Ярославля, Иваново, Костромы, Смоленска, Белгорода, Орла; развитие аэропортов местного значения, а также для малой авиации; в сфере внутреннего водного транспорта: модернизация Южного порта в г. Москве, порта в г. Ярославле, строительство порта в г. Дмитрове с созданием транспортно-логистических комплексов; развитие портовых перегрузочных комплексов в опорных воднотранспортных пунктах - г. г. Твери, Рязани, Касимове, Коломне, Серпухове, Муроме; реконструкция Северного речного вокзала в г. Москве и пассажирского вокзала Ярославского порта, а также создание благоустроенной береговой инфраструктуры в местах проведения экскурсий и отдыха туристов в портах Кимры, Углич, Кострома и других. В Южном федеральном округе транспорт является одной из важнейших отраслей экономики и его развитие осуществляется в целях решения следующих основных задач: развитие транспортной системы регионов округа, особенно Чеченской Республики и других республик Северного Кавказа, для повышения темпов их социально-экономического прогресса и увеличения объемов межрегиональных связей; транспортное обеспечение растущих объемов внешней торговли страны и международного транзита. Это прежде всего связано с развитием морских и наземных коммуникаций евроазиатского транспортного направления Север - Юг, увеличением переработки внешнеторговых грузов в российских морских портах Черного и Азовского морей, активизацией международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и Организации Черноморского экономического сотрудничества; развитие рекреационных возможностей региона и подготовка к проведению в 2014 году в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр. Приоритетными направлениями развития транспорта в Южном федеральном округе являются создание скоростных железнодорожных и автодорожных направлений, повышение пропускной способности всех видов транспорта, включая усиление подходов к морским портам, строительство новых железных и автомобильных дорог и воднотранспортных межбассейновых соединений, а также комплексное развитие крупнейшего Новороссийского транспортного узла и формирующейся агломерации Ростов-на-Дону - Аксай - Батайск - Новочеркасск, создание на территории округа транспортно-логистической инфраструктуры, увеличение мощностей всех морских портов с ростом их грузооборота к 2030 году в 1,9 раза, развитие перевозок пассажиров морским и речным транспортом. Предусматривается развитие аэропорта в г. Ростове-на-Дону в качестве хаба, а также крупных аэропортов в г. г. Краснодаре, Волгограде, Минеральные Воды. Для развития местных воздушных перевозок будут развиваться аэропорты центров субъектов Российской Федерации, местные связующие и курортные аэропорты. До 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: формирование скоростной пассажирской линии Центр - Юг (Москва - Адлер) со строительством новой линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск; комплексная реконструкция участка имени М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла; электрификация участков Трубная - Аксарайская, Юровский - Темрюк - Кавказ, Тамань, разъезд 9-й км - Юровский - Анапа; реконструкция Большого и Малого новороссийских тоннелей; реконструкция тоннелей на участках Кривенковская - Белореченская и Туапсе - Адлер; реконструкция мостов через р. Волгу на участке Аксарайская - Астрахань; строительство дополнительных главных путей на участках Туапсе - Сочи - Адлер, Энем - Кривенковская, Тимашевская - Крымская, Котельниково - Тихорецкая, Тихорецкая - Кореновск, Энем - Крымская, Юровский - Гостагаевский, Крымская - Юровский - Вышестеблиевская, Ахтуба - Трубная, Волгоград - Котельниково; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: строительство участков автомобильной дороги М-27 (Джубга - Сочи), 3-й очереди обхода г. Сочи, автомобильной дороги Адлер - Красная Поляна, а также дублера Курортного проспекта и транспортных развязок на его пересечении с улично-дорожной сетью города; строительство и реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог М-4 "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск), М-6 "Каспий" (Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань), М-21 (Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной), М23 (Ростов-на-Дону - Таганрог - граница с Украиной), М-29 "Кавказ" (Краснодар - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой), А-155 (Черкесск - Домбай), автодорог Алагир - Нижний Зарамаг - граница с Грузией и Астрахань - Махачкала; реконструкция автодорожных подходов к государственной границе с Украиной, подъезда к морскому порту Кавказ, проектирование моста через Керченский пролив; строительство автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка на концессионной основе; в сфере воздушного транспорта: строительство и реконструкция объектов в аэропортах Волгоград, Сочи, Анапа, Минеральные Воды, Астрахань, Ростов-на-Дону, Краснодар, Махачкала, Нальчик, Элиста, Ставрополь, Владикавказ, Майкоп, Магас и Грозный; создание Ростовского укрупненного центра организации воздушного движения; в сфере морского транспорта: строительство терминалов по перевалке мазута, зерна, контейнеров, глиноземов, сухих минеральных удобрений и лесных грузов Новороссийского транспортного узла; реконструкция объектов федеральной собственности морского порта Таганрог, включая подходный канал; развитие объектов инфраструктуры порта Кавказ; строительство и реконструкция объектов инфраструктуры порта Темрюк; создание сухогрузного района порта Тамань, включая строительство комплексов универсального назначения, для перевалки угля, контейнеров и паромного сообщения; реконструкция порта Сочи, включая реконструкцию и строительство 15 морских пассажирских терминалов в морском порту Сочи с созданием береговой инфраструктуры для восстановления местных пассажирских морских линий, строительство грузового района порта Сочи с береговой инфраструктурой в устье р. Псоу и объектов инфраструктуры в устье р. Мзымта; строительство портовых терминалов и объектов инфраструктуры порта Азов; строительство портового железнодорожного сортировочного парка порта Махачкала; строительство объектов федеральной собственности морского порта Оля, включая строительство первой очереди второго грузового района; реконструкция и строительство объектов государственной собственности порта Астрахань; в сфере внутреннего водного транспорта: реконструкция гидроузлов Волго-Донского канала, Волгоградского и Николаевского гидроузлов, плотины Кочетовского гидроузла, Северско-Донецкой и Манычской шлюзованных систем, устранение отдельных лимитирующих участков внутренних водных путей Азово-Донского и Волжского бассейнов. В 2016 - 2030 годах основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: восстановление железнодорожной инфраструктуры в Чеченской Республике; организация интермодального сообщения аэропорт Минеральные воды - Минеральные воды - Кисловодск, с реконструкцией железнодорожных линий; строительство новой линии Кривенковская - Адлер; организация скоростного движения Ростов - Краснодар, Ростов - Минеральные Воды, Краснодар - Минеральные Воды, Саратов - Волгоград; строительство стратегической линии Коммунистическая - Кочевая; строительство социально значимой линии Волгоград - Элиста, строительство грузообразующей линии Солдатская - Тырныауз; создание второго подхода к Новороссийскому порту; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: строительство автомагистралей и скоростных автомобильных дорог с использованием механизмов государственно-частного партнерства по направлениям Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань, Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск, Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной; строительство моста через Керченский пролив; строительство и реконструкция автомобильных дорог, формирующих кольцевой маршрут вокруг Черного моря на территории Российской Федерации; включение в сеть автомобильных дорог федерального значения дороги, обеспечивающей подъезд от федеральной сети автомобильных дорог к морскому порту Оля; комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупнейших транспортных узлах - г. г. Ростове-на-Дону и Новороссийске; в сфере воздушного транспорта: дальнейшее развитие наиболее крупных аэропортов и аэропортов местного значения Ейск, Таганрог, Кизляр и других; в сфере морского транспорта: дальнейшее развитие портов Новороссийск, Сочи, Туапсе, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Темрюк, Кавказ, Оля, Махачкала и Тамань; в сфере внутреннего водного транспорта: строительство новых причалов и терминалов в г. Волгограде и других речных портах; развитие воднотранспортного соединения между Азово-Черноморским и Каспийским бассейнами. Развитие транспорта в Приволжском федеральном округе будет определяться, с одной стороны, развитием его экономики - реализацией промышленного и сельскохозяйственного потенциала регионов, ростом потребительского сектора, с другой стороны, повышением значения транспортной системы округа для осуществления перевозок в межрегиональном, внешнеторговом и транзитном сообщениях. Выгодное транспортно-географическое положение округа на пересечении 2 евро-азиатских транспортных направлений Север - Юг и Восток - Запад оказывает исключительно благоприятное влияние на формирование его производственного комплекса и торговли. Приоритетными направлениями развития транспорта в Приволжском федеральном округе являются создание скоростных железнодорожных направлений, повышение пропускной способности основных магистральных направлений транспортной сети, включая железнодорожную инфраструктуру, автомобильные дороги федерального и регионального значения, внутренние водные пути, а также создание интегрированной сети транспортнологистических комплексов, развитие авиатранспортной инфраструктуры с формированием хабов международных и внутренних магистральных перевозок на базе аэропортов