Транспортной стратегии, эффективностью функционирования транспортной системы, работой систем платных услуг, безопасностью и экологичностью транспортной системы. Важное значение имеет механизм усиления государственного контроля и надзора в сфере автомобильных перевозок с учетом разграничения полномочий различных контрольных и надзорных органов по обеспечению соблюдения всеми субъектами рынка автотранспортных услуг требований нормативных правовых актов. Создание развитой системы статистического учета на транспорте является необходимым условием эффективного управления реализацией Транспортной стратегии. Согласованное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры требует всестороннего анализа статистики и прогнозирования потребностей секторов экономики и населения в услугах транспорта. Для этого прежде всего необходимо создание системы статистического учета, которая должна включать в себя наблюдение за параметрами, существенными для оценки индикаторов и показателей Транспортной стратегии. Создание такой системы позволит организовать эффективную обратную связь. Система статистического учета должна обеспечить разработку и мониторинг транспортно-экономического баланса, а также прогнозирование изменения грузовой базы и транспортных потоков. На этой основе могут быть сформированы оценки, необходимые для принятия оперативных решений по различным вариантам развития транспортной системы. Средства формирования таких оценок должны стать основой для создания системы стратегического планирования на базе транспортно-экономического баланса и математического моделирования. В рамках системы планирования должно быть предусмотрено создание системы долгосрочных контрактов, ориентированных на достижение нормативных показателей транспортно-эксплуатационного состояния объектов транспортной инфраструктуры, а также системы долгосрочного планирования дорожной деятельности. В сфере дорожного хозяйства за период действия Транспортной стратегии должно быть завершено развитие основной сети автомобильных дорог федерального значения и осуществлен постепенный переход к приоритетному развитию региональных и местных дорог, составляющих доминирующую часть сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации. Таким образом, одной из важнейших организационных задач является распространение долгосрочного программно-целевого планирования на региональный и местный уровни управления. Система целевых показателей и индикаторов транспортно-эксплуатационного состояния дорог и развития автодорожной сети должна быть внедрена на всех уровнях управления автомобильными дорогами. Мероприятия по повышению эффективности планирования дорожной деятельности включают в себя 4 основных блока: развитие системы долгосрочного программно-целевого планирования, ориентированной на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и показателей развития сети автомобильных дорог; внедрение в систему программно-целевого планирования дорожной деятельности инновационного метода планирования, основанного на вариантном проектировании жизненного цикла автомобильной дороги; внедрение системы долгосрочных контрактов, ориентированных на достижение нормативных показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог; совершенствование мониторинга технического и транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог, прежде всего на региональном и местном уровнях управления. Создание системы мониторинга реализации федеральных целевых программ и проектов предполагает внедрение принципов и современных средств проектного управления. Необходимо создать вертикально-интегрированную систему календарного планирования, учета, контроля и управления системой проектов и программ, обеспечивающих реализацию Транспортной стратегии, возможность верхнему уровню управления контролировать интегральные показатели реализации проектов и программ в реальном времени с детализацией конкретных объектов. Следующим шагом повышения эффективности управления является создание и развитие информационно-аналитической системы управления реализацией Транспортной стратегии. Эта система должна обеспечить построение аналитической информации в различных формах по индикаторам и показателям, а также программ развития транспорта, как в территориальном, так и во временном разрезах с разбивкой по объектам, узлам, направлениям и коридорам с их характеристиками. Информационно-аналитическое обеспечение всех указанных функций управления должна обеспечить единая автоматизированная информационно-аналитическая система управления транспортным комплексом. В условиях возрастающей сложности стоящих перед отраслью задач повышение эффективности управления требует использования современных информационных и телекоммуникационных технологий, а повышение управляемости и контролируемости развития транспорта - принципиального улучшения информационного обеспечения и поднятия уровня автоматизации задач управления прежде всего на уровень органов управления транспортным комплексом. Единая автоматизированная информационно-аналитическая система управления транспортным комплексом должна обеспечить повышение полноты и качества анализа эффективности развития транспортной инфраструктуры, контроля за развитием рынка транспортных услуг и их качеством, за развитием экспорта транспортных услуг и реализацией транзитного потенциала, а также повышение эффективности управления программами и проектами, снижение издержек взаимодействия органов управления транспортным комплексом с организациями, деятельность которых связана с транспортом, по обеспечению мониторинга безопасности и устойчивости транспортной системы и управления в чрезвычайных и кризисных ситуациях. 3. Основные задачи развития научного обеспечения реализации Транспортной стратегии Транспортная стратегия является инновационной по своему характеру. В связи с этим ее реализация требует опережающего интенсивного инновационного развития научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий. Научное обеспечение Транспортной стратегии должно быть направлено на реализацию ее основных целей и задач и охватывать все ключевые направления развития транспортного комплекса. В связи с этим научное обеспечение Транспортной стратегии представлено в виде 3 блоков научных подпрограмм, соответствующих 3 блокам подпрограмм реализации Транспортной стратегии, указанным в подразделе 5 раздела VI, и включает в себя: блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на достижение общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных главных стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии, в том числе подпрограмм, имеющих комплексный характер и направленных на реализацию нескольких целей и механизмов; блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на ввод в действие основных механизмов реализации Транспортной стратегии, в том числе на развитие научного обеспечения транспортного комплекса; блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на достижение стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии по отдельным видам транспорта. Научное обеспечение реализации Транспортной стратегии предусматривает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию транспортного комплекса, выполнение экспериментальных пилотных проектов, обеспечивающих отработку методик, механизмов нормативно-правового, технического, технологического и информационного обеспечения научных работ, а также выполнение работ по научному сопровождению внедренных результатов. Каждая научная подпрограмма, входящая в соответствующий блок, либо направлена на достижение определенной стратегической цели или определенного механизма реализации Транспортной стратегии, либо является комплексной, направленной на реализацию группы целей и механизмов. При реализации подпрограмм должна быть обеспечена научно-методическая и информационно-технологическая поддержка выполнения мероприятий Транспортной стратегии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям", распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р, одобрившим Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, другими законодательными и нормативными документами, регламентирующими взаимодействие с органами государственной власти и другими ведомствами, а также с требованиями к программному, информационному, телекоммуникационному, навигационному и научно-методическому обеспечению реализации Транспортной стратегии. Блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на достижение общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных главных стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии, в том числе подпрограмм, имеющих комплексный характер и направленных на реализацию нескольких целей и механизмов, включает в себя научные разработки по всем 6 целям Транспортной стратегии. Научное обеспечение формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры будет осуществляться по следующим направлениям: разработка технических, инфраструктурных и нормативно-правовых принципов и моделей интеграции транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта и объединения их в единую сбалансированную систему, обеспечивающую необходимые пропускные способности, объем и качество транспортных услуг; разработка технологических и нормативно-правовых принципов и моделей интеграции товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев в единую систему, обеспечивающую необходимый объем и качество транспортных услуг; разработка научно обоснованных требований к увеличению до уровня лучших мировых показателей пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, а также научное обоснование создания резервов пропускной способности сети по различным направлениям; разработка проектов комплексного развития транспортных узлов, подходов к ним и транспортных коридоров на основных направлениях перевозок, создания интегрированной системы логистических