|---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |7 |Прочие поступления в бюджет города| | | | | | | |Москвы, связанные с реализацией | | | | | | | |проекта (расшифровать) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |8 |Всего притоков по операционной | | | | | | | |деятельности (сумма строк 1-7) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |9 |Коэффициент дисконтирования (КД) | X | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |10 |Дисконтированные притоки | | | | | | | |по операционной деятельности | | | | | | | |(стр. 8 x стр. 9) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Притоки по инвестиционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |11 |Терминальная стоимость имущества, | | X | X | X | | | |принадлежащего городу Москве как | | | | | | | |участнику проекта (ТСимущ.) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |12 |Всего притоков по проекту | | | | | | | |(стр. 10 + стр. 11) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки из бюджета города Москвы | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки по операционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |13 |Предоставление отсрочки выплаты | | | | | | | |единовременного платежа за право | | | | | | | |аренды земельного участка | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |14 |Предоставление налоговых льгот | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |15 |Прочие оттоки из бюджета, | | | | | | | |связанные по операционной | | | | | | | |деятельностью (расшифровать) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |16 |Всего оттоков по операционной | | | | | | | |деятельности (сумма строк 13-15) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |17 |Коэффициент дисконтирования (КД) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |18 |Дисконтированные оттоки | | | | | | | |по операционной деятельности | | | | | | | |(стр. 16 x стр. 17) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки по инвестиционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |19 |Стоимость инвестиций города Москвы| | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |20 |Коэффициент дисконтирования (КД) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |21 |Дисконтированная стоимость | | | | | | | |инвестиций города Москвы | | | | | | | |(стр. 19 x стр. 20) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |22 |Всего оттоков по проекту | | | | | | | |(стр. 18 + стр. 21) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |23 |Сальдо потока | | | | | | | |(стр. 12 - стр. 22) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |24 |Накопленное сальдо потока | - | | | | | | |за расчетный период (текущий ЧД | | | | | | | |бюджета) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |25 |Бюджетный эффект проекта | | X | X | X | X | | |с участием города Москвы в проекте| | | | | | | |(ЧДДбсу) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Терминальная стоимость имущества, принадлежащего городу Москве как участнику проекта (ТСимущ.), отражает предполагаемую рыночную стоимость имущества на момент окончания проекта. Рассчитывается как приведенная терминальная стоимость проекта, умноженная на долю города Москвы в проекте. Если рыночную стоимость данного имущества на момент окончания проекта более обоснованно и целесообразно определять иным способом в зависимости от специфики проекта, необходимо представить подробное обоснование выбора и расчета данной величины и использовать ее при расчете бюджетной эффективности вместо терминальной стоимости имущества. В таком случае строка 11 таблицы 4.6.b будет иметь название "Предполагаемая стоимость продажи имущества, принадлежащего городу Москве как участнику проекта" и содержать значение данного показателя. 4.6. Сравнение расчетных показателей эффективности проекта с показателями эффективности аналогичных проектов. Обязательным условием участия города Москвы в проекте является положительное значение ЧДДбсу. В случае реализации проекта в условиях конкурентной среды при наличии рыночных данных о реализации аналогичных проектов необходимо провести сравнительный анализ показателей эффективности проекта с показателями эффективности аналогичных проектов. 4.7. Расчет показателей эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта без участия города Москвы в проекте. Бюджетный эффект для города Москвы от участия в проекте. 