорта; создание опорной сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соединяющей все административные центры субъектов Российской Федерации по дорожной сети с твердым покрытием, преобразование структуры дорожной сети из радиальной в сетевую; обеспечение проезда автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонны по автомобильным дорогам федерального значения, входящим в состав международных транспортных коридоров на всем их протяжении; обеспечение повышения конкурентоспособности национальных перевозчиков. Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет с 41 процента в 2007 году до 50 процентов в 2030 году, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом с 6 до 40 процентов. Доля судов под российским флагом в суммарном дедвейте морского транспортного флота, контролируемого Россией, возрастет с 38,5 процента в 2010 году до 70 процентов в 2030 году. Доля экспорта в общем объеме авиатранспортных услуг российских авиакомпаний возрастет с 14 процентов в 2007 году до 29 процентов в 2030 году; внедрение инновационных товаротранспортных технологий, соответствующих лучшим мировым достижениям, обеспечение оптимизации технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 году сроки доставки грузов в мультимодальном (смешанном) сообщении сократятся на 25 процентов по сравнению с 2006 годом; развитие конкурентной среды, государственно-частного партнерства, целенаправленное формирование условий для инвестирования обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли. Транспортная отрасль на рубеже 2030 года станет системообразующей отраслью, растущей темпами, опережающими темпы роста национальной экономики. Отрасль выйдет на конкурентные позиции по уровню удельных транспортных издержек, безопасности, экологичности и качеству транспортных услуг. Будет достигнут уровень развитых стран по коммерческой скорости и своевременности доставки товаров, доступности транспортных услуг для населения. Формирование единой транспортной системы России, ее интеграция в мировую транспортную систему обеспечат повышение эффективности транспортных услуг внутри страны, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах. V. Задачи развития транспортной системы Российской Федерации на период до 2030 года 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры Основными задачами Транспортной стратегии при формировании единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры являются: ликвидация разрывов и "узких мест" на транспортной сети, в том числе в азиатской части России; развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и пограничным пунктам пропуска; комплексное развитие крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок; формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов; создание условий для экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке; создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта; увеличение пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры до уровня лучших мировых достижений с учетом создания обоснованных резервов, увеличение доли высокоскоростных путей сообщения; создание интегрированной системы логистических парков на территории страны как основы формирования современной товаропроводящей сети; создание взаимоувязанной интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг; освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания транспортной инфраструктуры; создание единой информационной среды взаимодействия различных видов транспорта, участников транспортного процесса, таможенных и других государственных контрольных органов. Совершенствование инфраструктуры предполагается осуществлять в отношении всех видов транспорта. В сфере железнодорожного транспорта необходимо осуществить мероприятия по модернизации и развитию инфраструктуры для ликвидации "узких мест". До 2015 года предусматривается: строительство вторых путей протяженностью 2407,9 км, в том числе 1478,6 км - на основных направлениях; строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях протяженностью 348,5 км; развитие железнодорожных подходов к морским портам и пограничным станциям; строительство обходов Санкт-Петербургского, Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского и Ярославского железнодорожных узлов; электрификация участков протяженностью 3918 км (в том числе участков Сызрань - Сенная, Трубная - Аксарайская, Ртищево - Кочетовка, Юровский - Темрюк - Кавказ - Тамань и т.д.); оборудование участков системой автоблокировки протяженностью 1851 км; развитие станций и узлов; реконструкция Улан-Баторской железной дороги, в том числе электрификация главного хода с оборудованием системой автоблокировки, укладкой вторых путей (100 км) и другие мероприятия. В отношении Московского железнодорожного узла планируется: усиление головных участков основных направлений магистральных железных дорог; развитие пригородных и межрегиональных перевозок пассажиров в поездах повышенной комфортности на всех радиальных направлениях в сообщении с районными центрами Московской области и соседними субъектами Российской Федерации; развитие железных дорог в обход г. Москвы для вывода транзитного грузового движения; развитие контейнерных технологий перевозки грузов, создание сети контейнерных терминалов и транспортно-распределительных центров, обеспечивающих снабжение г. Москвы и Московской области грузами и формирование сетевых грузопотоков; организация железнодорожного сообщения между аэропортами Московского авиационного узла и железнодорожными вокзалами г. Москвы; организация пассажирского движения по малому кольцу Московской железной дороги с организацией пересадочных пунктов на радиальные железнодорожные линии и станции метрополитена. В 2016 - 2030 годах предусматривается: строительство вторых путей протяженностью 3055,6 км; строительство обходов Иркутского, Пермского, Новосибирского железнодорожных узлов, глубокого обхода Московского железнодорожного узла (третье кольцо), северного обхода Свердловского железнодорожного узла; электрификация участков протяженностью 3580 км (в том числе участков Кандры - Инза, Ульяновск - Сызрань, Сонково - Дно - Печоры-Псковские и др.); оборудование участков системой автоблокировки протяженностью 3128 км; усиление и реконструкция железнодорожных линий и участков; ликвидация ограничений пропускной способности участков сети, вызванных дефектностью больших искусственных сооружений, путем их реконструкции и строительства новых; замена и модернизация оборудования хозяйства электроснабжения на 50,9 тыс. км развернутой длины контактной сети, на 40,7 тыс. км основных направлений, в том числе модернизация и реконструкция 763 тяговых подстанций, модернизация системы автоблокировки протяженностью 1171,4 км; оборудование двухпутных и многопутных перегонов на основных направлениях протяженностью 11515 км постоянно действующими устройствами для организации движения по "неправильному" пути по сигналам локомотивного светофора; модернизация и увеличение пропускной способности цифровой технологической сети связи на полигоне 12600 км; пополнение и обновление материалов и конструкций для технического прикрытия объектов железнодорожного транспорта, восстановление железнодорожной инфраструктуры в Чеченской Республике; организация интермодального сообщения на участке аэропорт Минеральные Воды - Минеральные Воды - Кисловодск с реконструкцией железнодорожных линий; модернизация участка Уссурийск - Гродеково с укладкой вторых путей протяженностью 48 км на лимитирующем перегоне; модернизация участка Улан-Удэ - Наушки для обеспечения перевозок в направлении УланБаторской железной дороги. В целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и нагрузками до 2015 года необходимо осуществить: реконструкцию тоннеля под р. Амуром у г. Хабаровска; строительство второго мостового перехода через р. Обь на участке Рямы - Камень-на-Оби, на участке Саянская - Кошурниково провести реконструкцию 3 тоннелей - Первого Джебского, Крольского и Манского; реконструкцию Кипарисовского, Облучьинского, Владивостокского, Лагар-Аульского тоннелей на Транссибирской железнодорожной магистрали; реконструкцию мостов через реки Зею, Бурею и моста на 125 км участка Угловая - Находка; реконструкцию Большого и Малого новороссийских тоннелей; реконструкцию тоннелей на участках Кривенковская - Белореченская и Туапсе - Адлер; реконструкцию мостов через р. Волгу на участке Аксарайская - Астрахань, через р. Каму в Пермском узле; построить второй мостовой переход через р. Шую на перегоне Мягренка - Кемь направления Санкт-Петербург - Мурманск; реконструкцию мостового перехода через р. Волгу на участке Ульяновск-Центральный - Акбаш Бугульминского хода, а также моста на участке Сызрань - Безенчук в связи с большой загрузкой Кропачевского хода; реконструкцию мостового перехода через р. Туру на участке Егоршино - Тавда; реконструкцию мостов через р. Оку на участке Жилево - Ожерелье, через р. Дон на участке Лиски - Россошь и моста на участке Лев Толстой - Елец. В 2016 - 2030 годах необходимо осуществить: строительство вторых мостовых переходов через р. Волгу на участках Ульяновск - Димитровград, Анисовка - Саратов и третьего мостового перехода на участке Кинель - Сызрань; строительство вторых мостовых переходов через реки Обь, Большой Салым, Демьянку для повышения пропускной способности грузообразующей линии Тобольск - Сургут; строительство второго мостового перехода у г. Благовещенска на участке Белогорск - Благовещенск. В сфере железнодорожного транспорта необходимо осуществить значительный объем работ по обустройству пограничных переходов для эффективного