парков на территории страны как основы формирования современной товаропроводящей сети; разработка научных основ построения единой транспортной системы страны в условиях рыночной экономики, включая анализ и классификацию технической, технологической, экономической и юридической несогласованности во взаимодействующих видах транспорта, а также потерь на стыках взаимодействующих видов транспорта и причин, их вызывающих; разработка научных основ согласованного развития инфраструктуры взаимодействующих видов транспорта, построения согласованных технологий взаимодействующих видов транспорта (по видам взаимодействия), а также сквозного управления грузопотоками, в пропуске и переработке которых участвуют несколько видов транспорта; разработка методологии построения единой транспортной сети; разработка принципов и методологических подходов согласования государственных приоритетов и экономических интересов частных участников для построения гармоничного транспортного процесса в рамках единой транспортной системы; разработка научных основ транспортного освоения новых территорий (развивающихся регионов), включая создание теоретической модели построения эффективной транспортной сети типа "артерии - вены - капилляры", адаптацию теоретической модели к условиям конкретных развивающихся регионов и разработку методических основ построения эффективной транспортной сети в районах промышленного освоения; проведение имитационной экспертизы инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры (в особенности проектов развития крупных транспортных узлов), в том числе разработка методологии проведения имитационной экспертизы, создание имитационных систем, позволяющих моделировать системы различных видов транспорта, разработка подробных моделей проектируемых транспортных систем, разработка динамических имитационных моделей транспортных потоков для оценки эффективности вариантов развития транспортной инфраструктуры, комплексное исследование на моделях функционирования проектируемых транспортных объектов с выдачей их реальной пропускной способности, "узких мест" и показателей работы, а также разработка предложений по корректировке проектов на основании имитационной экспертизы; разработка навигационных систем и систем телематического мониторинга транспортных потоков, систем управления транспортными потоками и интеллектуальных транспортных систем; исследование, адаптация и освоение инновационных технологий строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры; разработка и создание эффективных систем контроля состояния и управления содержанием объектов транспортной инфраструктуры; разработка и создание единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса. Научное обеспечение развития доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей интенсивного и инновационного развития экономики страны будет осуществляться по следующим направлениям: разработка, мониторинг, анализ и развитие модели рынка транспортных услуг для потребностей всех секторов экономики, включая параметры качества транспортных услуг, структуру стандартов качества для различных категорий товаров и секторов экономики, требования к нормативно-правовой базе рынка транспортных услуг, экономические характеристики модели рынка, средства контроля качества и технологические модели обеспечения качества транспортных услуг; исследование, разработка и экспериментальная отработка высокоэффективных товаротранспортных технологий, обеспечивающих качественные критерии всего спектра транспортных услуг и повышение производительности транспортной системы; разработка методических основ, регламентов и автоматизированных информационных систем статистического учета на транспорте, включая создание банка статистических данных, обеспечивающего разработку и мониторинг транспортно-экономического баланса; разработка, научное сопровождение и мониторинг транспортно-экономического баланса; разработка методов и механизмов мотивации структурной модернизации транспортных систем в целях обеспечения качества транспортных услуг и создания конкурентоспособных транспортных компаний; разработка методик и средств мониторинга и контроля качества предоставляемых транспортных услуг, а также методов и механизмов повышения качества транспортных услуг, в том числе выборочного статистического мониторинга выполнения контрактных обязательств по качеству транспортных услуг, а также мониторинга действенности санкций по нарушениям контрактных обязательств; разработка методик и средств мониторинга времени движения товаров в пути, а также времени обработки партий грузов в терминальной сети, в том числе в морских портах и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; разработка научно обоснованных методик и средств мониторинга уровня развития логистических технологий, обеспечения их производственно-технической базой и развития системы сопутствующих услуг; разработка и совершенствование технологий контейнерных перевозок, а также сравнительный анализ различных технологий региональных и межрегиональных перевозок, перевозок для малого и среднего бизнеса и научное обоснование выбора лучших технологий; разработка принципиально новой, адаптивной технологии работы транспорта, соответствующей высокой динамике рыночной экономики, в том числе анализ соответствия существующей технологии новым требованиям рыночной экономики - обеспечению динамичных экономических связей надежными и эффективными транспортными связями, разработка экономических основ, критериев и показателей работы различных видов транспорта, соответствующих новой основной задаче, разработка научных основ гибких форм организации работы транспорта (для железнодорожного транспорта - вариантный план формирования, гибкий график движения поездов, вариантные технологические процессы), а также разработка методологии доставки грузов к морским портам, пограничным переходам и крупным предприятиям, согласованной с режимом их работы; разработка научно обоснованных методик и средств мониторинга существующей структуры парка грузового подвижного состава и обеспеченности потребностей по подвижному составу в целях достижения заданных критериев объема и качества транспортных услуг; разработка и экспериментальная отработка эффективных инфотелекоммуникационных технологий и навигационных сервисов для обеспечения потребностей рынка конкурентоспособных транспортных услуг. Научное обеспечение развития доступности и качества транспортных услуг для населения будет осуществляться по следующим основным направлениям: разработка и научное обоснование минимальных социальных транспортных стандартов обеспечения возможности передвижения всех слоев населения на всей территории страны, разработка и научное сопровождение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов по прогрессивной шкале с учетом постепенного улучшения условий транспортного обслуживания населения, в том числе в области развития систем городского и пригородного пассажирского транспорта, а также районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий; разработка и научное обоснование параметров регулирования рынка в части допуска к коммерческой деятельности в области пассажирских перевозок; исследование и научное обоснование структуры соотношения общественного и частного пассажирского транспорта в модели рынка транспортных услуг, обеспечивающей минимальные социальные транспортные стандарты, разработка механизмов обеспечения реализации этих стандартов на базе социальных инвестиционных государственных контрактов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; исследования и разработки в области развития производства и оснащения парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, определение потребности в парках, возможности производства соответствующего подвижного состава и реализации на его базе минимальных социальных транспортных стандартов; исследования и разработки в области развития систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров. Научное обеспечение развития интеграции России в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны будет осуществляться по следующим основным направлениям: разработка и научное обоснование нормативно-правовых и других государственных методов регулирования, обеспечивающих содействие увеличению доли участия российских транспортных организаций в перевозках отечественных экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами; разработка и научное обоснование технологических и нормативно-правовых моделей интеграции России в единое международное транспортное пространство, развития участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, а также расширения сотрудничества в международных транспортных организациях и с торговыми партнерами России; разработка методик и средств мониторинга технических и технологических параметров международных транспортных коридоров и разработка и научное обоснование развития этих параметров, обеспечивающих конкурентоспособность международных транспортных коридоров на уровне мировых аналогов; разработка и научное обоснование механизмов мотивирования создания национальных и интернациональных транспортных компаний, конкурентоспособных мировым компаниям, а также расширения участия российского транспортного бизнеса в крупных международных транспортных проектах. Научное обеспечение повышения уровня безопасности транспортной системы будет осуществляться по следующим основным направлениям: исследование и разработка в области развития средств, технологий и систем обеспечения безопасности движения, полетов и судоходства; разработка технологических моделей повышения эффективности деятельности специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с целью достижения уровня, соответствующего международным и национальным требованиям; исследование и разработка в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; исследование и разработка в