г. г. Самары и Уфы и строительство метрополитена в г. Уфе. До 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Приволжском федеральном округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: организация скоростного движения на линии Москва - Нижний Новгород; строительство обхода Саратовского железнодорожного узла; электрификация участков Сызрань - Сенная, Кинель - Оренбург и Ртищево - Кочетовка; реконструкция мостового перехода через р. Волгу на участке Ульяновск - Акбаш, а также моста на участке Сызрань - Безенчук; строительство технологической линии Яйва - Соликамск; строительство дополнительных главных путей на участках Чишмы - Ульяновск, Лянгасово - Котельнич, Дема - Чишмы и Калино - Левшино; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: строительство и реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог М-5 "Урал" (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск), М-7 "Волга" (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа); реконструкция автомобильных дорог М-32 (Самара - Большая Черниговка - граница с Республикой Казахстан), 1Р 242 (Пермь - Екатеринбург), 1Р 158 (Нижний Новгород - Арзамас - Саранск); проектирование новой автомобильной дороги федерального значения по маршруту Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург; в сфере воздушного транспорта: развитие аэропортов г. г. Самары, Нижний Новгород, Уфы, Перми, Пензы, Саратова, Казани, Оренбурга, Ульяновска, Ижевска, Кирова, Орска, Саранска и Нижнекамска; создание Самарского укрупненного центра организации воздушного движения; в сфере внутреннего водного транспорта: строительство низконапорного гидроузла на р. Волге в Нижегородской области; реконструкция элементов Городецкого, Чебоксарского, Самарского и Саратовского гидроузлов на р. Волге, Чайковского, Пермского и Нижне-Камского гидроузлов на р. Каме, Павловского гидроузла на р. Белой. В 2016 - 2030 годах основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: организация скоростного движения на линиях Москва - Рязань - Мичуринск - Саратов, Самара - Саранск, Самара - Пенза, Самара - Саратов и Саратов - Волгоград; строительство обхода Пермского железнодорожного узла; электрификация участков Кандры - Инза и Ульяновск - Сызрань; реконструкция моста через р. Каму в Пермском узле; строительство вторых мостовых переходов через р. Волгу на участках Ульяновск - Димитровград, Анисовка - Саратов и третьего мостового перехода на участке Кинель - Сызрань; создание альтернативного транспортного направления с Урала в порты Белого и Баренцева морей (Сыктывкар - Пермь (Соликамск)); в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: строительство и реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлениях "Центр - Урал" (Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург), Европа - Западный Китай (Санкт-Петербург - Вологда - Йошкар-Ола - Казань - Оренбург - граница с Республикой Казахстан), а также автодороги Казань - Пермь; строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва - Нижний Новгород - Казань - Челябинск - граница с Республикой Казахстан с ответвлением Челябинск - Екатеринбург; комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупнейших транспортных узлах - г. г. Нижний Новгород, Казани и Перми; в сфере воздушного транспорта: дальнейшее развитие наиболее крупных аэропортов и аэропортов местного значения Чебоксары, Бугульма, Балаково, Бугуруслан и других; в сфере внутреннего водного транспорта: строительство новых причалов и терминалов в речных портах Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Казань, Ульяновск, Пермь, модернизация портов Сарапул, Камбарка, Березники и Левшино; реконструкция пассажирской инфраструктуры. В Уральском федеральном округе транспортная система призвана обеспечить развитие старейшего в России индустриального региона, а также освоение перспективных месторождений полезных ископаемых. Основные широтные коммуникации этого округа входят в состав евроазиатского транспортного направления Восток - Запад. Приоритетными направлениями развития транспорта в Уральском федеральном округе являются строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий, главным образом в рамках реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", организация скоростного железнодорожного сообщения между г. г. Екатеринбургом и Челябинском, увеличение пропускной способности магистральной сети железных и автомобильных дорог, развитие транспортных коммуникаций в направлении Республики Казахстан и Китая, создание современной системы транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в пунктах взаимодействия различных видов транспорта, прежде всего в крупнейших транспортных узлах - г. г. Екатеринбурге и Челябинске, формирование на базе аэропорта г. Екатеринбурга хаба для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок и развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а также строительство метрополитена в г. Челябинске. Рост добычи полезных ископаемых в Ямало-Ненецом автономном округе будет стимулировать использование Северного морского пути. До 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: строительство грузообразующей линии Полуночное - Обская; строительство технологических линий Салехард - Надым и Паюта - Бованенково; строительство дополнительных главных путей на участках Челябинск - Нижняя - КаменскУральский, Тобольск - Сургут, Сургут - Ульт-Ягун и Калино - Левшино; реконструкция мостового перехода через р. Туру на участке Егоршино - Тавда; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: строительство и реконструкция участков автомобильных дорог М-5 "Урал" (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск), М-36 (Челябинск - Троицк - граница с Республикой Казахстан), М-51, М-53, М-55 "Байкал" (Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита); реконструкция участков автомобильных дорог 1Р 242 (Пермь - Екатеринбург), 1Р 351 (Екатеринбург - Тюмень), 1Р 402 (Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск); в сфере воздушного транспорта: развитие аэропортов Екатеринбург, Челябинск, Нижневартовск, Магнитогорск, ХантыМансийск, Сургут, Тюмень, Новый Уренгой, Урай, Надым, Когалым, Ноябрьск, Ямбург, Салехард и Нефтеюганск; создание Екатеринбургского и Тюменского укрупненных центров организации воздушного движения; в сфере морского транспорта - развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов; в сфере внутреннего водного транспорта: создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта в речных портах Ханты-Мансийск, Салехард, Тюмень, Тобольск и Сургут; реконструкция инфраструктуры пассажирских объектов. В 2016 - 2030 годах основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: строительство стратегической линии Коновалово - Называевская; организация скоростного движения на линии Екатеринбург - Челябинск; строительство грузообразующих линий Русское - Заполярная, Муслюмово - Теченская; строительство вторых мостовых переходов через реки Обь, Большой Салым и Демьянка на линии Тобольск - Сургут; строительство социально значимой линии Ханты-Мансийск - Салым; строительство технологических линий Воркута - Усть-Кара, Бованенково - Харасавэй, Паюта - Новый Порт, Коротчаево - Русское - Игарка; строительство дополнительных главных путей на участках северного обхода Свердловского узла (Богданович - Алапаевск - Смычка, Азиатская - Чусовская - Левшино и Путевка - Богданович); в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: реконструкция на территории Уральского федерального округа участков автомобильных дорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлениях Центр - Урал (Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург), Северо-Запад - Сибирь (Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Пермь - Ханты-Мансийск - Томск), а также автомобильной дороги Тюмень - Салехард; строительство новой автомобильной дороги Салехард - Новый Уренгой - Сургут; строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва - Нижний Новгород - Казань - Челябинск - граница с Республикой Казахстан с ответвлением Челябинск - Екатеринбург; комплексная модернизация и развитие дорожной сети Екатеринбургского транспортного узла; в сфере воздушного транспорта: дальнейшее развитие наиболее крупных аэропортов и аэропортов местного значения Курган, Березово, Тобольск, Кондинск, Нягань, Тарко-Сале, Харасавэй и других; в сфере морского транспорта - развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов; в сфере внутреннего водного транспорта - создание современной системы транспортноэкспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта в портах Уренгой, Надым, Сергино, Нижневартовск и Нефтеюганск. В Сибирском федеральном округе задачи развития транспортной системы значительно отличаются в зависимости от региона и его специализации, уровня экономического и социального развития, а также от географических характеристик. Приоритетными направлениями развития транспорта в южных районах Сибири, где в наибольшей степени развито промышленное и сельскохозяйственное производство, являются дальнейшее развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евро-азиатского транспортного направления Восток - Запад, включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и новых железнодорожных линий для освоения близлежащих месторождений полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкция автодорог на подходах к государственной границе в южной части региона для обеспечения прямых выходов на Китай, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок в связи с повышением мобильности населения и развитием рекреационного потенциала регионов, создание на базе крупнейших аэропортов в г. г. Новосибирске и Красноярске хабов для перевозок по международным и внутренним воздушным линиям, строительство метрополитенов в г. г. Омске и Красноярске. Приоритетными направлениями развития транспорта в северных районах Сибири являются строительство и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также совершенствование коммуникаций Северного морского пути. Для прибрежных и островных арктических районов Сибири морской транспорт останется безальтернативным видом транспорта. Сохранится его роль в вывозе продукции Норильского горно-металлургического комбината, леса из порта г. Игарки на экспорт. Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусматривается развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок в Республике Бурятия и Республике Тыва, Красноярском крае, Томской и Иркутской областях. До 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Сибирском федеральном округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: строительство обхода Читинского железнодорожного узла; строительство обхода Омского узла (Татарская - Называевская); строительство второго мостового перехода через р. Обь на участке Рямы - Камень-на-Оби и реконструкция тоннелей Первого Джебского, Крольского и Манского на участке Саянская - Кошурниково; реконструкция Кипарисовского, Облучьинского, Владивостокского, Лагар-Аульского тоннелей на Транссибирской железнодорожной магистрали; электрификация участков Улан-Удэ - Наушки, Борзя - Забайкальск и Карасук (Осолодино) - Татарская - Называевская - Коновалово; строительство социально значимой линии Бийск - Горно-Алтайск; строительство грузообразующих линий Кызыл - Курагино и Нарын - Лугокан; начало строительства Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - УстьИлимск), в том числе участок Ельчимо - Чадобец; строительство технологических линий Карабула - Ельчимо и Коновалово - Называевская; строительство дополнительных главных путей на участках Томусинская - Ерунаково, Рямы - Камень-на-Оби, Карасук - Татарская, Саянская - Кошурниково, Карымская - Забайкальск, а также на участках Байкало-Амурской магистрали; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: строительство и реконструкция участков автомобильных дорог М-51, М-53, М-55 "Байкал" (Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита), М54 "Енисей" (Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией), "Вилюй" от автомобильной дороги М-53 "Байкал" (Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск); реконструкция участков автомобильных дорог 1Р 402 (Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск), М-52 "Чуйский тракт" (Новосибирск - Бийск - граница с Монголией); реконструкция автодорожных подходов к государственной границе с Монголией и Республикой Казахстан; в сфере воздушного транспорта: развитие аэропортов Новосибирск, Красноярск, Омск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Братск, Томск, Иркутск, Абакан, Кызыл, Улан-Удэ, Чита, Горно-Алтайск, Норильск, Новокузнецк, Братск, Тура, Туруханск, Таштагол, Бийск, Кош-Агач, Усть-Кокса, Бодайбо, Усть-Кут, Киренск, Диксон, Игарка, Шушенское и Енисейск; создание Новосибирского, Красноярского и Иркутского укрупненных центров организации воздушного движения; в сфере морского транспорта - развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов; в сфере внутреннего водного транспорта: поддержание габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов и в верховьях р. Лены, а также реконструкция Красноярского судоподъемника. В 2016 - 2030 годах основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Сибирском федеральном округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: строительство обходов Иркутского и Новосибирского железнодорожных узлов; модернизация участка Улан-Удэ - Наушки; организация скоростного движения на линиях Новосибирск - Омск, Новосибирск - Томск, Новосибирск - Кемерово, Новосибирск - Барнаул и Новосибирск - Новокузнецк; создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали по маршруту Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск; строительство грузообразующих линий Новая Чара - Ансатская, Новая Чара - Чина, Лена - Непа - Ленск, Приаргунск - Березовское, Чадобец - Чадобецкий горно-обогатительный комбинат и Чадобец - Кода; строительство технологических линий Русское - Игарка - Норильск, Мозгон - Новый Уоян и Карабула - Ельчимо; строительство дополнительных главных путей на участках Тайшет - Саянская, Саянская - Кошурниково, а также на участках Байкало-Амурской магистрали; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: реконструкция на территории Сибирского федерального округа участков автомобильных дорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлении Северо-Запад - Сибирь (Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Пермь - Ханты-Мансийск - Томск); реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлениях Казань - Пермь, Абакан - Горно-Алтайск - Барнаул; в сфере воздушного транспорта - дальнейшее развитие наиболее крупных аэропортов и аэропортов местного значения Чара, Хатанга, Норильск, Ачинск, Дудинка, Усть-Илимск, Колпашево, Североенисейск и других; в сфере морского транспорта - развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов; в сфере внутреннего водного транспорта - создание на базе речных портов г. г. Новосибирска, Иркутска, Томска, Омска, Барнаула, Кемерово, Бийска, Красноярска и Осетрово мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения. В Дальневосточном федеральном округе главной задачей в области транспорта является крупномасштабное развитие транспортной инфраструктуры в целях обеспечения социальноэкономического прогресса регионов округа, повышения транспортной сбалансированности регионов этого округа между собой и с остальной территорией страны, реализации благоприятных возможностей для развития международных торговых и социальных связей прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этих условиях в большинстве регионов Дальневосточного федерального округа на первый план выдвигаются задачи транспортного обеспечения освоения месторождений полезных ископаемых, в том числе на континентальном шельфе, поддержания жизнедеятельности в удаленных и труднодоступных районах, а также обеспечения доступности транспортных услуг для населения. В южных районах этого округа главной задачей в сфере развития транспортной системы является повышение качества и доступности ее услуг для населения и хозяйствующих субъектов. Приоритетными направлениями развития транспорта в Дальневосточном федеральном округе являются завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети путем усиления Транссибирской магистрали, завершения строительства Байкало-Амурской магистрали, Амурско-Якутской магистрали и соединительных линий, строительства новых железнодорожных линий, развитие перевозок по международным транспортным коридорам ("Транссиб", "Приморье1", "Приморье-2"), продолжение формирования опорной магистральной сети автомобильных дорог, развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов и портов на острове Сахалин с увеличением их суммарного грузооборота к 2030 году в 3,1 раза преимущественно за счет роста экспорта нефтегрузов, развитие международных пограничных переходов, систем транспортно-логистического обслуживания, развитие Якутского речного порта в качестве базового для обеспечения северного завоза в Республике Саха (Якутия), интенсивное развитие сети аэропортов, в том числе инфраструктуры для обеспечения региональных авиаперевозок в Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Камчатском и Хабаровском краях, а также в Магаданской и Сахалинской областях. До 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: строительство стратегической линии Беркакит - Томмот - Якутск; строительство совмещенного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска; строительство технологической линии Известковая - Чегдомын; строительство дополнительных главных путей на участках Байкало-Амурской магистрали Комсомольск - Волочаевка и Хабаровск - Волочаевка; реконструкция тоннеля под р. Амуром у г. Хабаровска; строительство обхода Кузнецовского тоннеля Ленинск - Госграница с мостовым переходом и реконструкцией участка Биробиджан - Ленинск; реконструкция мостов через реки Зея, Бурея и моста на участке Угловая - Находка; создание логистических центров в пунктах стыка линий с разной шириной колеи и в морских портах Дальнего Востока для обеспечения торговли России с Японией, Республикой Корея и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также для евро-азиатских связей; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: строительство и реконструкция участков автомобильных дорог М-60 "Уссури" (Хабаровск - Владивосток), М-56 "Лена" (Невер - Якутск), "Вилюй" от автомобильной дороги М-53 "Байкал" (Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск); реконструкция автомобильной дороги А-165 (Улан-Удэ - Кяхта - граница с Монголией); строительство автомобильной дороги "Колыма" (Якутск - Магадан); строительство и реконструкция автодорожных подходов к г. Благовещенску от автомобильной дороги "Амур", к аэропорту г. Анадыря и к аэропорту г. ПетропавловскаКамчатского; в сфере воздушного транспорта: развитие аэропортов г. г. Хабаровска, Благовещенска, Владивостока, Южно-Сахалинска, Магадана, Якутска, Комсомольска-на-Амуре, Певека, Тынды, Охи, Магана, Удачного и Жиганска, поселков Усть-Нера, Мыс Шмидта, Зональное, Марково и Провидения, а также с. Лаврентия; создание Якутского, Хабаровского и Магаданского укрупненных центров организации воздушного движения; в сфере морского транспорта: модернизация и строительство портовых терминалов в транспортном узле Восточный - Находка; строительство и реконструкция объектов инфраструктуры в порту Ванино и в бухте Мучка; реконструкция и строительство терминалов, обеспечивающих работу трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан и разработку шельфовых месторождений; реконструкция объектов федеральной собственности в порту Петропавловск-Камчатский с усилением их сейсмоустойчивости; реконструкция и строительство объектов