проведения мероприятий по осуществлению пограничного, таможенного и других видов контроля. Для этого предусматриваются строительство зданий и сооружений, развитие подъездных путей, установка освещения, оборудование ограждений. Кроме того, необходимо создать резервы в отношении пропускной способности железнодорожных пунктов пропуска для обеспечения устойчивой работы железнодорожного транспорта в условиях колебаний грузопотоков, которые могут быть вызваны конъюнктурными изменениями мировых товарных рынков. Реализовать указанные мероприятия возможно только на основе комплексного программного подхода к обустройству государственной границы с учетом использования средств как бюджетных, так и внебюджетных источников. Решение задачи по повышению эффективности функционирования железнодорожных пограничных переходов должно осуществляться до 2030 года в рамках реализации федеральных целевых программ по обустройству государственной границы Российской Федерации на соответствующие периоды. В части осуществления открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" международной деятельности предполагается реализация следующих крупных проектов: организация прямого железнодорожного сообщения Москва - Братислава - Вена (колея шириной 1520 мм) и создание логистико-провайдерского центра в районе г. Вены; создание логистических центров в пунктах стыка линий с разной шириной колеи и в морских портах Дальнего Востока для обеспечения торговли Российской Федерации с Японией, Республикой Корея и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона; реконструкция участка северокорейской железной дороги Хасан - Раджин (колея шириной 1520 мм) с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль и создание контейнерного терминала в г. Раджине (Корейская Народно-Демократическая Республика). В сфере железнодорожного транспорта необходимо к 2030 году построить 20730 км новых линий, из них протяженность скоростных железнодорожных линий к 2030 году может составить более 10 тыс. км, а высокоскоростных - более 1500 км. К приоритетным направлениям организации скоростного и высокоскоростного движения до 2015 года отнесены Москва - Санкт-Петербург (с максимальной скоростью на первом этапе 200 км/ч, а в дальнейшем до 250 км/ч), Санкт-Петербург - Бусловская (с максимальной скоростью на первом этапе 160 км/ч, а в дальнейшем до 200 км/ч), Москва - Нижний Новгород (с максимальной скоростью 160 км/ч). После 2015 года предусмотрена организация скоростного движения (140 - 160 км/ч) по направлениям Москва - Смоленск - Красное, Москва - Курск, Москва - Калуга - Брянск (Суземка), Москва - Ярославль, Москва - Рязань - Мичуринск - Саратов, Ростов - Краснодар, Ростов - Минеральные Воды, Краснодар - Минеральные Воды, Новосибирск - Омск, Новосибирск - Томск, Новосибирск - Кемерово, Новосибирск - Барнаул, Новосибирск - Новокузнецк, Екатеринбург - Челябинск, Самара - Саранск, Самара - Пенза, Самара - Саратов, Саратов - Волгоград, Уссурийск - Владивосток, Владивосток - Хабаровск. Одним из наиболее приоритетных направлений организации скоростного движения пассажирских поездов является направление Центр - Юг (Москва - Адлер). Для организации скоростного движения на этом направлении потребуется модернизировать инфраструктуру железнодорожных линий с обеспечением скорости движения 160 - 200 км/ч, а также осуществить строительство соединительной линии с Воронежским ходом (участок Прохоровка - Журавка), участка Журавка - Чертково и обхода Ростовского железнодорожного узла с сооружением моста через р. Дон. Для обеспечения растущей потребности населения в перевозках предусматривается строительство социально значимых линий общей протяженностью более 1,2 тыс. км. Планируется строительство в Южном федеральном округе линии Волгоград - Элиста, в Уральском федеральном округе - линии Ханты-Мансийск - Салым, в Сибирском федеральном округе - линии Бийск - Горно-Алтайск, в Дальневосточном федеральном округе - линий Тыгда - Зея и Селихин - Ныш. Предусматривается выполнение мероприятий по развитию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающих функционирование пассажирского комплекса (в первую очередь вокзалов и железнодорожных станций), в целях обеспечения качественной подготовки составов, безопасности движения пассажирских перевозок и высокого уровня комфорта и сервиса. Эти работы должны выполняться в рамках разработки генеральных схем развития пассажирских комплексов крупных транспортных узлов. Для обеспечения растущего спроса на пассажирские перевозки в южные регионы страны предполагается осуществить поэтапную модернизацию инфраструктуры основных направлений сети железных дорог России для организации регулярного обращения пассажирских поездов длиной до 22 - 24 вагонов. К первоочередным направлениям курсирования пассажирских 2-этажных вагонов относятся Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Свердловск, Москва - Нижний Новгород, Москва - Казань, Москва - Рязань - Самара, Москва - Тамбов - Саратов, Москва - Воронеж - Ростов - Адлер (Анапа - Новороссийск), Ростов - Кисловодск. Задачами в области развития сети автомобильных дорог являются: создание системы автомагистралей и скоростных дорог, в первую очередь по направлениям международных транспортных коридоров; строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности дорожной сети с учетом прогнозируемой интенсивности движения транспортных потоков; развитие автомобильных дорог федерального значения на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации, к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам; устранение "узких мест" на сети автомобильных дорог федерального значения за счет проведения реконструкции искусственных сооружений, строительства развязок в разных уровнях, ликвидации грунтовых разрывов и переходного типа покрытия; включение в сеть автодорог федерального значения новых маршрутов с расширением при необходимости их состава за счет автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения; создание дорожной сети для обеспечения развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке; развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах; обустройство площадок для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей, стоянок и мест отдыха водителей. Развитие сети автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, будет ориентировано на обеспечение свободного проезда по ним транспортных средств с нагрузкой на ведущую ось 11,5 тонны и общей массой до 44 тонн. В 2010 - 2015 годах предусматривается: строительство и реконструкция около 8 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе 3,5 тыс. км автодорог, входящих в состав международных транспортных коридоров; строительство и реконструкция 1,9 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог, в том числе скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, автомобильной дороги М-4 "Дон" (от Московской кольцевой автомобильной дороги до границы Воронежской области); строительство и реконструкция 190 км автомобильных дорог на подъездах к 32 автомобильным пунктам пропуска; проведение инженерных изысканий для обоснования поэтапного создания ряда новых международных и межрегиональных автодорожных маршрутов, в том числе: Санкт-Петербург - Вологда - Казань - Оренбург и далее через Республику Казахстан на Западный Китай; Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург; Пермь - Ивдель - Ханты-Мансийск - Томск (Северный широтный коридор); строительство и реконструкция 10 тыс. км региональных дорог с софинансированием из федерального бюджета; обеспечение подъездами с твердым покрытием 3,3 тыс. сельских населенных пунктов (все поселения, имеющие численность постоянного населения более 125 человек и отсутствие круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по кратчайшему расстоянию не более 5 км); решение первоочередных транспортных проблем Московского, Санкт-Петербургского и Сочинского транспортных узлов. Формирование перспективной дорожной сети России в 2016 - 2030 годах предусматривает включение в сеть дорог федерального значения: новые направления автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих межрегиональное сообщение и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России: "Центр - Урал" (Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург); "Европа - Западный Китай" (Санкт-Петербург - Вологда - Йошкар-Ола - Казань - Оренбург - граница с Республикой Казахстан); "Северо-Запад - Сибирь" (Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Пермь - Ханты-Мансийск - Томск); "Северо-Восток - Полярный Урал" (Сыктывкар - Воркута с подъездом к Нарьян-Мару); "Урал Промышленный - Урал Полярный" (Тюмень - Салехард); автомобильные дороги, соединяющие между собой по кратчайшему расстоянию административные центры субъектов Российской Федерации, в том числе автомобильные дороги Сыктывкар - Архангельск - граница Финляндии, Казань - Пермь, Абакан - Горно-Алтайск - Барнаул, Псков - Смоленск и другие; региональные автомобильные дороги, входящие в состав международных транспортных коридоров и обеспечивающие подъезд к автомобильным пунктам пропуска "Мамоново-2", "Убылинка", "Крупец", "Озинки", "Караозек" и другим; автомобильные дороги, обеспечивающие автотранспортную связь субъектов, расположенных на северо-востоке страны, с дорожной сетью России: Хабаровск - Николаевск-наАмуре (с подъездом к Комсомольску-на-Амуре), Южно-Сахалинск - Тымовское - Оха - порт Москальво; автомобильные дороги, обеспечивающие подъезд от федеральной сети России к морским портам Оля, Ванино, Восточный и другим; автомобильные дороги, обеспечивающие