4.7.1. Оценку эффективности проекта в целом и бюджетной эффективности проекта без участия города Москвы в проекте следует производить на основании расчетов по Обществу в целом. Следует рассчитать все показатели развития Общества (включая бюджетный эффект) по варианту без участия города Москвы в проекте. Формы расчетных таблиц и расчеты аналогичны представленным в пункте 3.13 (тем, которые необходимы для данного варианта) настоящих Методических рекомендаций с учетом того, что за базу расчетов, как правило, следует брать отчетные показатели финансово-хозяйственной деятельности Общества за последний отчетный период. Если по варианту без участия города Москвы в проекте возможно несколько сценариев развития Общества, то для дальнейших расчетов принимается наиболее вероятный сценарий, а при равной вероятности - сценарий, имеющий наибольшее значение бюджетного эффекта. В данном разделе необходимо описать все изменения, которые могут возникнуть в ходе его реализации при варианте без участия города Москвы в проекте по сравнению с вариантом участия города Москвы в проекте. Следует также представить соответствующие расчеты всех показателей развития Общества, на которые участие города Москвы в проекте оказывает то или иное влияние, исходя из предположения, что город Москва в проекте не участвует. Прежде всего это необходимо в случае, когда неучастие города Москвы в Обществе приводит к дополнительному расходу средств Общества (например, на обслуживание кредитов). Таким образом, в расчете должны быть учтены все притоки в бюджет и оттоки из бюджета, связанные с реализацией проекта. Форма таблиц данного раздела разрабатывается в соответствии с требованиями пункта 3.13 настоящих Методических рекомендаций. 4.7.2. Расчет ЧДД бюджета без участия города Москвы в проекте оформляется в виде таблицы, аналогичной таблице 3.13.2. В этой таблице следует показать возможные дополнительные расходы бюджета, вызванные неучастием города Москвы в Обществе (их расчет может быть оформлен в виде отдельной таблицы). В частном случае, когда осуществление проекта невозможно без участия города Москвы, ЧДД бюджета без участия города Москвы в проекте равен дополнительным дисконтированным расходам бюджета (со знаком "минус"), вызванным неучастием города Москвы в Обществе (проекте). 4.7.3. Бюджетный эффект участия города Москвы в проекте (Эу) рассчитывается как разница между ЧДД бюджета с участием города Москвы в проекте и ЧДД бюджета без участия города Москвы в проекте: Эу = ЧДДбсу - ЧДДббу. (5) Не допускается участие города Москвы в проекте, если ЧДДбсу меньше нуля. 4.7.4. Индекс рентабельности участия города Москвы в проекте (Иру) рассчитывается по следующей формуле: Иру = Эу / ДОб. Не допускается участие города Москвы в проекте, если Иру меньше бюджетной нормы дисконта. 4.7.5. Период окупаемости затрат города Москвы на участие в проекте рассчитывается исходя из данных таблицы, аналогичной таблице 3.13.3 настоящих Методических рекомендаций. Период окупаемости затрат города Москвы на участие в проекте определяется как период от начала вложения инвестиций города до момента их окупаемости. Дисконтированный период окупаемости затрат города Москвы определяется как период времени от начала вложения инвестиций города до момента, когда разница между текущим ЧДД бюджета с участием города Москвы в проекте и текущим ЧДД бюджета без участия города Москвы в проекте становится и остается неотрицательной. Дисконтированный период окупаемости затрат города Москвы не должен превышать количество лет, равное округленному значению результата деления единицы на ставку дисконтирования. В случае если данное условие не выполняется, необходимо предоставить обоснование превышению дисконтированного периода окупаемости затрат города Москвы над рекомендуемым значением. 4.8. Расчет показателей эффективности деятельности общества в период реализации проекта осуществляется в соответствии с требованиями пункта 3.14 настоящих Методических рекомендаций. 4.9. Анализ чувствительности осуществляется в соответствии с требованиями пункта 3.15 настоящих Методических рекомендаций. 4.10. Возможные риски и меры по их нейтрализации и устранению. В данном разделе следует предусмотреть, дать описание и оценить все риски города Москвы, связанные с приобретением пакета акций (доли) Общества (участием в проекте). Здесь же следует описать рекомендуемые меры, которые могут предотвратить или нейтрализовать возможные риски. Содержание данного подраздела должно соответствовать требованиям пункта 3.16 настоящих Методических рекомендаций. 