государственной собственности в портах Холмск, Магадан, Анадырь, Ванино, Находка, портопунктов Камчатского края и Сахалинской области; развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов; реконструкция и строительство объектов государственной собственности рыбохозяйственного комплекса в морских портах Невельск, Петропавловск-Камчатский, Магадан и Находка; в сфере внутреннего водного транспорта - комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Амурского и Ленского бассейнов. В 2016 - 2030 годах основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в округе станут: в сфере железнодорожного транспорта: строительство стратегических линий Якутск (Нижний Бестях) - Мома - Магадан, Селихин - Сергеевка и Суклай - Самарга; строительство грузообразующих линий Лена - Непа - Ленск, Шимановская - Гарь - Февральск, Якутск - Кангалассы, Мегино - Алдан - Джебарики-Хая, Улак - Эльга, Хани - Олекминск и Ильинск - Углегорск; строительство технологических линий Новочугуевка - бухта Ольга, Рудная Пристань, Углегорск - Смирных; строительство социально значимых линий Тыгда - Зея и Селихин - Ныш; строительство дополнительных главных путей на участках Байкало-Амурской магистрали; модернизация участка Уссурийск - Гродеково; строительство второго мостового перехода у г. Благовещенска на участке Белогорск - Благовещенск; организация скоростного движения на линиях Уссурийск - Владивосток и Владивосток - Хабаровск; в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: реконструкция на территории округа участков автомобильных дорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлениях Хабаровск - Николаевск-на-Амуре с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, Южно-Сахалинск - Тымовское - Оха - порт Москальво, подъезд от федеральной сети России к морским портам Владивосток, Ванино, Восточный; модернизация существующих и строительство новых дорог "Колыма", "Лена" и "Вилюй" в районах Севера и нового освоения; продление автомобильной дороги "Колыма" до порта Анадырь и строительство ответвления трассы на Камчатку, строительство нового участка Соболево - Петропавловск-Камчатский и реконструкция автомобильной дороги Усть-Камчатск - Петропавловск-Камчатский; комплексная модернизация и развитие дорожной сети во Владивостокском транспортном узле; в сфере воздушного транспорта: дальнейшее развитие наиболее крупных аэропортов и аэропортов местного значения Охотск, Нерюнгри, Южно-Курильск, Зея, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре и других; в сфере морского транспорта: развитие портов Владивосток, Посьет, Восточный, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Находка, Холмск, Магадан и других; развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов; в сфере внутреннего водного транспорта: развитие Якутского порта как базового для организации северного завоза грузов и перевозок пассажиров; развитие и техническое перевооружение портов Хабаровск, Благовещенск и Поярково с созданием терминальных комплексов и логистических центров; развитие портов Покровка, Зея, Свободный, Осетрово, Олекминск, Ленск и Белогорск; строительство устьевых перегрузочных комплексов в районе устьев рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. VI. Механизмы реализации Транспортной стратегии Механизмы реализации Транспортной стратегии включают: совершенствование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии; создание эффективной системы управления реализацией Транспортной стратегии; опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы транспортного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий; развитие обеспечения отрасли трудовыми ресурсами; федеральные и региональные целевые программы. 1. Совершенствование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии Основными задачами в сфере совершенствования нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии, являются: повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, включая совершенствование нормативно-правовой базы и введение методов государственного регулирования, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли, а также совершенствование экономических и финансовых механизмов, включая государственно-частное партнерство, направленных на повышение инвестиционной привлекательности отрасли; формирование нормативно-правовой базы конкурентного рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития рынка транспортных услуг, разработку нормативно-правового механизма, обеспечивающего выполнение контрактных обязательств по объему и качеству транспортных услуг, разработку и совершенствование методов и механизмов государственного регулирования и мотивации развития структур транспортной деятельности в целях обеспечения качества транспортных услуг, в том числе мотивирование создания и развития национальных и интернациональных транспортных компаний, способных обеспечить инновационное развитие и повышение качества и конкурентоспособности транспортных услуг, создание нормативной базы, регулирующей коммерческий допуск к транспортной деятельности в области грузовых перевозок, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе; государственное регулирование уровня удельных транспортных издержек в цене продукции, включая разработку и ввод в действие методов государственного регулирования, стимулирующих снижение совокупных удельных транспортных издержек, а также разработку и внедрение механизмов государственного мониторинга совокупных удельных транспортных издержек в цене конечной продукции; внутрироссийская и международная гармонизация нормативно-правового обеспечения транспортной системы; формирование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования, направленных на обеспечение: гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения, включая разработку и внедрение минимальных социальных транспортных стандартов в отношении возможности перемещения населения по территории страны (модель коммуникаций всех видов пассажирского транспорта, соответствующий подвижной состав, покупательская способность, ценовая доступность, стандарт по периодичности транспортного обслуживания для каждого населенного пункта), а также разработку нормативной базы, регулирующей коммерческий допуск к транспортной деятельности в области пассажирских перевозок; интеграции России в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны, включая разработку методов нормативно-правового регулирования, обеспечивающих содействие увеличению доли участия российских транспортных организаций в экспортно-импортных перевозках российских грузов, а также в перевозках грузов между третьими странами, интеграцию в мировую систему нормативного обеспечения транспортной деятельности, стандартов и технических регламентов, а также совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на расширение участия России в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта; безопасности и устойчивости транспортной системы, включая совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение безопасности в транспортной отрасли и развитие транспортной системы с учетом требований по обеспечению военной безопасности Российской Федерации, а также совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вредное воздействие транспорта на окружающую среду и здоровье человека, в том числе в части определения условий допуска компаний к транспортной деятельности. Государство является одним из основных участников рынка транспортных услуг, выступая в качестве акционера или собственника действующих в отрасли организаций. Системная роль государства в вопросах управления и распоряжения принадлежащей ему собственностью в транспортном комплексе состоит в повышении эффективности всех аспектов управления государственной собственностью в сфере транспорта, а также в создании условий, обеспечивающих деятельность и правоотношения участников гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач Транспортной стратегии и государственной политики в области имущественных отношений. Основными направлениями совершенствования управления государственной собственностью на транспорте являются: совершенствование норм законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли, а также вопросы пользования земельными участками организациями транспортного комплекса (в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования процедур резервирования и изъятия земельных участков для федеральных нужд); совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы долевой собственности на имущество транспортной отрасли; совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности на транспорте; совершенствование форм и способов передачи государственного имущества в пользование юридическим и физическим лицам; совершенствование норм законодательства Российской Федерации в целях недопущения несостоятельности системообразующих организаций транспортной отрасли; проведение приватизации имущества транспортной отрасли с учетом целей и задач Транспортной стратегии; внедрение современных информационных технологий для решения задач учета федерального имущества и показателей эффективности его использования; совершенствование системы профессиональной подготовки и квалификации руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; совершенствование порядка взаимодействия органов власти в области управления государственным имуществом. Государственное регулирование развития и функционирования транспортной системы России должно обеспечивать достижение целей Транспортной стратегии. Государственному регулированию подлежат: развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры; институциональные преобразования на транспорте; вопросы технологической, транспортной и экологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; формирование и функционирование рынка транспортных услуг; обеспечение мобилизационной готовности транспорта; международная деятельность