разгрузку крупных транспортных узлов (например, создание дорог, соединяющих, минуя г. Москву, административные центры соседних со столицей субъектов Российской Федерации, например, Калуга - Тверь - Владимир - Рязань - Тула, что позволит существенно разгрузить Московский транспортный узел). Предусматривается модернизация существующих и строительство новых дорог в районах Севера и нового освоения "Колыма", "Лена", "Вилюй", Салехард - Новый Уренгой - Сургут, что будет содействовать обеспечению Северного завоза и улучшению социально-экономической ситуации в регионе. Планируется комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупнейших транспортных узлах России - г. г. Нижний Новгород, Казани, Екатеринбурге, Перми, Ростове, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке и других. Предусматриваются строительство и реконструкция в 2016 - 2030 годах более 7 тыс. км автомобильных дорог, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог, в том числе: строительство скоростной автомагистрали Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск; реконструкция автомобильной дороги М-10 "Скандинавия" на участке Санкт-Петербург - Выборг - граница Финляндии с организацией платного проезда; строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной; строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия; строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва - Нижний Новгород - Казань - Челябинск - граница с Республикой Казахстан с ответвлением Челябинск - Екатеринбург; строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва - Ярославль - Вологда; строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Санкт-Петербург - Псков - граница с Республикой Белоруссия (автомобильный пункт пропуска "Лобок"). Реализация мероприятий по развитию дорожного хозяйства в 2010 - 2030 годах позволит достичь следующих результатов: увеличение плотности дорожной сети общего пользования с 5,1 км на 1000 человек в 2007 году до 10 км на 1000 человек в 2030 году и с 42,6 км на 1000 кв. км в 2007 году до 79 км на 1000 кв. км в 2030 году; увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, с 37,5 процента в 2007 году до 80 процентов в 2030 году; увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования высших категорий (I и II) в общей протяженности автомобильных дорог федерального значения с 47,8 процента в 2007 году до 80 процентов в 2030 году; увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, возрастет с 12,8 тыс. км в 2007 году до 14,2 тыс. км в 2030 году (с 27,3 процента до 15 процентов общей протяженности автомобильных дорог федерального значения); обеспечение около 20 тыс. перспективных сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием к 2030 году; преобразование конфигурации сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения из радиальной в сетевую, что создаст дополнительные резервы пропускной способности. В области автомобильного транспорта необходимо осуществить меры по развитию инфраструктуры для пассажирских перевозок, включая создание высокоскоростных сообщений. Размещение и обустройство объектов инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования (конечные и промежуточные остановочные пункты, автостанции, автовокзалы, пересадочные узлы, выделенные полосы и улицы для движения маршрутного транспорта и др.) должны иметь преимущество при решении вопросов землепользования. С целью снижения времени транспортного сообщения в 10 городах России будут осуществлены разработка и реализация пилотных проектов по разделению транспортных потоков и автобусного транспорта в пространстве за счет выделения специальных полос и улиц для движения маршрутного пассажирского транспорта, а также по разделению этих потоков во времени за счет использования методов регулирования движения, обеспечивающих приоритет для движения транспорта общего пользования. До 2030 года планируется развитие выделенной инфраструктуры для пассажирского транспорта общего пользования, в том числе разработка новых для России проектов строительства маршрутных автобусных трасс. Основные проекты строительства новых пересадочных узлов, интегрированных в транспортные коммуникации других видов транспорта (железнодорожного, воздушного, водного), будут реализованы до 2020 года. К этому периоду предполагается построить до 60 новых автовокзалов и около 900 автостанций. В рамках развития частных инвестиционных проектов произойдет расширение сети специализированных сервисных центров. Предусматривается также строительство грузовых терминалов и транспортно-логистических центров, станций технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, паркингов, а также кемпингов и гостиниц в придорожной зоне. В области воздушного транспорта предусматривается увеличение до 2020 года количества действующих аэропортов до 357, если до 2010 года удастся изменить тенденцию к сокращению аэродромной сети и сохранить не менее 315 аэродромов в результате активной инвестиционной политики. К 2030 году аэродромная сеть должна включать в себя более 500 аэропортов, в основном за счет развития региональной авиатранспортной инфраструктуры. Особое место в модернизации и развитии наземной инфраструктуры воздушного транспорта будет занимать национальная опорная сеть аэродромов, состоящая из аэродромов международных и внутрироссийских узловых аэропортов и неузловых аэропортов, обеспечивающих связность сети, стратегическое единство и безопасность авиационных связей. Предусматривается формирование трехуровневой сети аэродромов по видам обслуживаемых линий, включающей в себя аэродромы федерального, регионального и местного значения. Организация воздушных перевозок на базе узловых аэропортов, обеспечивающих концентрацию и распределение пассажиро- и грузопотоков, позволит оптимизировать маршрутную сеть, повысить эффективность перевозок, осуществить специализацию аэропортов. Неотъемлемой частью узловой схемы обслуживания авиаперевозок являются региональные и местные аэропорты. Предусматривается развитие социально значимых аэродромов (аэропортов), значительная часть которых находится в северных регионах и на Дальнем Востоке. До 2015 года предусматривается осуществить: развитие наземной инфраструктуры аэропортов, входящих в национальную опорную аэропортовую сеть; строительство и реконструкция объектов в крупных международных узловых аэропортах Московского авиационного узла (Домодедово, Внуково, Шереметьево), в г. г. Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Красноярске, Самаре, Санкт-Петербурге, Калининграде и других; строительство и реконструкция объектов в аэропортах г. г. Волгограда, Омска, Благовещенска, Нижний Новгород, Уфы, Перми, Челябинска, Сочи, Анапы, Минеральные Воды, Астрахани, Пензы, Саратова, Нижневартовска, Барнаула, Магнитогорска, Кемерово, Новокузнецка, Братска, Воронежа, Воркуты, Ханты-Мансийска, аэропорта Быково и других; оборудование аэродромов в соответствии с требованиями I, II и III категории Международной организации гражданской авиации; создание инфраструктуры для деловой авиации; создание 12 укрупненных центров организации воздушного движения (Московского, СанктПетербургского, Ростовского, Самарского, Екатеринбургского, Тюменского, Новосибирского, Красноярского, Иркутского, Якутского, Хабаровского, Магаданского) и модернизация Калининградского укрупненного центра организации воздушного движения; модернизация системы организации воздушного движения, развитие метеорологического обеспечения аэронавигации и единой системы авиационно-космического поиска и спасания. В 2016 - 2030 годах предусматривается развитие инфраструктуры аэропортов, не вошедших в состав опорной сети, и поддержание в эксплуатационной готовности аэропортов опорной сети. Предусматривается дальнейшее развитие инфраструктуры аэронавигационной системы России путем строительства новых и реконструкции действующих объектов. Важной задачей является обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта - наземной авиатранспортной инфраструктуры, системы топливообеспечения полетов гражданской авиации, инфраструктуры технического обслуживания и ремонта воздушных судов, аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения полетов воздушных судов, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов и неавиационного бизнеса в аэропортах. Необходимо осуществление системных мер по адаптации аэропортов в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока страны в целях эксплуатации современных воздушных судов для региональных перевозок при низких температурах, укомплектованию ассортимента авиационных горюче-смазочных материалов, созданию централизованных систем заправки воздушных судов и оснащению технологическим оборудованием для обработки воздушных судов противообледенительными жидкостями, обеспечивающими безопасность и регулярность полетов. В области морского транспорта необходимо развивать мощности морских портов с учетом создания экономически обоснованных резервов для обеспечения увеличивающихся объемов перевалки грузов. До 2015 года предусматривается осуществить: в Северном бассейне - реконструкцию подходного канала порта Архангельск, развитие порта Мурманск, строительство морского порта в г. Беломорске; в Балтийском бассейне - развитие объектов инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности в портах Санкт-Петербург, Высоцк, Усть-Луга, Балтийск, развитие портов Выборг и Калининград, строительство новых перегрузочных комплексов в портах бассейна, в том числе для обеспечения работы Балтийской трубопроводной системы, создание современного международного пассажирского комплекса в морском