4.11. Выводы и предложения. Выводы по ТЭО должны содержать сведения о цене пакета акций (доли), общую оценку целесообразности приобретения городом Москвой этого пакета акций (доли) Общества, в том числе с точки зрения бюджетной эффективности сделки (участия города Москвы в проекте). Выводы должны содержать значения следующих показателей: ЧДДбсу, ЧДДббу, Эу, ПИДi, IRR, DPP. При этом обязательными условиями обоснования бюджетной эффективности участия города Москвы в проекте являются: - положительное значение ЧДДбсу; - Иру >= бюджетной нормы дисконта; - IRR >= бюджетной нормы дисконта (в случае отклонения значения IRR от рекомендуемых значений необходимо предоставить обоснование); - дисконтированный период окупаемости затрат города Москвы не должен превышать количество лет, равное округленному значению результата деления единицы на ставку дисконтирования. В случае если данное условие не выполняется, необходимо предоставить обоснование превышению дисконтированного периода окупаемости затрат города Москвы над рекомендуемым значением. Предложения по ТЭО в целом должны содержать: - рекомендуемую финансовую схему осуществления проекта; - рекомендуемые величину и форму взноса бюджетных средств города Москвы на реализацию проекта; - другие предложения, связанные с важнейшими организационными вопросами реализации проекта и деятельности Общества. 5. Основные требования к ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы 5.4. ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы должно содержать следующие разделы: 5.4.1. Резюме. 5.4.2. Обоснование необходимости приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 5.4.3. Существо проекта и обоснование целесообразности приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 5.4.4. Анализ рынка данного вида имущества и рынка продукции (товаров, услуг), производимой при использовании данного имущества. 5.4.5. План осуществления проекта. Календарный план-график. 5.4.6. Обоснование целесообразности приобретения объекта недвижимости по сравнению с вариантом строительства аналогичного объекта. 5.4.7. Денежные потоки и эффективность проекта в целом при участии города Москвы в проекте. 5.4.8. Расчет бюджетной эффективности проекта приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 5.4.9. Сравнение расчетных показателей эффективности проекта с показателями эффективности аналогичных проектов. 5.4.10. Расчет показателей бюджетной эффективности проекта без участия города Москвы в проекте. Бюджетный эффект приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 5.4.11. Анализ чувствительности. 5.4.12. Анализ критериев эффективности использования приобретаемого имущества. 5.4.13. Возможные риски и меры по их нейтрализации. 5.4.14. Предложения о порядке эксплуатации приобретаемого недвижимого имущества в период до регистрации права собственности города Москвы на данное имущество. 5.4.15. Выводы. 5.5. Представляемая в ТЭО информация должна быть достоверной и обоснованной. Все подтверждающие материалы должны быть представлены в отдельных приложениях к ТЭО. 5.6. Продолжительность расчетного периода должна составлять количество лет, равное округленному значению результата деления единицы на ставку дисконтирования. При выборе иного периода расчета необходимо предоставить обоснование изменения продолжительности расчетного периода. 5.7. При необходимости в конце расчетного периода расчет бюджетного эффекта ведется с позиции продажи приобретенного имущества на момент окончания прогнозного периода, хотя реальная продажа имущества не осуществляется. При этом инвестиционный период следует разбивать на периоды продолжительностью в 1 квартал, а период погашения основного долга по кредитам - на периоды, соответствующие периодичности платежей, но не более чем 1 квартал. 5.8. Денежные потоки могут выражаться в разных валютах. Первоначально денежные потоки следует учитывать в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), а затем приводить все расчеты к единой валюте - рублю РФ. Применение в сводных расчетах другой валюты не допускается. 