транспортных предприятий и структур; социальная сфера и трудовые отношения на транспорте. Государственное регулирование транспортных услуг должно быть направлено на формирование и поддержание конкурентных преимуществ транспортных организаций России на внутреннем и международном рынках, на обеспечение потребителей высококачественными конкурентоспособными транспортными услугами, а также на введение законодательных норм прямого действия и механизмов, гарантирующих выполнение предприятиями транспорта качественных показателей. В сфере железнодорожного транспорта для реализации Транспортной стратегии предусматривается: разработка долгосрочных целевых программ с определением сроков и источников финансирования мероприятий по развитию железнодорожного транспорта; реализация механизма государственного участия в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; совершенствование системы государственного регулирования железнодорожной отрасли и цен (тарифов) на регулируемые виды продукции и услуг, дерегулирование конкурентных секторов с учетом степени развития конкуренции с целью защиты интересов потребителей транспортных услуг, повышения эффективности отрасли и создания условий для опережающего инвестиционного развития железнодорожного транспорта; реализация Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы, включая создание условий для развития конкуренции в сфере железнодорожных транспортных услуг и роста частных инвестиций в железнодорожную отрасль; обеспечение правового, информационного и технического взаимодействия железнодорожных систем Российской Федерации и других государств с учетом перспектив присоединения России к Всемирной торговой организации, необходимости интеграции железнодорожного транспорта Российской Федерации в систему международных перевозок и максимально эффективного использования в этих целях его транзитного потенциала; определение органа (органов) государственной власти, к компетенции которого (которых) относятся функции по руководству мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте, возложению обязанностей по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом и использованию подвижного состава на конкретных владельцев инфраструктур, перевозчиков и операторов в случаях возникновения угрозы в отношении социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях; снятие ограничений гражданско-правового оборота имущества железнодорожного транспорта, не задействованного в обеспечении обороноспособности и мобилизационной подготовке и предполагаемого к вовлечению в оборот в конкурентных сегментах рынка; разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение требуемого уровня безопасности объектов железнодорожного транспорта России; разработка механизма осуществления социально значимых, воинских и специальных перевозок в мирное время и особые периоды, выполнения мобилизационных планов, содержания мобилизационного резерва, проведения мероприятий по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте и повышению ответственности участников рынка железнодорожных транспортных услуг за невыполнение требований мобилизационных и оборонных задач; разработка корпоративных стратегий развития организаций железнодорожного транспорта в соответствии с Транспортной стратегией. В рамках реализации Транспортной стратегии должно быть предусмотрено возможное изменение макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации. Для формирования четких приоритетов строительства железнодорожных линий и исключения неэффективных решений в рамках подготовки конкретных инвестиционных программ и проектов необходимо обеспечить проведение финансово-экономического и социального анализа. Конкретный механизм привлечения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации должен реализовываться в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам мониторинга темпов социально-экономического развития страны, отдельных регионов, отраслей промышленности и промышленных зон предусматривается внесение изменений в перечень новых железных дорог Российской Федерации с обеспечением их финансирования в соответствии с указанными принципами. В области дорожного хозяйства предусматривается поэтапное внедрение принципа платности пользования автомобильными дорогами, включающее: введение платы за проезд по автомобильным дорогам федерального значения грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн в целях возмещения вреда, наносимого автодорогам тяжеловесными автомобилями, с учетом гармонизации требований к характеристикам тяжеловесных автомобилей с аналогичными требованиями в государствах Европейского союза; совершенствование механизмов компенсации вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами при перевозках тяжеловесных и опасных грузов; установление тарифов и сборов, а также платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам. Собранные средства предполагается направить на поддержание и развитие автодорожной инфраструктуры. Широкомасштабное привлечение внебюджетных инвестиций в дорожное хозяйство предусматривается за счет: развития механизма концессий при строительстве платных автомобильных дорог; выпуска облигационных займов на цели строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также использования механизма государственно-частного партнерства; разработки механизмов привлечения для строительства автомобильных дорог ресурсов организаций, заинтересованных в развитии прилегающих к автомобильным дорогам территорий; доходов от коммерческого использования специализированными государственными структурами придорожных полос и полосы отвода автомобильных дорог. Основными принципами формирования государственной политики в области регулирования развития автомобильного транспорта являются: развитие системы надзора в отношении автомобильного транспорта; переход от стихийного функционирования рынка автотранспортных услуг к регулированию в соответствии с социальными и экономическими интересами, что должно сводиться к обеспечению сбалансированного допуска к профессиональной (включая коммерческую) деятельности на контрактной заявительной основе, созданию равных условий конкуренции на рынке транспортных услуг, контролю за соблюдением установленных требований и правил, в том числе в рамках передачи части полномочий саморегулируемым организациям, принятию мер по уменьшению негативных последствий функционирования рынка транспортных услуг, в том числе посредством развития системы страхования, а также к обеспечению антитеррористической безопасности. Основными механизмами реализации Транспортной стратегии в области автомобильного транспорта являются: механизм допуска на рынок автотранспортных услуг (включая квотирование к использованию автотранспортных средств на территории Российской Федерации); механизм допуска к профессии и другим видам автотранспортной деятельности; механизм, стимулирующий модернизацию и обновление парка автотранспортных средств, а также совершенствование его структуры; механизм создания условий для развития эффективных современных транспортнологистических технологий и перевозочных систем, поощрения повышения капитализации автотранспортного бизнеса, развития терминальных комплексов и информационного обеспечения перевозок грузов; механизм, стимулирующий ускорение выведения из эксплуатации и утилизацию старых автомобилей со сверхнормативным сроком службы; механизм платности пользования дорожной инфраструктурой, позволяющей компенсировать ущерб, связанный с осуществлением автомобильных перевозок. Для осуществления модернизации и обновления парка автотранспортных средств всех отраслей экономики России необходимы: разработка государственной политики, направленной на создание рациональной структуры парка грузовых автомобилей; совершенствование амортизационной политики, направленной на обеспечение формирования собственных источников финансирования обновления транспортных средств; разработка механизма формирования величины чистой прибыли, необходимой для обеспечения заданного коэффициента обновления транспортных средств; разработка предложений по использованию альтернативных видов источников энергии для автотранспортных средств; расширение практики приобретения транспортных средств за счет кредита и лизинга. Кроме того, необходимо формирование механизмов реализации российскими производителями автомобилей требований Соглашения о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах (г. Женева, 1998 год), и Соглашения о принятии единообразных условий на период технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров (г. Вена, 1997 год). В 2010 - 2015 годах основными направлениями государственного регулирования в сфере воздушного транспорта будут: завершение институциональных преобразований, формирования нормативно-правовой базы функционирования воздушного транспорта, гармонизированной с международными правилами; создание опорной транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, а также проведение гибкой таможенной политики в части оправданного снятия заградительных пошлин на авиационную технику зарубежного производства и запасные части к ней; обеспечение государством доступности транспортных услуг для населения на основе организации поддержки социально значимых авиационных перевозок в местном и магистральном сообщении из бюджетов всех уровней; запуск механизма саморазвития отрасли на основе обеспечения предпосылок для достижения инвестиционной привлекательности остро необходимых капиталоемких структурных преобразований, касающихся парка воздушных судов и аэродромной сети. Мероприятия, предусмотренные для реализации в эти годы, планируется осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Государство активно участвует в структурных преобразованиях гражданской авиации путем субсидирования из федерального бюджета социально значимых магистральных пассажирских перевозок и части социально значимых пассажирских