порту Санкт-Петербург; в Азово-Черноморском бассейне - развитие портов Новороссийск, Таганрог, Кавказ, Темрюк, Азов, Ростов-на-Дону, строительство порта Тамань, создание современного международного пассажирского комплекса в морском порту Сочи; в Каспийском бассейне - достройку объектов инфраструктуры порта Оля, развитие портов Махачкала и Астрахань; в Дальневосточном бассейне - развитие портов Ванино, Петропавловск-Камчатский, Находка, Магадан, Холмск, Анадырь, портопунктов Камчатского края и Сахалинской области, строительство порта в районе поселка Набиль и терминалов, обеспечивающих работу трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Предусматриваются реконструкция и строительство терминалов, обеспечивающих работу Северного морского пути. В 2016 - 2030 годах продолжится развитие морских портов всех морских бассейнов страны. Новые перегрузочные комплексы будут строиться прежде всего на Севере и Дальнем Востоке страны в связи с освоением месторождений углеводородов, в том числе на континентальном шельфе, и их экспортом в иностранные государства. Для повышения эффективности работы и повышения пропускной способности морских портов предусматривается увязка их развития с созданием логистической системы, включающей в себя как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах страны, в том числе "сухие порты". Социально-экономическое развитие регионов Севера и Дальнего Востока страны требует проведения мер по усилению инфраструктуры Северного морского пути. В области внутреннего водного транспорта реконструкция речных портов и реформирование портовой деятельности будут осуществляться путем: улучшения технического состояния причальных сооружений в портах, оборудования причальных и береговых сооружений в городах, местах "зеленых" стоянок на туристических маршрутах; модернизации и замены морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств; создания специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков; строительства новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа; создания в речных портах (в г. г. Москве, Ярославле, Нижний Новгород, Самаре, Тольятти, Волгограде, Новосибирске, Омске, Красноярске, Осетрово и др.), обслуживающих международные транспортные коридоры и работающих с внешнеторговыми грузами, контейнерных терминалов и логистических центров; капитального ремонта и развития припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей. Развитие системы внутренних водных путей России будет осуществляться путем: ликвидации лимитирующих участков пропускной способности внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации; развития водно-транспортного соединения Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов; комплексной реконструкции внутренних водных путей и гидротехнических сооружений ОбьИртышского, Енисейского, Ленского и Амурского бассейнов; увеличения протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой; создания судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам; модернизации технического флота и повышения интенсивности его использования для улучшения параметров водных путей; развития связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации. В области промышленного транспорта необходимо осуществить модернизацию путей необщего пользования для обеспечения обработки перспективных типов подвижного состава федерального железнодорожного транспорта с увеличенными грузоподъемностью и нагрузками на ось и совершенствование технологии вывоза горной массы из глубоких карьеров. 2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны В целях обеспечения доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны будут осуществляться следующие мероприятия: разработка модели рынка транспортных услуг для обеспечения потребностей всех секторов экономики, в том числе параметров качества транспортных услуг, стандартов качества транспортных услуг для различных категорий грузов и секторов экономики, требований к нормативно-правовой базе в сфере рынка транспортных услуг, технологических моделей обеспечения качества транспортных услуг; обеспечение мотивации структурной модернизации транспортных систем в целях обеспечения качества транспортных услуг, создание национальных и интернациональных транспортных компаний, способных конкурировать на мировом рынке, и совершенствование процедур допуска к осуществлению грузовых перевозок; доведение коммерческой скорости движения товаров и ритмичности их доставки "от двери до двери" до уровня лучших мировых достижений, снижение за счет этого издержек обращения товаров, выражающихся в больших объемах оборотных фондов, а также в значительных суммах кредитования товаров в пути и на складе; снижение времени обработки партий грузов в терминальной сети, в том числе в морских портах и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, до уровня мировых показателей; мотивирование использования инновационных логистических товаротранспортных технологий, развитие технологий перевозок грузов, в том числе с использованием логистических парков; развитие транспортно-экспедиционного обслуживания и системы операторов перевозок; развитие системы сопутствующих услуг; разработка и внедрение высокоэффективных технологий, обеспечивающих повышение качества всего спектра транспортных услуг и производительности транспортной системы; использование современных инфотелекоммуникационных технологий для обеспечения качества транспортных услуг. Развитие рынка транспортных услуг требует прежде всего формирования новых транспортных услуг, отвечающих требованиям качества. Для этого необходимо определить параметры и стандарты качества транспортных услуг и обеспечить стимулирование выполнения таких стандартов на транспорте. Это потребует от участников рынка создания высокоэффективных технологий, отвечающих стандартам качества, а также систем управления качеством. Участие государства в этом процессе потребует разработки соответствующих нормативной базы и методов государственного регулирования. Развитие конкурентного рынка транспортных услуг потребует создания условий для превышения уровня предложения высококачественных транспортных услуг над спросом, а также обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм "цена - качество", сделает цену и качество предметом конкуренции. Такой механизм обеспечит постоянное повышение производительности транспортных компаний, что будет способствовать их самоокупаемости. Механизм "цена - качество" позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уровня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Все это создает условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности национальных транспортных компаний и российской транспортной системы в целом. Государственная политика формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривает административные и экономические методы. Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступа владельцев транспортных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или декларирования (уведомление об обязательствах участника рынка). Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики. Экономические методы должны стимулировать создание экспедиторско-перевозочных и транспортных фирм всех видов и уровней в области грузовых и пассажирских перевозок, которые могли бы обеспечить конкурентоспособные транспортные услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. В частности, целесообразно рассмотреть механизм стимулирования создания достаточно крупных транспортных компаний, способных инвестировать средства в освоение высокоэффективных транспортных технологий и современные транспортные средства. Необходимо обеспечить государственную поддержку повышения конкурентоспособности национальных транспортных компаний. Тарифная политика должна предусматривать сочетание механизмов свободного ценообразования с контрольными функциями в интересах защиты потребителей от необоснованных дискриминационных тарифов, а участников рынка - от демпинговых тарифов. Инвестиционная политика должна быть направлена на создание эффективной транспортнологистической инфраструктуры и перевооружение компаний современным подвижным составом, техническими средствами и информационными системами, в том числе на основе государственночастного партнерства. Разработка административных методов регулирования рынка транспортных услуг, а также механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики формирования рынка входит в научное обеспечение реализации Транспортной стратегии, а их окончательная отработка с учетом соответствующих изменений нормативно-правовой базы должна быть выполнена в процессе реализации экспериментальных проектов. В сфере железнодорожного транспорта продолжатся структурные преобразования. Предусматривается реализация мероприятий, направленных на существенные структурные изменения рынка транспортных услуг железнодорожного транспорта, нормативных правовых основ его функционирования. Этот этап является инвестиционной и инновационной стадией преобразований в сфере железнодорожного транспорта. Основными принципами формирования рынка железнодорожных транспортных услуг являются: сохранение сетевого перевозчика как единого хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в части инфраструктуры и услуги по перевозке; наличие на рынке железнодорожных перевозок локальных перевозчиков, осуществляющих на условиях публичного договора перевозки в отдельных сегментах рынка железнодорожных перевозок; выделение услуг по предоставлению вагонов и контейнеров для осуществления железнодорожной перевозки из состава комплексной услуги по