области повышения мобилизационной готовности транспортного комплекса; исследование и разработка в области повышения безопасности перевозок грузов, требующих особых условий; разработка и научное обоснование параметров системы регулирования профессионального допуска к транспортной деятельности; научно-техническое обеспечение развития средств и систем надзора в сфере транспорта; разработка методик и средств контроля уровня профессиональной подготовки специалистов транспортного комплекса с точки зрения обеспечения безопасности и устойчивости транспортной системы. Научное обеспечение снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду будет осуществляться по следующим направлениям: исследование и разработка в области сокращения вредного воздействия транспорта на здоровье человека за счет снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, а также количества отходов на всех видах транспорта, включая вопросы профессиональной подготовки персонала и рационализации маршрутов; разработка и научное обоснование технологических и нормативно-правовых моделей мотивации перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива; выбор и научное обоснование показателей и критериев оценки экологичности транспорта с учетом уровня затрат и разработка рекомендаций по их оптимизации; исследование и разработка в области снижения энергоемкости транспорта и достижения уровня показателей передовых стран. Научное обеспечение совершенствования нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей и индикаторов Транспортной стратегии, будет осуществляться по следующим основным направлениям: разработка и научное обоснование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования конкурентного рынка транспортных услуг в области перевозок грузов (включая обоснование параметров допуска к коммерческой транспортной деятельности); исследование и разработка методов и механизмов государственного мониторинга удельных совокупных транспортных издержек в себестоимости национальных товаров и стимулирования их снижения; разработка и научное обоснование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с минимальными социальными стандартами (включая обоснование параметров допуска к коммерческой транспортной деятельности в области пассажирских перевозок); исследование и разработка нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования, направленных на повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, включая совершенствование нормативно-правовых, экономических и финансовых механизмов государственно-частного партнерства; разработка и научное обоснование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению интеграции России в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны; разработка и научное обоснование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, в том числе допуска к профессиональной деятельности; разработка и научное обоснование нормативно-правовой базы в области регулирования вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека; исследование и разработка в области российской и международной гармонизации нормативно-правового обеспечения транспортной системы и создания единого транспортного кодекса. Научное обеспечение создания эффективной системы управления реализацией стратегии и развитием транспортного комплекса будет осуществляться по следующим основным направлениям: разработка и научное сопровождение системы стратегического планирования развития транспортной отрасли на основе математических моделей и транспортно-экономического баланса; разработка и научное обоснование эффективной организационной модели управления реализации стратегии; разработка методических основ и регламентов согласования Транспортной стратегии с субъектами Российской Федерации и ее координация с региональными транспортными стратегиями и программами, со схемами территориального планирования регионов, областей и городов; разработка методических основ и регламентов координации Транспортной стратегии с ресурсообеспечивающими отраслями; разработка, научное сопровождение и развитие автоматизированной информационноаналитической системы управления транспортным комплексом и других аналитических и управляющих систем транспортного комплекса, включая создание классов автоматизированных аналитических систем для различных видов транспорта и транспортного комплекса в целом, а также разработка методических основ использования аналитических систем на транспорте, разработка методологии автоматизированного управления потоками и процессами на транспорте, создание новых и адаптация к новым задачам транспорта существующих систем автоматизированного управления (систем поддержки принятия решений) и адаптация технологических процессов транспорта к использованию систем автоматизированного управления; исследование и разработка в области развития систем мониторинга и оценки состояния транспортного комплекса, систем контроля и надзора на транспорте; исследование и разработка аналитических систем и математических моделей, обеспечивающих поддержку принятия решений по регулированию функционирования и управлению развитием транспортного комплекса; разработка, научное сопровождение и развитие автоматизированной системы мониторинга и проектного управления реализацией федеральных целевых программ и стратегий, создание и развитие информационно-аналитической системы управления реализацией Транспортной стратегии. Развитие научного обеспечения транспортного комплекса будет осуществляться по следующим основным направлениям: организация и проведение работ по научно-методическому обеспечению транспортного комплекса; создание научной базы (инфраструктуры) научного обеспечения транспортного комплекса; подготовка и привлечение кадров для научных исследований в транспортном комплексе, разработки и внедрения инновационных транспортных технологий (прежде всего за счет развития транспортного научно-образовательного комплекса); содействие развитию научных школ транспортного комплекса. Научное обеспечение подготовки и развития трудовых ресурсов транспортного комплекса будет осуществляться по следующим основным направлениям: разработка и научное обоснование методических основ и механизмов государственного регулирования в сфере кадрового обеспечения видов транспорта, направленного на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров в транспортной отрасли, а также научное исследование и разработка в области создания конкурентоспособных условий привлечения и закрепления кадров в транспортной отрасли; разработка и научное обоснование методических основ обеспечения транспорта профессионально подготовленными работниками массовых профессий, специалистами и руководителями, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры; разработка и научное обоснование методических основ подготовки специалистовуправленцев широкого профиля и развития у персонала всех видов транспорта высокого уровня компетенции для работы в условиях единой транспортной системы, активного взаимодействия видов транспорта, логистических комплексов, единых технологических цепочек и высоких стандартов качества; исследование и разработка в области создания корпоративных систем управления персоналом, ориентированных на мотивированный и эффективный труд работников, повышения качества и производительности труда, а также стимулирование активного участия персонала в технической модернизации и инновационном развитии транспорта; научное исследование и разработка в области создания имиджа транспортных профессий. Экспериментальные пилотные проекты направлены на отработку механизмов, методик, нормативно-правового, технического, технологического, информационного и кадрового обеспечения для достижения целей и решения задач Транспортной стратегии. До 2015 года необходима реализация ряда экспериментальных проектов, направленных на отработку и внедрение высокоэффективных логистических технологий. Такие проекты являются важной частью развития конкурентного рынка транспортных услуг и катализатором освоения высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий на территории России. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях предусматриваются следующие проекты: создание федерального научно-внедренческого центра комплексных транспортных проектов и сети региональных научно-внедренческих центров; развитие транспортных коридоров; организация межрегиональных автотранспортных конвейеров; развитие транспортных коридоров и автотранспортных конвейеров на региональном уровне; рационализация движения товарных масс на муниципальном уровне; развитие транспортно-логистических систем на стыках между видами транспорта; контейнеризация транспортной системы по внутрирегиональным и межрегиональным транспортным потокам. Создание федерального научно-внедренческого центра комплексных транспортных проектов и сети региональных научно-внедренческих центров является основным проектом протекции государства в создании транспортно-логистических систем в целях оптимизации обеспечения товарных потоков. Система центров должна обеспечить: разработку и мониторинг региональных транспортных балансов и на их основе федерального транспортно-экономического баланса; стратегические исследования, прогнозирование и комплексное моделирование товарных потоков и обеспечения их транспортными ресурсами; разработку проектов высокоэффективных конкурентоспособных логистических технологий, а также технологической инфраструктуры по обеспечению логистики товарных потоков, в том числе в межрегиональном и международном сообщении; совместно с администрациями регионов и муниципалитетов разработку и реализацию экспериментальных проектов и обеспечение тиражирования их результатов. Развитие транспортных коридоров предусматривает: разработку классификации транспортных коридоров на всей территории Российской Федерации, в том числе международных; разработку технических, технологических