перевозок в местном сообщении, предотвращения случаев недобросовестной конкуренции и усиления контроля за деятельностью естественных монополий в сфере воздушного транспорта, а также путем реализации: подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", включая стимулирование реконструкции и строительства важных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в первую очередь объектов, обеспечивающих безопасность функционирования воздушного транспорта, а также модернизацию и обновление парка транспортных средств; Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации; федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)"; федеральной целевой программы "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 - 2010 годы)"; федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система". В 2016 - 2030 годах меры государственного регулирования будут направлены на обеспечение устойчивого развития гражданской авиации, в том числе на: завершение кардинального обновления парка российских авиакомпаний; осуществление реконструкции объектов и дооснащения опорной аэродромной сети; внедрение новых технологий перевозочного процесса; создание благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала с целью строительства и эксплуатации авиатранспортных объектов; либерализацию рынка и сокращение сфер тарифно-ценового регулирования; сокращение количества объектов наземной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, за счет вовлечения их в гражданский оборот; обеспечение финансирования содержания и эксплуатации находящихся в государственной собственности объектов, обеспечивающих безопасное функционирование воздушного транспорта; максимальное снижение негативного воздействия воздушного транспорта на экологию. Федеральные органы исполнительной власти в сфере транспорта будут принимать участие: в определении приоритетных для отрасли типоразмеров воздушных судов, а также в реализации федеральной поддержки программ их разработки и производства на конкурсной основе; в совершенствовании на базе единых организационно-методических принципов системы контроля соответствия производимой и эксплуатируемой авиатехники и оборудования установленным требованиям и в повышении эффективности такого контроля. Уже в ближайшее время должна быть реализована Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, которая в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации по внедрению системного подхода к управлению безопасностью полетов определяет первоочередные цели и мероприятия с целью повышения безопасности полетов. При государственном стимулировании технического переоснащения парка транспортных средств на основе современной российской техники перевозчики не должны испытывать какихлибо ограничений в приобретении зарубежных транспортных средств тех типоразмеров, которые не выпускаются в России. Государственное регулирование деятельности морского и внутреннего водного транспорта направлено на защиту интересов государства и общества при условии сохранения хозяйственной самостоятельности предприятий отрасли. В процессе регулирования органы государственного управления решают следующие задачи: ускорение экономического развития предприятий морского и внутреннего водного транспорта и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг; повышение технического и организационного уровня морского и внутреннего водного транспорта на основе последних достижений научно-технического прогресса; улучшение условий труда плавсостава морских и речных судов и работников береговых предприятий отрасли; повышение уровня безопасности морской и речной транспортной деятельности, включая безопасность мореплавания и судоходства и охрану окружающей среды; обеспечение правовой защиты российского морского и речного транспорта в сфере международного судоходства. Ускорение экономического развития предприятий отрасли и повышение их конкурентоспособности достигается с помощью как прямых инвестиций, так и различных косвенных мер. Примером прямых инвестиций может служить участие государства в разработке и реализации федеральных целевых программ. Косвенные меры включают большой комплекс мероприятий, направленных на создание портовых особых экономических зон, организацию эффективной работы Российского международного реестра судов, проведение взвешенной налоговой, таможенной, кредитной политики, а также закрепление части грузовой базы морского транспорта за российскими перевозчиками. Нормативно-правовая база как основа государственного регулирования транспортной деятельности должна обеспечивать эффективное взаимодействие предприятий транспорта, государственную защиту прав потребителей транспортных услуг, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность видов транспорта, разрабатываются с учетом их гармонизации с международными правовыми документами. Правовые аспекты регулирования деятельности транспорта являются актуальными на уровне регионального и муниципального управления. Субъекты Российской Федерации должны регулировать развитие путей сообщения, находящихся в их ведении. Нормативно-правовая база должна отвечать новым условиям хозяйствования, обеспечивать согласование интересов транспортных предприятий с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей транспортных предприятий, а также статуса предприятий транспорта общего пользования (общественных перевозчиков). Эта работа должна осуществляться путем внесения изменений в нормативные правовые акты, а также путем разработки новых актов, предусматривающих единообразные подходы к регулированию сходных отношений при функционировании различных видов транспорта. Специфика транспортной отрасли должна получать надлежащее отражение и в документах, имеющих общеэкономический характер. Повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли требует развития нормативно-правовой базы, регулирующей использование на государственном, межгосударственном и региональном уровнях различных форм государственно-частного партнерства, в рамках которого определяются вопросы, касающиеся распределения рисков, уровня обязательств государственного и частного секторов, продолжительности реализации проектов и права собственности на активы. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей развитие транспортной системы с учетом требований по обеспечению военной безопасности Российской Федерации, включая вопросы использования, мониторинга и развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе объектов двойного назначения, мобилизационной подготовки и военно-транспортной обязанности предприятий транспорта, подготовки и использования в интересах обороны страны объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в иных, кроме федеральной, формах собственности, создания новой системы управления воинскими и специальными перевозками на железнодорожном транспорте, внесения изменений в порядок разработки и согласования стандартов, технических условий и проектно-сметной документации по объектам двойного назначения, резервирования земель под мероприятия, обеспечивающие работу транспорта в чрезвычайных и других ситуациях. В целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств необходимо регламентировать процесс их оснащения или дооснащения современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (охраны), в том числе в рамках технического регулирования и требований по обеспечению транспортной безопасности. Приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на железнодорожном транспорте должны быть направлены на реализацию целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг. Ключевым направлением совершенствования государственного тарифного регулирования в сфере железнодорожных перевозок является создание дифференцированной системы государственного тарифного регулирования, адаптированной к различным условиям функционирования рынков железнодорожных транспортных услуг. Кроме того, государственная тарифная политика в сфере железнодорожных перевозок должна базироваться на принципе соблюдения баланса интересов субъектов естественных монополий и пользователей их услугами и обеспечивать, с одной стороны, снижение негативного влияния роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на темпы экономического роста (с учетом целевых параметров инфляции), а с другой стороны, установление тарифов (цен), обеспечивающих эффективную работу (оказание услуг) субъектов естественных монополий. В целом совершенствование государственной тарифной политики должно осуществляться на межведомственном уровне, системно и с учетом проводимой макроэкономической политики, что связано с необходимостью выработки мер государственной поддержки отдельных отраслей экономики и инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта. Одним из приоритетных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования в дорожном хозяйстве является принятие или переутверждение Правительством Российской Федерации следующих нормативных правовых актов, необходимых для государственного регулирования дорожной деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения; порядок формирования реестра автомобильных дорог и предоставления сведений из реестра; перечень автомобильных дорог оборонного значения; ряд нормативных правовых актов в отношении дорог оборонного значения; нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса; нормативные правовые акты о плате за подключение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, о порядке установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, о порядке установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения; минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса; порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля; порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; порядок установления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам; порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда; правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; методика