железнодорожной перевозке при сохранении услуг по предоставлению локомотивов в составе данной комплексной услуги; обеспечение организации железнодорожных перевозок с участием 2 и более железнодорожных инфраструктур и перевозчиков; формирование института владельцев железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов, контейнеров и др.) и определение требований, предъявляемых к ним, а также правовых основ их взаимодействия с владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками, пользователями услуг железнодорожного транспорта; формирование конкурентного рынка услуг пассажирских и грузовых терминалов; формирование конкурентного рынка транспортно-экспедиторских услуг; возможность осуществления хозяйствующими субъектами отдельных работ и услуг по просьбам владельцев инфраструктуры, перевозчиков, владельцев грузовых и пассажирских терминалов. В области повышения качества транспортного обслуживания предусматривается: увеличение скорости доставки грузовых отправок до 350 км в сутки, или на 23 процента, в том числе контейнеров - до 1000 км в сутки, или в 3,5 раза, контейнеров в транзитном сообщении - до 1200 км в сутки, или в 2 раза, маршрутных отправок - до 420 км в сутки, или на 29 процентов; увеличение доли отправок, доставленных в нормативный (договорный) срок, до 97 процентов. По мере строительства новых железных дорог общего и необщего пользования необходимо сформировать систему регулирования тарифов на их услуги, усовершенствовать систему взаимодействия между собственниками смежных инфраструктур общего и необщего пользования. В области воздушного транспорта основными направлениями совершенствования рыночных отношений являются: сокращение монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования рыночными методами регулирования и контроля; привлечение организаций операторов, пользователей и их объединений к формированию требований в части оказания услуг и условий их доступа; исключение ограничения органами государственного управления доступа операторов на рынок при обеспечении ими установленных требований. Совершенствование регулирования деятельности естественных монополий будет осуществляться по следующим основным направлениям: завершение выделения в составе рынка авиатранспортных перевозочных и аэропортовых услуг, имеющих различные характеристики и стратегии развития конкуренции; совершенствование методик и порядка установления норм и условий установления границ естественной монополии аэропортовой деятельности в рамках опорной сети аэропортов (аэродромов), исходя из обеспечения устойчивого функционирования воздушного транспорта Российской Федерации; совершенствование методик реального контроля и оценки фактического уровня конкуренции на рынке аэропортовых услуг; совершенствование методов тарифного регулирования естественных монополий; ограничение конкуренции аэропортовой деятельности с расширением дифференциации по субъектам регулирования аэропортовых сборов; введение процедур регулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию аэропортовых услуг с привлечением организаций операторов, пользователей и их объединений; регулирование взаимодействия аэропортов и системы организации воздушного движения; развитие конкуренции в потенциально конкурентных сферах аэропортовой деятельности (топливозаправка, техобслуживание воздушных судов, обработка багажа, грузов и почты); регулирование деятельности топливозаправочных компаний всех аэропортов для предотвращения дискриминации в обслуживании авиакомпаний и других владельцев топлива, а также для обеспечения прозрачности формирования цен на авиатопливо и их снижения путем организации закупок через аукционы, в которых участвуют не менее 3 поставщиков. В области автомобильного транспорта в целях повышения качества транспортного обслуживания предусматривается ускорение товародвижения при перевозках и хранении готовой продукции, для чего необходимы: разработка, утверждение и введение в действие новых правил перевозки грузов автомобильным транспортом; разработка и внедрение комплексных проектов по организации перевозок грузов на междугородных маршрутах по наиболее грузонапряженным направлениям (с временем движения грузовых автотранспортных средств на этих маршрутах не менее 20 часов в сутки); развитие рациональных систем перевозок грузов в крупных транспортных узлах для сокращения порожних пробегов, уменьшения времени простоя автомобилей в погрузочноразгрузочных пунктах, повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобилей (к 2030 году эти перевозки должны составить до 40 процентов внутриузловых перевозок автомобильным транспортом). Для развития конкурентного рынка транспортных услуг необходимо обеспечить приоритетное развитие автомобильного транспорта общего пользования, располагающего современной производственно-технической базой и оптимальной структурой парка автотранспортных средств, с учетом увеличения его доли в выполняемых перевозках. Доля коммерческих перевозок грузов в общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом к 2030 году должна увеличиться в 2 раза, или до 60 процентов. В области тарифного регулирования в целях повышения доступности автотранспортных услуг для потребителей грузового автомобильного транспорта необходимо обеспечить: недопущение кратковременной реализации автотранспортных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга); совершенствование механизмов финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения. В области морского транспорта для развития конкурентного рынка транспортных услуг необходимо: увеличить пропускную способность российских морских портов и провозную способность морского транспортного флота, что позволит удовлетворить прогнозируемый количественный и качественный спрос на услуги по перевалке российских экспортно-импортных грузов и международных транзитных грузов в российских морских портах, повысить потенциал внешней торговли, существенно увеличить объемы экспорта транспортных услуг; осуществить переход при тарифном регулировании естественных монополий от полного возмещения всех обоснованных затрат с учетом обеспечения рентабельности к определению предельного уровня цены на длительный период; постепенно отказаться от регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы в связи с развитием конкуренции на рынках. В области внутреннего водного транспорта в целях повышения качества транспортного обслуживания, повышения сохранности грузов, увеличения скорости доставки и снижения затрат предусматривается внедрение и развитие транспортно-технологических систем, приспособленных для интермодальных перевозок (судов-контейнеровозов, ролкерных судов, универсальных баржебуксирных составов). Для развития конкурентного рынка транспортных услуг необходимо становление экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образованию крупных компаний, способных конкурировать на рынке услуг внутреннего водного транспорта. В области тарифного регулирования предусматривается дальнейшая дифференциация тарифов для приближения базового тарифа к объективным затратам. В этой части главными задачами являются: снижение тарифов на перевозки массовых грузов путем использования маршрутных технологий; совершенствование тарифов, определяющих экономику прогрессивных технологий перевозок - интермодальных и мультимодальных перевозок; решение вопросов, касающихся региональной (территориальной) дифференциации. В области мультимодальных перевозок необходимо улучшить взаимодействие всех видов транспорта при их осуществлении, для чего должны быть созданы органы по координации работы всех видов транспорта и обеспечению их рационального взаимодействия в крупных транспортных узлах, а также приняты нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление смешанных (комбинированных) перевозок грузов. Во всех субъектах Российской Федерации необходимо осуществить мероприятия по созданию сети транспортно-логистических центров для оказания транспортно-экспедиторских услуг, а также создать развитую сеть продаж грузовых перевозок и расширить сферу услуг по комплексному транспортно-логистическому обслуживанию. 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами В целях обеспечения на всех видах транспорта доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами будут осуществляться следующие мероприятия: обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам, ценовой доступности транспортных услуг, в том числе в районах Крайнего Севера, в Калининградской области, на Дальнем Востоке и в Забайкалье, разработка и реализация согласованных схем развития авиатранспортного и автотранспортного обеспечения перевозок по местным социальным маршрутам в удаленных регионах; разработка и выполнение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов обеспечения возможности передвижения всех слоев населения по территории страны, обеспечение их реализации по прогрессивной шкале с учетом улучшения условий транспортного обслуживания населения; развитие систем городского и пригородного пассажирского транспорта; регулирование допуска к коммерческой деятельности в области пассажирских перевозок; развитие парка пассажирского подвижного состава, не уступающего по техникоэкономическим параметрам мировым аналогам; развитие систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров. В области железнодорожного транспорта в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании принято решение о прекращении их перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок и постепенном привлечении для этих целей средств федерального бюджета. Продолжением реализации государственной