и информационных стандартов по каждому виду транспорта, функционирующему в данном коридоре, отвечающих высоким техническим требованиям транспортных коридоров, сервисной и технологической инфраструктуры, обеспечивающих применение высокоэффективных товаротранспортных и пассажиротранспортных логистических технологий; создание конкурентоспособных условий по безопасности, скорости и времени перемещения грузов и пассажиров, а также их сервису. Этот проект предполагается реализовать на территории Российской Федерации в границах международного транспортного коридора "Север - Юг". Организация межрегиональных автотранспортных конвейеров предусматривает: мотивацию создания национальных или межрегиональных экспедиторско-транспортных компаний для реализации автотранспортных конвейеров; разработку и отработку методологической, нормативно-правовой базы для обеспечения доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны; создание транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе терминалов и логистических парков различного типа на принципах государственно-частного партнерства. Этот проект должен обеспечить увеличение коммерческой скорости товаров в межрегиональном сообщении до 1000 - 1500 км в сутки при гарантированной ритмичности, производительности автотранспортных систем в 3 - 4 раза и соответственно рентабельности, а также пропорциональное снижение издержек грузовладельцев на кредитование грузов в пути и на складе. На региональном уровне проект предполагается реализовать через региональные научновнедренческие центры совместно с федеральным научно-внедренческим центром на основании его методик. Развитие транспортных коридоров и автотранспортных конвейеров на региональном уровне предполагает для каждой распределительной товарной цепи формирование рациональных маршрутов как для модальных, так и мультимодальных перевозок. Проект должен обеспечить снижение издержек грузовладельцев на кредитование товаров в пути за счет увеличения коммерческой скорости товарных партий от отправителя до потребителя в 2 - 3 раза и скорости обработки грузов на терминалах, увеличение производительности и рентабельности автотранспортных систем в 2 - 3 раза за счет организации доставки грузов по кольцевым маршрутам, обеспечивающим повышение коэффициента пробега с грузом и коэффициента использования грузоподъемности в 2 - 2,5 раза и использование подвижного состава до 20 часов в сутки. Рационализация движения товарных масс на муниципальном уровне предусматривает выбор самого короткого маршрута при условии максимально возможной загрузки и пробега с грузом и использование кольцевых и маятниковых маршрутов и технологий перегрузки с борта на борт транспортных средств. Такая рационализация должна выполняться региональными научновнедренческими центрами совместно с федеральным научно-внедренческим центром. Проект должен обеспечить увеличение коэффициента использования грузоподъемности и коэффициента использования пробега не менее чем в 2 раза, а также увеличение производительности автотранспортных систем до 4 раз и пропорциональное снижение издержек товаропроизводителей. Развитие транспортно-логистических систем на стыках между видами транспорта должно обеспечить оптимизацию товародвижения. На железнодорожном транспорте предусматривается экспериментальный проект внедрения товаротранспортных технологий доставки грузов от отправителя до потребителя в мультимодальном варианте, отвечающих лучшим мировым аналогам. Целью проекта является возможность обеспечения на территории страны на всех железнодорожных станциях доставки любому грузовладельцу от отправителя до потребителя любой партии грузов, которая выполняется в мультимодальном варианте. Проект должен обеспечить снижение транспортных издержек грузовладельцев в 2,5 раза, простоя вагонов под грузовыми операциями в 4 раза, потерю и порчу грузов в 10 раз, себестоимость переработки грузов в 2,5 раза, а также повышение производительности автотранспортных средств и рабочих в 2 раза и соответствующее повышение рентабельности автотранспортных систем. На внутреннем водном транспорте для востребованности на рынке необходимо гарантировать грузовладельцам предсказуемость, ритмичность и надежность функционирования товарных потоков, обеспечиваемых речным транспортом. Предполагается проработать механизмы: мотивации создания акционерных экспедиторско-перевозочных компаний на бассейновых и межбассейновых магистральных перевозках, способных гарантированно обеспечить совместно с автомобильным и железнодорожным транспортом доставку товаров любой партии точно в срок от отправителя до потребителя; создания холдингов, объединяющих порты в терминально-транспортную сеть, скоординированную единой информационно-диспетчерской системой. Проект должен обеспечить увеличение перевозок речным транспортом на 10 - 12 процентов объема всех грузовых перевозок (уровень стран Европейского союза), компенсацию за счет речного флота увеличения сезонных объемов перевозок в весенне-летне-осенний период, снижение потребности в провозных и пропускных способностях автомобильного и железнодорожного транспорта и соответствующее снижение необходимости создания сезонных резервных мощностей, а также снижение травматизма и экологической нагрузки на окружающую среду. Пилотный проект рекомендуется провести на Волжском бассейне как одной из магистралей международного транспортного коридора "Север - Юг". Контейнеризация транспортной системы по внутрирегиональным и межрегиональным транспортным потокам осуществляется для обеспечения внутренних потребностей производства и торговли на базе применения контейнеров различного типа и предусматривает: определение на базе транспортного баланса типажа и объема потребности контейнерного парка для промышленных узлов региональных и межрегиональных товарных потоков; разработку нормативно-правовых и методических документов, обеспечивающих функционирование контейнерной системы на федеральном и региональном уровнях; разработку механизмов мотивирования производства и ремонта контейнерного парка необходимого типа в необходимых объемах; формирование основных требований к профильным структурам по лизингу или аренде контейнеров; разработку требований к техническим и технологическим условиям узловых распределительных контейнерных терминалов и контейнерных терминалов грузовладельцев. Проект должен обеспечить повышение производительности транспортных систем до 5 раз и соответствующее снижение издержек себестоимости товаров. Инвестирование экспериментальных проектов предполагается в разовом порядке за счет федеральных средств, а также на основе механизмов государственно-частного партнерства и комбинированного партнерства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. По достижении целей экспериментального проекта предполагается возможность реализации акций на рынке. Развитие научного обеспечения Транспортной стратегии по видам транспорта предполагает опережающее инновационное развитие их научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий. Научные исследования в области железнодорожного транспорта, реализация которых помимо прочих источников предусматривает финансирование за счет средств плана научнотехнического развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги", предусматривают: перспективные направления научно-технического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, включая разработку комплекса технических регламентов, содержащих требования по обеспечению безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на железнодорожном транспорте, разработку нормативно-методологической базы для расчетов параметров эксплуатационной готовности, прочности, безопасности, ресурса и риска, разработку новых технических требований на серийно поставляемую продукцию и нормативной базы для взаимодействия с поставщиками на основе принципов менеджмента качества; обеспечение развития инфраструктуры; развитие системы управления движением поездов и обеспечения безопасности; создание системы технического обслуживания скоростной и высокоскоростной инфраструктуры и подвижного состава; внедрение транспортной логистики; организацию производства подвижного состава нового поколения. Направления, реализация которых предусматривает преимущественное финансирование за счет средств инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", включают: обеспечение развития инфраструктуры; развитие системы управления движением поездов и обеспечения безопасности; ввод в эксплуатацию высокоскоростных электропоездов и инфраструктуры для скоростей движения до 250 км/час и до 350 км/час; внедрение транспортной логистики. Направления, реализация которых предусматривает преимущественное финансирование за счет средств производителей железнодорожной техники, включают: перспективные направления научно-технического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, в том числе разработку новых типов и образцов подвижного состава и элементов инфраструктуры, обеспечивающих повышение надежности и безопасности эксплуатации и соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация; разработку принципиально новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также использование высокоточных систем моделирования элементов инфраструктуры и подвижного состава; обеспечение развития инфраструктуры; развитие системы управления движением поездов и обеспечения безопасности, которые предусматривают создание "интеллектуального" поезда со встроенной системой автоведения и самодиагностики; целевые параметры внедрения транспортной логистики, которые предусматривают внедрение системы позиционирования и автоматизированного контроля сохранности грузов в пути следования; организацию производства пассажирского и грузового подвижного состава нового поколения с увеличенными нагрузками на ось, со снижением веса тары грузового вагона, с применением асинхронного