расчета и максимальный размер платы за проезд транспортного средства; порядок классификации автомобильных дорог и их отнесения к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) в зависимости от транспортноэксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог; состав разделов проектной документации автомобильных дорог и требования к их содержанию; порядок оценки технического состояния автомобильных дорог. Кроме того, приоритетными направлениями совершенствования нормативно-правового регулирования в дорожном хозяйстве являются: подготовка новых документов технического регулирования - технических регламентов, национальных стандартов, стандартов организаций и актов рекомендательного характера (отраслевых дорожных методических документов). Создаваемая единая система технического нормирования безопасности и качества материалов, изделий, конструкций и услуг в дорожном хозяйстве должна соответствовать практике работы стран с развитой рыночной экономикой в указанной области. Предусматривается гармонизация российских стандартов в области дорожного хозяйства с передовыми международными стандартами; разработка и оперативное введение в действие новых документов методического характера, закрепляющих на федеральном уровне массовое применение российских технологий проведения дорожных работ, эффективных дорожно-строительных материалов и современной дорожной техники; совершенствование нормативно-технической базы дорожного хозяйства в сфере проектноизыскательских работ, включающей разработку новых норм и правил проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений для широкого применения прогрессивных конструкций дорожных одежд и сооружений, новых материалов и технологий. Приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на автомобильном транспорте включают в себя: внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части, касающейся правил допуска перевозчиков к профессии и рынку автотранспортных услуг; внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся установления и при необходимости ужесточения административной ответственности за нарушения в сфере осуществления автомобильных перевозок; разработку и принятие технических регламентов; утверждение на соответствующем уровне документов, регламентирующих перевозки грузов автомобильным транспортом, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; разработку нормативно-правовой базы в области утилизации транспортных средств. Приоритетные направления совершенствования нормативно-правового регулирования на воздушном транспорте включают в себя: внесение изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", учитывающих международные требования в области гражданской авиации; внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования воздушного пространства деловой и малой авиацией, а также совершенствования аэропортовой деятельности; разработку административного регламента исполнения государственных функций федеральным органом исполнительной власти по проведению обязательной сертификации объектов гражданской авиации и по процедурам выдачи свидетельств авиационному персоналу; гармонизацию федеральных авиационных правил с международными стандартами в части производства и эксплуатации воздушных судов и тренажеров, выполнения полетов и их обеспечения, а также поддержания летной годности воздушных судов; разработку новых правил или внесение изменений в федеральные авиационные правила, определяющие регулирование деятельности воздушного транспорта в отношении безопасности полетов; разработку федеральных авиационных правил по сертификации типов наземных радиотехнических (радиолокационных, радионавигационных, радиосвязных) средств и комплексов, а также отдельных подсистем (компонентов) автоматизированных и неавтоматизированных систем управления воздушным движением, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов; совершенствование нормативно-правовой базы в области безопасности полетов, ужесточения ответственности за подделку и фальсификацию паспортов и формуляров авиационных изделий, свидетельств авиационного персонала, деятельность которого связана с обеспечением безопасности полетов; разработку нормативного акта, устанавливающего ответственность и порядок взаимодействия уполномоченных органов и заинтересованных лиц в области обеспечения и поддержания летной годности гражданской авиационной техники; подготовку предложений по совершенствованию норм летной годности самолетов и вертолетов; подготовку предложений по продлению до 2020 года действия Целевой комплексной программы по поддержанию летной годности воздушных судов гражданской авиации до 2010 года; разработку межведомственного нормативного документа, определяющего порядок взаимодействия эксплуатанта и разработчика авиационной техники в части организации авторизованных центров технического обслуживания и ремонта; определение и закрепление в нормативных правовых актах механизма реализации норм Воздушного кодекса Российской Федерации в части установления классификации воздушного пространства и уведомительного порядка его использования; гармонизацию гражданского, налогового и валютного законодательства Российской Федерации в части, касающейся организации воздушного движения; законодательное установление критериев для авиалиний, которые можно отнести к социально значимым и перевозки по которым выполняются с использованием средств государственной поддержки, а также закрепление базовых механизмов системы государственной поддержки социально значимых воздушных перевозок; совершенствование законодательных норм, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество, а также вопросы пользования земельными участками организациями авиатранспортного комплекса (в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования процедур резервирования и изъятия земельных участков для федеральных нужд); развитие форм государственного регулирования и контроля, адекватных назначению и условиям функционирования авиации общего назначения (некоммерческой). Совершенствование нормативно-правовой базы, устанавливающей правовые и организационные основы функционирования аэропортов Российской Федерации, включает в себя: порядок установления экономически приемлемого уровня арендной платы за земельные участки, являющиеся государственной и (или) муниципальной собственностью и занятые аэродромами (аэропортами); классификацию аэродромов и аэропортов; порядок деятельности на аэродромах и в аэропортах юридических и физических лиц, предусматривающий возможность передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества аэропортов (аэродромов) и наделение субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями по его поддержанию и развитию; систему стандартов, которым должен соответствовать аэродром, его деятельность и объекты, а также порядок поэтапного введения соответствующих стандартов с учетом международного опыта; систему ведения деятельности по обеспечению топливозаправочными услугами в аэропорту, ориентированную на формирование основных доходов топливозаправочных комплексов в аэропортах путем оказания сервисных услуг авиакомпаниям, а не посредством перепродажи топлива; разработку механизмов создания альтернативных топливозаправочных комплексов в крупных аэропортах; порядок формирования, утверждения, издания и опубликования расписания движения воздушных судов, а также механизм согласования слотов. Предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы в части: развития и гармонизации российской системы нормативных экологических требований с международной системой; совершенствования методов оценки уровня вредного воздействия воздушного транспорта на население и окружающую среду вблизи аэропортов и при полете по маршруту; установления взвешенных экологических требований, регламентирующих деятельность воздушного транспорта на территории Российской Федерации, разработки концепции и программы их постепенного ужесточения; разработки и совершенствования механизмов государственного регулирования повышения экологической безопасности воздушного транспорта, в том числе предусматривающих возможность введения ограничений на полеты воздушных судов, не удовлетворяющих экологическим требованиям, и взимания с эксплуатантов платы за сверхнормативное воздействие воздушных судов на окружающую среду, установления критериев и нормативов введения эксплуатационных ограничений на полеты воздушных судов, не удовлетворяющих экологическим требованиям, а также определения тарифов дополнительных аэропортовых сборов за обслуживание таких воздушных судов, правил их взимания и дальнейшего расходования. В целях улучшения законодательного обеспечения ускоренного развития морского и внутреннего водного транспорта и преодоления негативных тенденций целесообразно принять нормативные правовые акты, обеспечивающие: закрепление части грузовой базы морского транспорта за национальными перевозчиками; снижение налоговой нагрузки на инфраструктуру и транспортный флот морского и внутреннего водного транспорта; доработку и принятие федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках грузов"; внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части возможного страхования риска на территории Российской Федерации; повышение безопасности мореплавания и судоходства; защиту окружающей среды от загрязнения с судов, в том числе через процедуры государственного портового контроля и административные меры, включая ужесточение требований по безопасности и защите окружающей среды от захода в порты Российской Федерации старых и небезопасных в экологическом отношении иностранных морских судов. Совершенствование нормативно-правового регулирования на морском транспорте включает в себя: разработку и принятие нормативных правовых актов в области транспортного использования Северного морского пути; дальнейшую гармонизацию положений российского законодательства с положениями международных морских договоров и конвенций, в которых участвует Российская Федерация. Стратегическим направлением развития международных перевозок на внутреннем водном транспорте станет интеграция внутренних водных путей Российской Федерации в систему международных транспортных коммуникаций. Важнейшей задачей в этой области является создание нормативно-правовой основы для организации перевозок по международным транспортным коридорам в условиях открытия внутренних водных путей страны для судов под иностранными флагами. Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы промышленного железнодорожного транспорта являются: создание равных условий землепользования и налогообложения для организаций железнодорожного транспорта общего и необщего пользования; совершенствование системы государственного регулирования тарифов на работы и услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта; формирование нормативной базы, определяющей требования в области технической и экологической безопасности и охраны труда на промышленном транспорте; определение правового статуса субъектов промышленного транспорта и порядка использования ими транспортных средств и оборудования; обеспечение равного доступа всех заинтересованных лиц к услугам промышленного транспорта; применение экономических мер, стимулирующих инвестиции в подвижной состав, модернизацию и развитие инфраструктуры промышленного транспорта; учет особенностей функционирования промышленного транспорта при разработке тарифов организаций железнодорожного транспорта общего пользования и технических регламентов; создание условий, предотвращающих дискриминацию и нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении контрагентов, технологически связанных с железнодорожными путями промышленного транспорта; стимулирование создания систем добровольной сертификации на промышленном транспорте; совершенствование правовых и экономических основ взаимодействия организаций промышленного транспорта с обслуживаемыми производствами; координация программ и проектов технической модернизации железнодорожного транспорта общего пользования и промышленного транспорта; координация усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей бизнеса и общественных организаций в решении задач развития промышленного железнодорожного транспорта; восстановление системы статистического наблюдения за работой промышленного транспорта. Основными направлениями совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование транспортной системы Российской Федерации в части развития объектов двойного назначения, являются: внесение изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, и в федеральные целевые программы по вопросам обеспечения безопасности, обороны и другим возложенным на государство специальным функциям; внесение изменений в Федеральные законы "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", связанных с сокращением доли государственного сектора в сфере транспорта; разработка предложений по подготовке нормативных правовых актов, позволяющих на практике реализовать положения федеральных законов, регламентирующих порядок оперативного оборудования территории в целях обороны, кроме объектов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, порядок решения мобилизационных задач и задач военно-транспортной обязанности, а также порядок планирования, проектирования, конструирования, строительства, эксплуатации и использования объектов двойного назначения; разработка стандартов и регламентов эксплуатации и (или) использования объектов двойного назначения на всех этапах жизненного цикла объектов, в целях принятия решений о передаче объектов двойного назначения, которые находятся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации, в концессию, долгосрочную аренду и (или) в ведение других органов власти, и (или) на приватизацию; разработка предложений для Министерства экономического развития Российской Федерации по включению мероприятий, связанных с техническим прикрытием транспортной сети Российской Федерации, в состав мобилизационного плана экономики Российской Федерации. 2. Создание эффективной системы управления реализацией Транспортной стратегии Основными задачами в области создания эффективной системы управления реализацией Транспортной стратегии являются: взаимная увязка стратегий субъектов Российской Федерации с Транспортной стратегией; увязка Транспортной стратегии с ресурсообеспечивающими отраслями; разработка и принятие эффективной организационной модели реализации Транспортной стратегии; развитие системы контроля и надзора на транспорте; развитие системы статистического учета на транспорте; создание системы мониторинга реализации федеральных целевых программ и стратегий; создание и развитие информационно-аналитической системы управления реализацией Транспортной стратегии; создание системы стратегического планирования на основе транспортно-экономического баланса; создание и развитие автоматизированной информационно-аналитической системы управления транспортным комплексом. Важным инструментом управления реализацией Транспортной стратегии является ее увязка с субъектами Российской Федерации. Основным механизмом реализации Транспортной стратегии являются федеральные целевые программы развития транспорта, региональные программы социально-экономического развития, а также региональные и муниципальные программы развития транспорта. Эффективное управление реализацией Транспортной стратегии предполагает взаимное согласование этих программ на этапе их формирования. Результатом должен быть общий стратегический план развития транспортной системы, предусматривающий реализацию мероприятий различных программ в рамках Транспортной стратегии. Важное значение при этом имеет увязка реализации мероприятий программ со схемами территориального планирования регионов, областей и городов. Формирование системы взаимоувязанных мероприятий предполагает также разделение интересов и ответственности между Российской Федерацией, регионами и муниципалитетами, а также между государством и организациями. Транспортная отрасль формирует системный заказ целому ряду отраслей промышленности, которые, с одной стороны, получают стимул к развитию, а с другой стороны, становятся зависимыми от ритмичности реализации Транспортной стратегии. Необходимо выработать согласованную последовательность развития всех задействованных в реализации Транспортной стратегии отраслей промышленности. Предстоит разработать программу развития российского производства материалов, машин и оборудования для транспортной системы Российской Федерации, предусматривающую меры по государственной поддержке их производителей посредством льготного лизинга необходимого оборудования и позволяющую обеспечить создание производства новых материалов с привлечением государственных инвестиций. Должна быть разработана и принята эффективная организационная модель управления реализацией Транспортной стратегии, которая будет включать в себя комплекс административных и экономических методов мотивации достижения целей. Создание этой модели потребует комплексных системных научных исследований и разработок. В рамках организационной модели управления реализацией Транспортной стратегии должно быть сформировано соответствующее нормативное и методическое обеспечение. Совершенствование системы управления реализацией Транспортной стратегией целесообразно обеспечить по следующим направлениям: привлечение внебюджетных средств наряду с государственным финансированием для решения задач, связанных с реализацией Транспортной стратегии; использование современных финансовых инструментов и обеспечение большей гибкости при выборе схем реализации инвестиционных проектов; внедрение долгосрочных контрактов; создание механизма обратной связи для оценки степени удовлетворения потребностей пользователей; оптимизация распределения ресурсов по видам выполняемых работ; совершенствование конкурсных процедур и проведение гибкой ценовой политики; использование механизмов стимулирования развития предприятий транспортной отрасли и освоения новых материалов и технологий; привлечение высококвалифицированных специалистов в области финансов, управления и мотивации персонала; повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений. Необходимо сформировать эффективную систему хозяйственного управления объектами и имуществом, остающимися в собственности государства, и решить вопросы, касающиеся совершенствования территориального звена управления транспортом и транспортной деятельностью, создания территориальных управляющих органов и разграничения полномочий между ними и федеральными органами управления транспортом с постепенным переносом значительной части управляющих функций на региональный уровень. Инновационный характер Транспортной стратегии определяет необходимость включения в состав организационной модели управления ее реализацией специальных механизмов и средств управления инновационным развитием. Указанные механизмы обеспечат создание технических, финансовых, нормативно-правовых и организационных условий для инновационного обновления отрасли по всем направлениям деятельности. Одним из таких механизмов является создание сети инновационно-внедренческих центров, которые решали бы задачи, связанные со сбором и систематизацией информации по инновациям на транспорте с их экспертизой, сертификацией и внедрением лучших инновационных решений в области развития транспортной системы. Развитие системы контроля и надзора на транспорте предполагает помимо реализации функций соответствующей службы решение функциональных задач, связанных с новыми целями и задачами Транспортной стратегии. К их числу относятся задачи надзора и контроля за качеством транспортных услуг, качеством выполнения мероприятий Транспортной стратегии, эффективностью функционирования транспортной |