политики в области социально значимых пассажирских железнодорожных перевозок должно стать законодательное обеспечение компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. При этом должно быть обеспечено формирование соответствующего механизма компенсации потерь в доходах от осуществления государственного тарифного регулирования в сфере пассажирских перевозок в пригородном сообщении. При росте пассажирооборота на 32,9 процента будут существенно улучшены качественные показатели пассажирских перевозок. Участковая скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км/ч, или на 18,6 процента. Повышение доступности и качества транспортных услуг для населения должно осуществляться по следующим направлениям: развитие пригородно-городских пассажирских сообщений с преобразованием участков железных дорог в скоростные и высокоскоростные системы для обеспечения комфортных условий поездки, сокращения затрат времени пассажира на поездку, разгрузки в крупных городах метрополитена и наземного пассажирского транспорта в пиковые часы, для чего необходимо увеличение количества пригородных поездов на радиальных направлениях в целях сокращения интервалов и снижения наполняемости вагонов электропоездов в пиковые часы, развитие внутригородских перевозок за счет интенсификации использования диаметральных направлений и увеличения в перспективе их количества, увеличение количества компактных пересадочных узлов, развитие межрегиональных перевозок поездами повышенной комфортности типа "экспресс", организация перевозок пассажиров между мегаполисами и крупными областными центрами с использованием поездов типа "спутник", организация интермодальных перевозок пассажиров специализированным подвижным составом до аэропортов; повышение доступности, качества и объема услуг, предоставляемых железнодорожными вокзалами; совершенствование систем бронирования с использованием сети Интернет, а также внедрение систем безналичной оплаты билетов; дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте. В сфере автомобильного транспорта необходимо обеспечить приоритетное развитие автомобильного транспорта общего пользования, располагающего современной производственнотехнической базой и оптимальной структурой парка автотранспортных средств с учетом увеличения его доли в выполняемых перевозках. Повышение доступности и качества транспортных услуг для населения будет осуществляться по следующим направлениям: реализация единой транспортной политики в сфере планирования и управления на пассажирском автомобильном транспорте, направленной на устранение ограничений доступа населения к услугам пассажирского автомобильного транспорта; создание подъездов к населенным пунктам, обеспечивающих круглогодичное и независящее от погодно-климатических условий автобусное движение; совершенствование маршрутной сети пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и ее обустройство, направленное на обеспечение удобства для населения на основе внедрения стандартов качества; расширение географической доступности пассажирского транспорта путем введения минимальных транспортных стандартов, в том числе для обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями, и пассажирского автомобильного транспорта общего пользования в сельской местности. Новые инфраструктурные и технологические решения позволят снизить к 2030 году затраты времени пассажиров на поездки пассажирским автомобильным транспортом общего пользования на 25 - 30 процентов относительно уровня 2007 года. В области тарифного регулирования в целях повышения доступности транспортных услуг для населения необходимо: дальнейшее развитие системы регулирования тарифов на пассажирском автомобильном транспорте; совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг автомобильного транспорта общего пользования населению; определение и использование механизмов компенсации выпадающих доходов при регулировании тарифов (например, на основе социальных государственных контрактов по обеспечению перевозок на социально значимых маршрутах). В сфере воздушного транспорта для повышения качества транспортного обслуживания предполагается реализация следующих мероприятий: улучшение качества перевозочного процесса, в том числе осуществление сертификации российских авиакомпаний по стандартам программы, разработанной Международной ассоциацией воздушного транспорта; повышение комфорта, частоты и регулярности полетов, расширение списка дополнительных услуг (питание, развлечения, услуги связи) и обеспечение привлекательной стоимости авиабилета за счет обновления парка воздушных судов и развития конкуренции между авиакомпаниями, создания авиационных альянсов (в том числе участия в международных) и низкобюджетных авиакомпаний, оснащения воздушных судов и аэродромов оборудованием, обеспечивающим возможность эксплуатации в сложных метеоусловиях, внедрения эффективной системы технического обслуживания и ремонта самолетов нового поколения, для которых характерны сокращенное время простоя при поиске и устранении неисправностей, внедрения современных технологий обслуживания пассажиров, в том числе электронных, сокращения продолжительности наземного трансфера пассажира в аэропорт за счет организации эффективной транспортной связи между аэропортами и населенными пунктами. Развитие конкурентного рынка транспортных услуг будет осуществляться по следующим направлениям: устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции операторов воздушного транспорта; коммерциализация услуг авиатранспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов; либерализация рынка и совершенствование механизмов сертификации, лицензирования и подтверждения соответствия авиапредприятий установленным требованиям допуска к деятельности в сфере воздушного транспорта, в том числе сокращение использования количественных квот и замена их качественными, дифференциация сертификационных требований к авиапредприятиям, эксплуатантам и организациям авиатопливообеспечения разного уровня, постепенный переход к более мягким и более общим формам регулирования, создание общегосударственной системы регулирования временных интервалов выполнения рейса в аэропорту (слотов); введение процедур аккредитации производителей и поставщиков авиационных горючесмазочных материалов и спецжидкостей, обеспечивающих безопасность и регулярность полетов, включая сертификацию авиационных горюче-смазочных материалов в целях эксплуатации авиатехники при низких и сверхнизких температурах окружающего воздуха. Необходимы стимулирование структурных преобразований в отрасли в части консолидации бизнеса на коммерческом сегменте авиатранспортного рынка за счет ужесточения требований к качеству работы операторов, сохранение за российскими авиаперевозчиками исключительного права на выполнение внутренних авиационных перевозок до 2020 года. В 2021 - 2030 годах может быть рассмотрен вопрос о предоставлении иностранным авиакомпаниям на территории России более широких коммерческих прав (степеней свободы воздуха). Повышение доступности и качества услуг воздушного транспорта для потребителей будет достигнуто за счет: удовлетворения спроса путем расширения спектра и географии авиатранспортных услуг, развития парка современных воздушных судов, приведения структуры предложения авиаперевозок и авиационных работ к структуре спроса на них; повышения безопасности функционирования воздушного транспорта, в том числе экологической, до мирового уровня; обеспечения доступности услуг воздушного транспорта для основной части населения; расширения сфер рационального использования гражданской авиации, развития авиации общего назначения и деловой авиации. Повышение ценовой доступности авиаперевозок будет осуществляться за счет: снижения себестоимости перевозок путем развития конкуренции между авиакомпаниями, повышения интенсивности эксплуатации и оптимизации парка воздушных судов; сдерживания роста аэропортовых сборов и ставок на наземное обслуживание авиакомпаний путем увеличения дополнительных доходов аэропортов от неавиационной деятельности; реализации гибкой тарифной политики в отношении различных категорий потребителей услуг и классов обслуживания, в том числе путем создания "дешевых" авиакомпаний. Приоритетом является развитие коммерческих авиационных перевозок и работ, которые должны обеспечить удовлетворение основного спроса на услуги воздушного транспорта. В рамках данного сегмента рынка приоритеты государственной политики определяются исходя из обеспечения условий для развития, в первую очередь, внутрироссийских авиационных перевозок и работ, в том числе социально значимых местных авиалиний, не имеющих круглогодичной транспортной альтернативы, а также таких магистральных авиалиний, обеспечивающих транспортную целостность государства, как авиалинии, связывающие с центром страны Калининградскую область, районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Темпы роста этого сегмента рынка должны к 2020 году превзойти развитие сегмента международных перевозок российских авиакомпаний, выполняемых в сообщении с аэропортами страны. В сфере регулирования авиационных тарифов решаются следующие задачи: ограничение предельных уровней тарифов в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей, недопущения кратковременной реализации авиатранспортных и аэронавигационных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) и долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности воздушной перевозки или предоставления авиационных услуг; обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа объявленного тарифа); обеспечение разумной стабильности тарифов в интересах