тягового привода, сокращением удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов и другими прогрессивными техническими характеристиками, включая приспособленность для обслуживания пассажиров-инвалидов. Направления, реализация которых предусматривает преимущественное финансирование за счет средств федерального бюджета, включают: перспективные направления научно-технического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, в том числе создание системы формирования и контроля нормативных требований к транспортным средствам и оборудованию, которые разрабатываются, производятся в Российской Федерации или импортируются в Российскую Федерацию, разработку и применение метрической системы мер, а также разработку и введение в действие комплекса специальных стандартов (нормативная база систем добровольной сертификации) для объектов транспортной отрасли, не подпадающих под действие основных технических регламентов; производство подвижного состава нового поколения. Направления, реализация которых предусматривает смешанное финансирование за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги", производителей железнодорожной техники и федерального бюджета, включают: организацию высокоскоростного движения на выделенных направлениях со скоростями до 300 - 350 км/час и освоение отечественного производства основных элементов инфраструктуры и подвижного состава; организацию смешанных пригородно-городских пассажирских перевозок в крупных транспортных узлах. Основными направлениями развития научного обеспечения в дорожном хозяйстве являются: поисковые и фундаментальные исследования по совершенствованию проектирования автомобильных дорог и теории проектирования дорожных сетей, развитие методов математического моделирования при проектировании автомобильных дорог, совершенствование методов повышения надежности и долговечности дорожных конструкций и искусственных сооружений, совершенствование эксплуатации автомобильных дорог, включая методы прогнозирования срока службы дорожных и мостовых конструкций, и методов проектирования жизненного цикла дорог и искусственных сооружений, а также экономика и планирование деятельности в дорожном хозяйстве, прежде всего методы долгосрочного и среднесрочного планирования деятельности в дорожном хозяйстве на основе оптимизации расходов в течение жизненного цикла дороги и создание принципиально новых материалов, конструкций и технологий для дорожных работ, конкурентоспособных на мировом рынке; прикладные научные исследования в рамках долгосрочных и среднесрочных программ, формируемых с учетом результатов фундаментальных исследований, по совершенствованию дорожных конструкций и технологий производства работ, обеспечивающих увеличение межремонтных сроков службы автомобильных дорог и дорожных сооружений, разработка энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, повышение качества дорожностроительных материалов, прежде всего битумсодержащих вяжущих материалов и асфальтобетона, в целях увеличения долговечности дорожных покрытий, а также совершенствование методов мониторинга технических параметров и транспортноэксплуатационного состояния автомобильных дорог, методик автоматизации сбора и обработки дорожных данных для использования в системах компьютерного проектирования дорог и искусственных сооружений и для планирования и управления дорожной деятельностью; улучшение показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и безопасности дорожного движения; разработка методов и компьютерных программ автоматизированного планирования дорожной деятельности на основе вариантного математического моделирования показателей транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожной сети в целом; разработка программ и схем развития сетей автомобильных дорог Российской Федерации и регионов; разработка различных научно-технических программ развития дорожного хозяйства; совершенствование системы управления дорожным хозяйством, включая научное обеспечение развития нормативно-правовой базы дорожного хозяйства, методик конкурсного отбора подрядчиков по критериям наиболее экономически эффективного предложения, направленных на повышение качества выполнения дорожных работ и обеспечивающих действенность механизмов государственно-частного партнерства и нормативной базы для широкого внедрения системы долгосрочных контрактов, направленных на достижение нормативных показателей транспортно-эксплуатационного состояния дорог; развитие технического регулирования в дорожном хозяйстве, направленного на совершенствование основных технических и экологических требований, обеспечивающих высокие потребительские свойства автомобильных дорог, надежность и долговечность дорожных конструкций, работоспособность дорожной сети и безопасность участников дорожного движения, а также стимулирующих внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий при выполнении дорожных работ; опытно-конструкторские работы, предусматривающие разработку нового оборудования для диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, приборов для лабораторного и полевого контроля качества работ по строительству, ремонту и содержанию дорог и мостов в целях повышения достоверности информации и качества указанных работ, одновременно с этим создание системы организационных и экономических мер стимулирования разработок и серийного производства новой дорожной техники, оборудования для производства высококачественных дорожно-строительных материалов предприятиями машиностроительных отраслей. Для проведения экспериментальных исследований и апробации новых разработок необходимо создание экспериментально-испытательных полигонов в разных регионах страны и различных природно-климатических зонах, которые были бы доступны для проведения на них испытаний различными научно-исследовательскими организациями. Основными направлениями развития научного обеспечения на автомобильном транспорте являются: разработка транспортных балансов на национальном и региональном уровнях, их координация с федеральными программами развития и модернизации автодорожной инфраструктуры и инфраструктуры других видов транспорта; определение рациональных сфер использования автомобильного транспорта и направлений (механизмов) его взаимодействия с другими видами транспорта с целью минимизации транспортных затрат и обеспечения устойчивого развития транспортной системы; исследование эффективности правовых, экономических и административных механизмов регулирования рынка автотранспортных услуг; маркетинговые исследования рынка и мониторинг его состояния, прогнозирование тенденций развития рынка автотранспортных услуг; разработка предложений по повышению доступности и качества автотранспортных услуг для потребителей и повышение мобильности населения; создание современных транспортно-логистических технологий на основе достижения комплексности и высоких стандартов качества транспортных услуг. Основными направлениями развития научного обеспечения на воздушном транспорте являются: научно-методическое обеспечение и мониторинг реализации Транспортной стратегии в части развития воздушного транспорта в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", других федеральных и отраслевых целевых программ, генеральных схем и стратегических планов развития воздушного транспорта до 2015, 2020 и 2030 годов; научно-методическое обеспечение, анализ проблемных вопросов и прогнозирование реализации целей Транспортной стратегии в части развития воздушного транспорта, основанные на мониторинге состояния рынка и исследовании взаимосвязи развития его сегментов, подсистем, информационного и ресурсного обеспечения воздушного транспорта; научно-прикладные исследования содержания и форм инновационной модели обеспечения конкурентоспособности воздушного транспорта, в том числе в части материально-технической базы, технологии авиаперевозочного процесса, информационных технологий и управления; маркетинговые исследования рынка воздушных перевозок, мониторинг его состояния и прогнозирование тенденций развития, предусматривающие повышение доступности и качества авиатранспортных услуг и мобильности населения, в том числе в рамках региона; научное обеспечение вопросов государственного регулирования развития воздушного транспорта, обеспечивающего конкурентоспособность услуг, расширение их доступности для населения и необходимые поставки парка современных воздушных судов; научно-методические разработки в области ценообразования воздушного транспорта в целях снижения темпов роста себестоимости услуг и тарифов на авиаперевозки, а также повышения доступности авиаперевозок; разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность и защиту на международном рынке интересов российских авиаперевозчиков, в том числе в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; научные исследования рынка социально значимых воздушных перевозок, а также разработка предложений по совершенствованию механизма их государственной поддержки в рамках субъектов Российской Федерации; научные исследования в области комплексной безопасности и экологии гражданской авиации в целях формирования долговременной политики Российской Федерации, гармонизированной с требованиями Международной организации гражданской авиации и Европейского союза; исследование конъюнктуры и уточнение прогнозов развития рынка воздушных перевозок и парка воздушных судов Российской Федерации на 20 лет; научно-методическое обеспечение разработки и сопровождения эксплуатации единой государственной информационно-аналитической системы гражданской авиации; научное обоснование критериев, стандартов и процедур, способствующих развитию оправданной конкуренции, росту деловой активности, производительности труда и внедрению инноваций субъектами рынка воздушного транспорта. Основными направлениями развития научного обеспечения на морском транспорте являются: анализ современного состояния и прогноз изменения грузовой базы морского транспорта на средне- и долгосрочную перспективу; анализ мирового фрахтового рынка и международного морского судоходства; разработка отраслевых целевых программ, генеральных схем и стратегических планов развития морских портов; определение границ территорий и акваторий морских портов в целях подготовки соответствующих документов для внесения в Правительство Российской Федерации; определение структуры морского транспортного флота и его состава на перспективу; определение потребности в судах обеспечивающего флота различного назначения; разработка предложений по укреплению взаимодействия морского транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках межотраслевой транспортной координации, развитию принципов логистики в управлении грузопотоками и обеспечению перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территории России; разработка предложений по развитию прогрессивных транспортно-технологических систем (контейнерной, пакетной, ролкерной, паромной, лихтеровозной и др.); разработка комплекса технических, экономических, правовых и других мероприятий, связанных с развитием перевозок по трассам Северного морского пути; разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности отечественного морского транспорта, особенно с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию; разработка предложений по мерам государственной поддержки морского транспорта; разработка предложений по увеличению количества судов, зарегистрированных под российским флагом, резервированию грузовой базы для отечественного морского транспорта и строительству судов преимущественно на российских судостроительных заводах; подготовка предложений в области ценообразования на морском транспорте, в частности разработка системы тарифов и портовых сборов; разработка предложений и подготовка документации по созданию и эффективному функционированию особых портовых экономических зон; разработка мероприятий по повышению уровня безопасности морской транспортной деятельности и охраны окружающей природной среды; разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность морского транспорта и обеспечивающей защиту его интересов в сфере международного морского судоходства; совершенствование форм и методов подготовки специалистов в морских высших и средних учебных заведениях; разработка автоматизированных систем управления технологическими и информационными процессами; разработка предложений по совершенствованию статистической отчетности на морском транспорте; мониторинг функционирования морского транспорта, реализации принятых управленческих решений и эффективности проводимых мероприятий. Основными направлениями развития научного обеспечения на внутреннем водном транспорте являются: разработка и научно-аналитическое сопровождение реализации федеральных целевых программ развития отрасли; прогнозирование социально-экономического развития речного транспорта в целом и в отдельных регионах; научно-техническое сопровождение развития транспортного и обеспечивающего флота; перспективное развитие речных портов, судостроительных и судоремонтных предприятий и других объектов; развитие межотраслевой и транспортной координации, логистических систем и интермодальных перевозок; исследования в области нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения речного транспорта; исследования в области безопасности эксплуатации речного флота, охраны окружающей среды, а также техники безопасности деятельности речного флота и его предприятий; развитие средств связи и информационных технологий на транспорте. Основными направлениями развития научного обеспечения на промышленном транспорте являются: разработка нормального ряда тепловозов, электровозов и тяговых агрегатов автосамосвалов для промышленного железнодорожного и автомобильного транспорта; разработка типажа погрузочно-разгрузочных машин и комплексов для навалочных, тарноштучных грузов и контейнеров; снижение транспортоемкости продукции, в частности продукции металлургической промышленности; развитие альтернативных видов транспорта, позволяющих эффективно использовать землю, уменьшать нагрузку на окружающую среду, повышать производительность и экономичность производственных агрегатов; оптимизация ремонтной базы промышленного транспорта. Реализация направлений научного обеспечения развития транспортной системы России до 2030 года потребует адекватного развития системы научных и проектных организаций отрасли, их материальной базы и кадрового обеспечения. Одним из приоритетов развития научного обеспечения является воссоздание системы научных организаций (или их специализированных подразделений), деятельность которых ориентирована на разработку проблем перспективного развития транспортного комплекса страны, сбор, экспертизу, сертификацию и внедрение лучших инновационных решений в области развития транспортной системы. Развитие эффективной государственной системы долгосрочного планирования требует создания системы инновационно-научных и внедренческих центров на каждом из видов транспорта и в дорожном хозяйстве в действующих отраслевых институтах. Кроме того, должен получить развитие общетранспортный инновационный экспериментально-внедренческий центр с региональными отделениями, обеспечивающий комплексность развития транспорта как единой системы, технологическую, экономическую, правовую и организационную взаимосвязь смежных видов транспорта. 4. Обеспечение трудовыми ресурсами развития и функционирования транспортной системы Задачи развития транспортной системы России до 2030 года могут быть решены только при условии обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов. Для реализации стратегических целей развития транспортной системы России до 2030 года необходимо обеспечить подготовку специалистов и трудовых ресурсов для транспортного комплекса по следующим направлениям: развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области проектирования и реализации проектов развития транспортных систем; развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области эксплуатации транспортной инфраструктуры и транспортных средств, создаваемых в процессе реализации стратегии; развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области предоставления транспортнологистических услуг и других сервисов транспортного обслуживания; развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области управления транспортным комплексом; развитие технических, технологических и других видов знаний трудовых ресурсов до уровня, обеспечивающего реализацию целей Транспортной стратегии. Государственное регулирование в сфере кадрового обеспечения видов транспорта направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров и включает: совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в образовательных учреждениях транспортного комплекса; совершенствование программы подготовки кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка и повышение качества подготовки специалистов; совершенствование программ подготовки и повышения квалификации персонала, а также широкое применение специализированных тренажеров для подготовки специалистов различных видов транспорта; совершенствование системы государственного контроля качества подготовки персонала для различных видов транспорта; разработку нормативных правовых актов, регламентирующих трудовые и финансовые взаимоотношения обучаемого специалиста с будущим работодателем, оплатившим его обучение, и государственными органами исполнительной власти в сфере транспорта в случае, если обучение оплачено за счет средств федерального бюджета; создание системы наставничества, преемственности и накопления уникального опыта в сфере транспорта; формирование в организациях управленческих кадров, мотивированных на достижение корпоративных стратегических целей; содействие в укреплении и развитии социального партнерства. Основными мероприятиями в области развития человеческих ресурсов являются: обеспечение транспорта на всех уровнях профессионально подготовленными работниками массовых профессий, специалистами и руководителями, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте; подготовка специалистов-управленцев широкого профиля и развитие у персонала всех видов транспорта высокого уровня компетенции для работы в условиях единой транспортной системы, активного взаимодействия видов транспорта, логистических комплексов и единых технологических цепочек и высоких стандартов качества; содействие созданию корпоративных систем управления персоналом, ориентированных на мотивированный и эффективный труд работников, повышение его качества, производительности труда и активное участие в технической модернизации и инновационном развитии транспорта; создание эффективных моделей образовательных учреждений, внедряющих в процесс образования науку и производство; совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, включая приобретение учебных воздушных, морских и речных судов, тренажеров, строительство и реконструкцию зданий и сооружений. Для выполнения указанных мероприятий необходимо: перейти на долгосрочное перспективное планирование подготовки специалистов, в том числе по новым направлениям подготовки (специальностям) в области логистики, транспортных услуг, межтранспортного взаимодействия и других областях; обеспечить проработку и реализацию механизмов долгосрочного сотрудничества между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, федеральными агентствами, транспортными компаниями и образовательными учреждениями в сфере подготовки и повышения квалификации персонала, в частности расширить сферы применения государственного заказа, целевых договоров в формате государственночастного партнерства, в том числе с использованием новых финансово-кредитных схем, и науки, в частности обеспечить техническую и технологическую модернизацию, последующее инновационное