пользователей авиатранспортных услуг; поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение механизмов рыночного ценообразования; переход к осуществлению уведомительного (регистрационного) принципа установления тарифов на услуги операторов на конкурентных сегментах рынка. Дальнейшая либерализация тарифного регулирования будет осуществляться по мере расширения конкурентной среды и сокращения видов деятельности, относимых к естественным монополиям в сфере аэропортового бизнеса и аэронавигационного обслуживания, за счет: формирования ставок сборов и тарифов, реально отражающих затраты на содержание и интенсивность использования объектов аэропортов и системы организации воздушного движения; совершенствования системы контроля и финансового аудита авиапредприятий, осуществляющих аэропортовую деятельность, и организаций системы аэронавигационного обслуживания; обеспечения адекватного финансирования мероприятий по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности; повышения инвестиционной привлекательности аэропортов. Тарифное регулирование в области социально значимых авиационных перевозок предусматривает государственную поддержку субъектов транспортного рынка (допускается лишь в тех случаях, когда за счет рыночных механизмов не может быть обеспечен достаточный уровень предложения авиационных услуг или социально приемлемый уровень тарифов на них), льготных категорий пассажиров, социально значимых авиационных перевозок (путем выделения субсидий, предоставляемых авиапредприятиям, обеспечивающим выполнение социально значимых авиационных перевозок). Государственная поддержка социально значимых авиационных перевозок и работ должна оказываться скоординированно за счет средств бюджетов всех уровней. В сфере морского транспорта для повышения доступности услуг транспортного комплекса для населения требуется обеспечить рост перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах, что позволит существенно поднять уровень транспортного обеспечения таких районов страны, как Крайний Север и Дальний Восток, в том числе с использованием Северного морского пути, транспортного сообщения с Калининградской областью, и обеспечить прогнозируемый спрос на социально значимые пассажирские перевозки морским транспортом. В сфере внутреннего водного транспорта для повышения качества транспортного обслуживания пассажиров предусматривается улучшение организации транспортного процесса, состояния используемых внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений и судов, повышение комфортности и уровня сервиса. Предусматривается развитие деловых поездок пассажиров за счет пополнения флота скоростными судами и создания рынка водного такси (первоначально в г. Москве и Московской области). Для повышения доступности транспортных услуг в сфере внутреннего водного транспорта необходимо осуществить следующие мероприятия: увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов с освещаемой обстановкой; реконструкция гидросооружений; устранение разрыва между увеличивающимся спросом на пассажирские перевозки и количественными и качественными характеристиками флота. 4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны Основными задачами Транспортной стратегии в рамках интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны являются: развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, обеспечивающих их конкурентоспособность на уровне мировых аналогов; реализация законодательных и других государственных методов регулирования, обеспечивающих содействие увеличению доли участия российских транспортных организаций в перевозках экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами; интеграция в международное транспортное пространство, в первую очередь в рамках Евразийского экономического сообщества и Шанхайской организации сотрудничества, включая формирование контейнерных мостов, развитие международного сотрудничества в области транспорта в других международных транспортных организациях и с другими торговыми партнерами России, расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта; мотивирование создания национальных и интернациональных транспортных компаний, способных конкурировать с мировыми компаниями, расширение участия в крупных международных транспортных проектах. Реализация этих задач требует развития международного сотрудничества в области транспорта, которое является инструментом реализации национальных интересов Российской Федерации, обеспечивая ее устойчивую и последовательную интеграцию в мировую хозяйственную систему. В ближайшие 20 лет международное сотрудничество в области транспорта должно содействовать интенсификации процессов региональной экономической интеграции, продвижению российских товаров и услуг на мировые рынки, увеличению объемов и расширению географии въездного и выездного туризма, упрощению процедур пересечения границ, а также росту престижа Российской Федерации в международных организациях и расширению ее влияния на принимаемые в этих организациях решения. Развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, обеспечивающих их конкурентоспособность на уровне мировых аналогов, требует выполнения комплекса мероприятий по мониторингу рынка экспорта транспортных услуг и изучению преимуществ основных внешних конкурентов, выработки комплекса мероприятий по улучшению технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, включая вопросы взаимодействия с таможенными, пограничными и другими государственными контрольными органами, планирования их развития и согласования в рамках международного сотрудничества по транспортным коридорам. Большое значение будет иметь расширение экспорта российских транспортных услуг. Основными направлениями решения задач интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны являются: региональная транспортная интеграция; повышение конкурентоспособности российских поставщиков транспортных услуг на мировых рынках и рост экспорта транспортных услуг; участие в международных проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных, в том числе евро-азиатских транспортных связей, развитие международных транспортных коридоров и увеличение масштабов транзитных перевозок; расширение участия России в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта; защита российских интересов в рамках участия в деятельности международных организаций; расширение двустороннего сотрудничества в области транспорта между Россией и иностранными государствами; развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества в области транспорта с Европейским союзом, в том числе в рамках создаваемой зоны свободной торговли Россия - Европейский союз. Региональная транспортная интеграция является одной из сфер, определяющих динамику и результаты региональной экономической интеграции в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Союзного государства. Ключевым направлением региональной транспортной интеграции будет являться формирование в полном объеме транспортного союза и единого транспортного пространства в рамках ЕврАзЭС. В числе мер по формированию единого транспортного пространства ЕврАзЭС наибольшее значение будут иметь: гармонизация нормативного правового регулирования транспортной деятельности, унификация технических стандартов и транспортных технологий в государствах - членах ЕврАзЭС, в том числе на основе международных норм ЕврАзЭС и многосторонних соглашений и конвенций в области транспорта; устранение любой дискриминации поставщиков транспортных услуг из одних государств - членов ЕврАзЭС в другие государства - члены ЕврАзЭС, а также в сфере лицензирования и сертификации при учреждении ими транспортных компаний, их филиалов и представительств, совместных предприятий на всей территории единого транспортного пространства, то есть предоставление им национального режима; обеспечение свободного транзита пассажиров и грузов, эффективное использование транзитно-транспортного потенциала государств - членов ЕврАзЭС; переход в рамках ЕврАзЭС к заключению многосторонних соглашений о воздушном сообщении (открытое небо), международном автомобильном сообщении, судоходстве по внутренним водным путям и других международных актов; максимальное использование положительного опыта интеграции транспортных систем, накопленного в государствах - участниках СНГ, особенно в области железнодорожного транспорта, а также в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства; создание в рамках ЕврАзЭС механизмов консультаций для согласования внешнеэкономической политики в области транспорта; техническое перевооружение транспортных систем в целях существенного улучшения использования транспортного потенциала государств - членов ЕврАзЭС и эффективного обслуживания их населения и экономики, а также обеспечения в полной мере безопасности перевозок и охраны окружающей среды; унификация принципов формирования тарифной политики; унификация условий обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами воздушных судов и владельцев транспортных средств перед третьими лицами; обеспечение свободного доступа профессиональной рабочей силы к рынку транспортных услуг и совместная подготовка кадров; проведение единой политики в области транспортной безопасности, безопасности перевозок и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Повышение конкурентоспособности российских поставщиков транспортных услуг на мировых рынках и рост экспорта транспортных услуг являются одними из приоритетных задач Транспортной стратегии. Развитие экспорта транспортных услуг является столь же важной составляющей национального продукта России, как и экспорт товаров. В 