развитие транспорта за счет проведения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в первую очередь на базе университетских комплексов, путем укрепления их социальной, материально-технической и научно-лабораторной базы, создания научно-производственных, инновационных и внедренческих центров, технопарков, передачи им новейших образцов техники, технологии и программного обеспечения; стимулировать концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов в составе крупных университетских комплексов федерального и регионального значения, имеющих широкую сеть территориальных филиалов, позволяющих предоставить полный образовательный цикл, начиная с подготовки квалифицированных рабочих и работников со средним профессиональным образованием, и все виды непрерывного обучения; обеспечить подготовку специалистов по мобилизационной подготовке на каждом виде транспорта; расширить практику предоставления рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений и закрепить ее правовые основы для большей адаптации выпускников к реальным условиям труда и требованиям производства; развивать систему научной стажировки и послевузовского обучения работников, практической стажировки научных сотрудников образовательных учреждений, а также стимулировать воспроизводство научно-педагогических кадров и повышение их квалификации; укрепить связи между работодателями и образовательными учреждениями (корпоративные программы и другие формы согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки, заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности, а также адаптация выпускников-бакалавров к требованиям работодателей в ходе дополнительного профессионального образования в транспортных вузах, совмещение обучения в высших и средних специальных учебных заведениях с практической работой на рабочих должностях); развивать систему профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров и иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы начального и среднего профессионального образования в составе университетских комплексов; расширить сотрудничество с образовательными учреждениями Министерства образования и науки Российской Федерации и иностранными образовательными учреждениями при подготовке специалистов в сфере транспорта; внедрить интегрирующие образовательные технологии (единые информационные сети повышения квалификации в сфере вопросов, относящихся к государственному регулированию) с участием крупнейших компаний и образовательных учреждений и с учетом их финансовых интересов (вопросы комплексной транспортной, экологической и производственной безопасности); проводить эффективную согласованную молодежную политику, направленную на стимулирование трудоустройства выпускников учебных заведений по специальности и установление с ними длительных стабильных трудовых отношений, а также на мотивацию приобретения качественных знаний и практических навыков, которые позволят сократить период адаптации молодых специалистов к производственным условиям; проводить согласованную долгосрочную политику, направленную на повышение престижности транспортных профессий; определить и развивать соответствующие механизмы мониторинга, анализа и принятия решений, инструменты контроля и целевые ориентиры, позволяющие придать планомерный и более эффективный (с точки зрения затрат) характер деятельности по управлению человеческими ресурсами на транспорте. Основными мероприятиями в области социальной политики на транспорте являются: укрепление экономического положения транспортных предприятий, повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности как необходимое условие повышения потенциала по увеличению оплаты труда и наполнению социального пакета, предоставляемого персоналу транспортных предприятий; обеспечение зафиксированных в трудовом законодательстве социальных гарантий, расширение и совершенствование корпоративных социальных пакетов на основе временно действующих трехсторонних соглашений (двусторонних - для федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и казенных предприятий), отражающих текущий баланс интересов работодателей, работников отрасли и государства; соблюдение дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации работника); поощрение социальной ответственности бизнеса, а также использование в интересах развития кадрового потенциала договоров о социальном партнерстве. Отраслевой социальный стандарт должен сыграть существенную роль в повышении престижности и уровня оплаты труда на транспорте, в том числе минимального. В качестве основных составных частей социальных стандартов можно рассматривать: условия и оплату труда (размер оплаты труда, условия занятости и продолжительность рабочего времени); социальный пакет (пенсионное обеспечение, размер оплачиваемого отпуска, медицинское обслуживание, продолжительность отдыха, возможность укрепления здоровья (занятие спортом, организация отдыха) и решения жилищного вопроса и обучения); защищенность работника в рамках трудовых отношений (условия и охрана труда, условия высвобождения работников и страхование). 5. Состав и структура целевых программ реализации Транспортной стратегии Основными прямыми механизмами реализации Транспортной стратегии являются федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам реализации Транспортной стратегии. На первом этапе Транспортной стратегии (до 2015 года) должна быть реализована федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", включающая 5 подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу ("Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", "Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт" и "Гражданская авиация"), и функциональную подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг". На втором этапе (2015 - 2030 годы) основным механизмом реализации Транспортной стратегии станут федеральные целевые программы развития транспортной системы на 5-летние периоды. При этом целесообразно объединить входящие в их состав подпрограммы по 3 направлениям (два функциональных и одно отраслевое): подпрограммы, направленные на достижение общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных главных стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии; подпрограммы, направленные на ввод в действие основных механизмов реализации Транспортной стратегии; подпрограммы, направленные на достижение стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии по видам транспортной деятельности - на автомобильном, железнодорожном, внутреннем водном, морском и авиационном транспорте. В рамках указанных подпрограмм: формируется единое транспортное пространство страны, а также реализуются комплексные проекты развития транспортных узлов и управляющих центров перевозок, которые обеспечивают работу транспортных коридоров; создается транспортная инфраструктура нового типа - интегрированные транспортноскладские и товаротранспортные комплексы, которые образуют объединенную систему взаимодействия, включая грузовладельцев, а также обеспечивается интеграция всех сегментов транспортного процесса и логистики и формируется единая транспортная система страны, на основе которой развивается интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала России; обеспечивается развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров до уровня, конкурентоспособного мировым аналогам, обеспечивается планирование их развития и согласование в рамках международного сотрудничества, создаются условия расширения доступа российских поставщиков транспортных услуг по всем видам транспорта на зарубежные рынки, а также выполняются мероприятия по усилению роли России в формировании международной транспортной политики; обеспечивается разработка и ввод в действие минимальных социальных транспортных стандартов обеспечения возможности перемещения всех слоев населения на различных видах транспорта по всей территории страны, а также разрабатываются и вводятся стандарты качества обслуживания пассажиров на всех видах транспорта; за счет системного комплекса мероприятий обеспечивается достижение уровня безопасности на всех видах транспорта, соответствующего международным и национальным требованиям, а также выполняется единый комплекс мероприятий по стимулированию снижения уровня техногенного воздействия всех видов транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов на всех видах транспорта; разрабатываются и вводятся в действие единые интегрированные модели, технологии, стандарты, нормативно-правовая база и методы государственного регулирования, являющиеся общими для различных видов транспорта. На базе этих комплексных мероприятий и проектов, общих моделей и интеграционных технологий, стандартов и законодательных нормативов, а также общих методов регулирования, имеющих общесоциальную, общеэкономическую и общетранспортную направленность, в рамках программ, направленных на достижение стратегических ориентиров Транспортной стратегии, разрабатываются и реализуются подпрограммы по видам транспорта, учитывающие специфику развития каждого вида транспорта, а также потребности экономики и общества в отношении этих конкретных видов транспорта. Таким образом, с 2016 по 2030 годы федеральные целевые программы, состоящие из указанных подпрограмм и разрабатываемые для реализации Транспортной стратегии, должны формироваться по следующим направлениям: формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры; обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны; обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами; интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду; совершенствование нормативно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей и индикаторов Транспортной стратегии; подготовка и развитие кадрового потенциала транспортного комплекса; создание эффективной системы управления реализацией Транспортной стратегии; опережающее развитие научно-технической и технологической базы транспортного комплекса; автомобильные дороги и автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; внутренний водный транспорт; морской транспорт; гражданская авиация; аэронавигация. 