2030 году экспорт транспортных услуг в стоимостном выражении возрастет в 6,8 раза (до 80 млрд. долл. США) по сравнению с 2007 годом. Рост объемов экспорта транспортных услуг должен происходить как за счет увеличения физических объемов перевозок пассажиров и грузов российскими транспортными компаниями, так и за счет повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг и расширения доступа к перевозкам пассажиров и грузов между третьими странами. Одним из индикаторов, отражающих изменение конкурентоспособности российских перевозчиков и в целом экспортного потенциала национальной транспортной системы является удельный вес участия российских транспортных организаций в перевозках экспортных грузов на мировые рынки, импортных грузов, транзитных грузов, а также грузов третьих стран и иностранных фрахтователей. Политика, направленная на повышение конкурентоспособности российских перевозчиков и рост экспорта транспортных услуг, основывается на принципе недискриминации и осуществляется по следующим направлениям: установление и поддержка в рамках торговой и транспортной политики государства благоприятных условий для российских экспортеров транспортных услуг; содействие реализации интересов российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг; создание для российских перевозчиков не менее благоприятного режима при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран; создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, обеспечивающей не только конкурентоспособность на международных рынках, но и принципиальную доступность этих рынков для российских операторов; разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом; совершенствование системы государственного контроля в сегментах рынка международных перевозок, в которых действует двусторонняя разрешительная система. Предусматривается участие в международных проектах и программах, направленных на развитие межрегиональных, в том числе евро-азиатских, транспортных связей, развитие международных транспортных коридоров и увеличение масштабов транзитных перевозок. Одним из важнейших экономических и геополитических преимуществ России, не использованных в достаточной мере несмотря на предпринятые в последние десятилетия усилия, является реализация транзитного потенциала страны, включающая: привлечение для перевозок по наземным транспортным коммуникациям (железные и автомобильные дороги) грузов между странами Азии и Европы, прежде всего по евро-азиатским международным транспортным коридорам "Восток - Запад" и "Север - Юг"; интеграцию внутренних водных путей в систему перевозок грузов между государствами Центральной и Южной Азии, Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими государствами, с другой стороны; использование воздушного пространства России для организации транзитных пролетов авиакомпаний третьих стран по транссибирским, трансполярным, кроссполярным и другим маршрутам, соединяющим Европу с Восточной и Юго-Восточной Азией, а также Северную Америку с Южной и Юго-Восточной Азией; развитие трансферных пассажиропотоков и грузопотоков через международные узловые аэропорты Российской Федерации. Объем транзитных перевозок железнодорожным, автомобильным и внутренним водным транспортом через территорию России к 2030 году увеличится в 3,6 раза и достигнет 100 млн. тонн в год. Для реализации транзитного потенциала Российской Федерации необходимы: совершенствование нормативно-правовой базы в целях обеспечения эффективного развития транзитных перевозок; активная государственная поддержка транзитных проектов России на международной арене, формирование выгодных для России международных альянсов; планирование модернизации транспортной инфраструктуры с учетом увеличения транзитных грузопотоков; поддержка инвестиционных проектов, в том числе международных, направленных на развитие транзитных перевозок; дальнейшее развитие транспортно-таможенных технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок, ускоряющих доставку и пограничную обработку транзитных грузов; участие в многосторонних проектах, реализуемых международными организациями, в том числе ООН, и направленных на развитие потенциала евро-азиатских транспортных связей и транзитных перевозок грузов. Расширение участия России в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта является инструментом интеграции России в мировую транспортную систему, повышения конкурентоспособности российских перевозчиков, унификации технических и технологических норм и стандартов в транспортной сфере, а также гармонизации законодательства России в области транспорта с общепринятой в мире практикой. Наибольшее значение для России имеет участие в соглашениях и конвенциях, регулирующих: автомобильный, железнодорожный, внутренний водный виды транспорта и дорожное хозяйство (соглашения и конвенции Европейской экономической комиссии ООН); воздушный транспорт (соглашения и конвенции Международной организации гражданской авиации); морской транспорт (соглашения и конвенции Международной морской организации). Предстоит проделать большую работу по присоединению к целому ряду соглашений и конвенций, которые во многом определяют современный облик безопасной и эффективной мировой транспортной системы. Неучастие в них грозит изоляцией и снижением конкурентоспособности российских транспортных коммуникаций и компаний-перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг. Защита российских интересов в рамках участия в деятельности международных организаций и многостороннее сотрудничество являются наиболее эффективными инструментами в сфере решения проблем и выработки соответствующей политики в области транспорта на международном уровне. В рамках международных организаций формируется и осуществляется многостороннее сотрудничество в области транспорта, разрабатываются и принимаются международные соглашения и конвенции, поэтому активная роль России в этих организациях позволяет наиболее эффективно отстаивать и продвигать интересы национальной транспортной системы и российских перевозчиков. Многостороннее сотрудничество России в области транспорта осуществляется в рамках: международных универсальных и специализированных межправительственных организаций; международных неправительственных организаций; органов регионального сотрудничества в области транспорта. Принципиальное значение имеет активное участие России в работе таких международных организаций, как Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, Экономическая и социальная Комиссия ООН для Азии и Тихого Океана, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный транспортный форум - орган Организации экономического сотрудничества и развития, Организация сотрудничества железных дорог, Межправительственный совет дорожников государств СНГ. В работе международных неправительственных организаций принимают участие крупнейшие российские транспортные компании и их ассоциации, поэтому их площадка служит для реализации стратегии расширения доступа российских перевозчиков на мировые рынки и роста экспортного потенциала. С этой точки зрения наиболее значимыми для интересов России будут являться Международная ассоциация воздушного транспорта, Международный совет аэропортов, Международный союз автомобильного транспорта, Международный союз железных дорог, Международная федерация экспедиторских ассоциаций и другие международные неправительственные организации. Предстоит значительно расширить региональное транспортное сотрудничество в области транспорта для реализации интересов российского транспортного бизнеса: на северо-западе России - в рамках Совета Баренцево/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря; на юге - в рамках Черноморского экономического сотрудничества; на востоке - в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Эффективность многостороннего сотрудничества в области транспорта в рамках международных организаций будет определяться не только конкретными достижениями в интересах отечественной транспортной системы, но и ростом престижа России в мире как великой транспортной державы. Предусматривается расширение двустороннего сотрудничества в области транспорта между Россией и иностранными государствами, основой которого являются соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами, в частности соглашения о воздушном сообщении, морском судоходстве и об автомобильном сообщении. Главным преимуществом для российских транспортных компаний будет по-прежнему являться использование преференциальных режимов перевозок, предоставляемых в соответствии с этими соглашениями. В области гражданской авиации будет продолжена работа по совершенствованию системы межправительственных соглашений о международном воздушном сообщении, приведение ее в соответствие с реалиями современного этапа развития мирового авиарынка, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации. Должна быть начата работа по заключению соглашений об открытом небе, предоставляющих назначенным авиаперевозчикам дополнительные коммерческие права по осуществлению международных воздушных сообщений. Соглашения об открытом небе будут использоваться на первом этапе между Россией и государствами - участниками СНГ (в первую очередь теми из них, которые являются членами ЕврАзЭС). В области международного морского торгового судоходства продолжится работа по заключению новых двусторонних межправительственных соглашений и перезаключению соглашений, подписанных в годы СССР и содержащих устаревшие нормы. Работа по совершенствованию системы двусторонних межправительственных соглашений должна вестись в увязке с многосторонним переговорным процессом по |