6. Риски реализации Транспортной стратегии Реализация Транспортной стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести макроэкономические, геополитические, операционные, социальные, техногенные и экологические риски. Макроэкономические риски связаны с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы и возникновения бюджетного дефицита. Источниками возникновения таких рисков являются: нехватка финансовых средств вследствие опережающего роста цен в отраслях экономики, поставляющих продукцию для железнодорожного транспорта; снижение объемов грузовых перевозок вследствие недостаточного развития транспортной инфраструктуры; снижение объемов грузовых перевозок вследствие изменения их структуры и роста доли высокотехнологичных грузов; снижение объемов транзитных грузовых перевозок вследствие развития альтернативных заграничных маршрутов в обход территории Российской Федерации; недостаток мощностей и низкий технический уровень развития отечественного машиностроения; несбалансированное развитие инфраструктуры смежных видов транспорта (дефицит портовых мощностей, складских терминалов и др.); несоответствие выделенных инвестиций в строительство и техническую базу транспорта требованиям Транспортной стратегии к уровню развития инфраструктуры и качеству транспортных услуг. Неблагоприятный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации технической отсталости транспортной инфраструктуры на достаточно продолжительный период времени. Практически это означает срыв реализации Транспортной стратегии и застой транспортной отрасли. Геополитические риски актуальны для всех видов транспорта. В области мореплавания они ведут к ограничению судоходства и сдерживанию дальнейшего развития российских портовых мощностей. Нестабильность международной обстановки может оказать негативное влияние на реализацию проектов по созданию сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (хабов). Успешная интеграция Российской Федерации в международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах. Ухудшение международной обстановки может привести к снижению привлекательности и конкурентоспособности транспортной системы России. Операционные риски связаны с недостатками в системах и процедурах управления, поддержки и контроля реализации Транспортной стратегии, в том числе с недостатками их нормативно-правового обеспечения. К операционным рискам относятся риски, связанные с небрежными или некомпетентными действиями персонала, в результате которых может быть причинен материальный ущерб, трансакционные риски, риски операционного контроля, риски систем обеспечения, технологические риски, страховые риски и другие. К неблагоприятным факторам, увеличивающим эти риски, относятся отсутствие целого ряда основополагающих нормативных правовых и стратегических документов, необходимых для реализации Транспортной стратегии, таких, как перспективная схема размещения производительных сил, основные положения демографической и миграционной политики Российской Федерации, стратегии развития внешней торговли Российской Федерации и другие документы, а также отсутствие транспортного баланса как основного инструмента выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом на транспортные услуги и их предложением и многие другие факторы. Возникновение социальных рисков определяется: ухудшением демографической ситуации и снижением спроса на пассажирские и грузовые перевозки; дефицитом квалифицированной рабочей силы, оттоком высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики вследствие более низкой заработной платы на транспорте; дефицитом трудовых ресурсов для реализации инфраструктурных транспортных проектов в удаленных регионах, в первую очередь в регионах Сибири и Дальнего Востока. Техногенные и экологические риски обусловлены высокой степенью физического износа технических средств, человеческого фактора, природными явлениями, а также вандалистскими и террористическими действиями. Устранение их последствий требует серьезных дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов транспортной системы. К числу основных таких рисков относятся: сбои в организации движения вследствие аварий на промышленных объектах, связанных с обеспечением работы транспорта; сбои в организации движения транспортных средств вследствие техногенных аварий на смежных видах транспорта, в акваториях морских портов, на основных автотрассах и в непосредственной близости от железных дорог; временная приостановка работы транспорта вследствие возникновения пожаров и стихийных бедствий; снижение экологической безопасности транспорта вследствие возникновения техногенных аварий на объектах транспорта. В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к транспортной отрасли со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов. Прямыми последствиями указанных рисков является неполное достижение целей Транспортной стратегии. Предложенные в Транспортной стратегии механизмы и планы реализации сформированы таким образом, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия указанных рисков при ее реализации. VII. Этапы развития транспортной системы Реализация Транспортной стратегии будет проходить в два этапа: первый этап (до 2015 года) - завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования и устранение "узких мест" и переход к ее системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям; второй этап (2016 - 2030 годы) - интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально ориентированного пути развития России. Первый этап реализации Транспортной стратегии базируется на результатах реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и ориентирован на решение задач, поставленных в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и других действующих программ, и включает развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, обновление парков транспортных средств, состава морского, речного и воздушного флота, совершенствование технологических процессов. Эти задачи направлены на ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. На этом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и "узких мест" транспортной сети, в том числе в азиатской части России, а также развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации и транспортным узлам. На этой основе будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. Основные направления развития в отраслевом разрезе на первом этапе характеризуются: в области железнодорожного транспорта - модернизацией подвижного состава, постоянных устройств и сооружений, увеличением пропускной способности участков железнодорожной сети, формированием направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенных веса и нагрузки на ось, строительством железнодорожных линий в районах нового освоения и для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, развитием сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров, строительством обходов крупных железнодорожных узлов, предоставлением для всех перевозчиков недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры, равных условий для конкуренции и единых требований к обеспечению безопасности; в области дорожного хозяйства - повышением доступности дорожной сети для населения, началом формирования сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, строительством и реконструкцией автомобильных дорог в районах Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающих освоение природных ресурсов и связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью, а также строительством обходов крупнейших городов; в области воздушного транспорта - развитием международных узловых аэропортов (хабов), сети внутрироссийских узловых аэропортов и региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, кардинальным обновлением парка воздушных судов, развитием аэронавигационной системы России и созданием укрупненных центров управления воздушным движением; в области морского транспорта - увеличением пропускной способности российских морских портов и провозной способности отечественного транспортного флота, обновлением морского флота, обеспечением роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах; в области внутреннего водного транспорта - устранением участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, развитием портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, увеличением протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой, реконструкцией гидротехнических сооружений, реконструкцией пассажирских вокзалов и улучшением качества обслуживания пассажиров, а также строительством грузового и пассажирского флота. Второй этап реализации Транспортной стратегии включает: создание рынка конкурентоспособных транспортных услуг для обеспечения потребностей интенсивного инновационного развития экономики и улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности, производительности и рентабельности транспортных систем; выход на мировой уровень технологического и технического развития транспорта; создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы и повышения ее конкурентоспособности, эффективности и качества транспортного обслуживания, создания инфраструктурных условий для развития новых "точек" экономического роста в стране; расширение опорной транспортной сети; реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках ЕврАзЭС и с другими государствами; диверсификацию направлений экспортных поставок российских углеводородов; повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения, а также превращение логистических транспортных центров в управляющие элементы системы товародвижения. |