5.9. Все стоимостные показатели ТЭО и финансовую реализуемость проекта следует рассчитывать, как правило, в прогнозных ценах (то есть ценах, учитывающих инфляцию). Учет инфляции в расчетах следует производить в соответствии с разделом 9 Методических рекомендаций по оценке эффективности ИП. Прогнозируемые темпы инфляции и ставка рефинансирования Банка России по годам расчетного периода должны приниматься по прогнозным данным Минэкономразвития РФ. В случаях когда прогнозы Минэкономразвития РФ на долгосрочную перспективу не разработаны, могут быть использованы экспертные методы расчета прогнозных показателей. Методика расчета прогнозных показателей и примененный математический аппарат должны быть подробно описаны в приложении к ТЭО. Например, можно использовать функцию Excel "Тенденция" или иные аналогичные функции. Для целей настоящих Методических рекомендаций при отсутствии соответствующих прогнозных данных Минэкономразвития РФ в расчетах допускается принимать ставку рефинансирования Банка России - на минимальном уровне за последний квартал. Для целей настоящих Методических рекомендаций бюджетная норма дисконта и ставка капитализации приравниваются к ставке рефинансирования Банка России. 5.10. Титульный лист ТЭО должен содержать название проекта, реквизиты разработчика ТЭО (полное название организации, контактная информация, логотип), дату составления ТЭО в формате "месяц, год". На титульном листе в верхнем правом углу должны находиться подпись и печать (печать - для юридических лиц) лица, представляющего ТЭО в Департамент имущества города Москвы, и дата подписания; в верхнем левом углу должна находиться графа для отметки о согласовании ТЭО отраслевым департаментом (подпись руководителя отраслевого департамента с расшифровкой подписи и датой согласования). Если лицом, представляющим ТЭО в Департамент имущества города Москвы, является отраслевой департамент, на титульном листе в верхнем правом углу должна находиться подпись руководителя отраслевого департамента с расшифровкой подписи и датой подписания в формате "число, месяц, год", отметка в левом верхнем углу о согласовании не требуется. Текст ТЭО должен быть выполнен в формате Microsoft Word, а все расчеты должны быть выполнены с использованием электронных таблиц Microsoft Excel. Рекомендуется оформить расчеты в виде приложения к ТЭО, а по тексту ТЭО вставлять копии необходимых таблиц (или только части этих таблиц, содержащие результаты расчетов), конвертированные в формат Microsoft Word. Представлять ТЭО и расчеты к нему необходимо как на бумажном носителе, так и на магнитном носителе (дискете). В таблицах Microsoft Excel должны быть сохранены расчетные формулы. 5.11. Если в ходе реализации проекта не предусматриваются некоторые расчетные позиции (например, привлечение кредитов, осуществление производственной деятельности, приобретение оборудования и т.д.), то соответствующие разделы не включаются в ТЭО с указанием причин. 6. Типовой макет и Методические рекомендации по разработке ТЭО приобретения имущества в государственную собственность города Москвы Настоящий типовой макет технико-экономического обоснования (ТЭО) предназначен для обоснования приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 6.1. Резюме. В резюме проекта приобретения имущества в государственную собственность города Москвы должны быть кратко изложены следующие основные моменты: - цель приобретения имущества; - суть проекта, включая описания видов приобретаемого имущества и обоснование необходимости приобретения имущества в государственную собственность города Москвы; - социальные вопросы, решаемые проектом; - причины, обусловливающие участие города Москвы в данном проекте; - затраты на осуществление проекта; - сроки реализации проекта (организационный период, инвестиционный период, срок выхода на проектные показатели работы) и его жизненный цикл; - основные финансовые результаты проекта; - основные показатели эффективности проекта в целом (внутренняя норма доходности (IRR), дисконтированный период окупаемости (DPP); - основные показатели бюджетной эффективности проекта (бюджетный эффект проекта с участием города Москвы в проекте, бюджетный эффект проекта без участия города Москвы в проекте, бюджетный эффект участия города Москвы в проекте, период окупаемости затрат города Москвы; индекс рентабельности участия города Москвы в проекте). При этом обязательными условиями обоснования бюджетной эффективности участия города Москвы в проекте являются: - положительное значение ЧДДбсу; - Иру >= бюджетной нормы дисконта; - IRR >= бюджетной нормы дисконта (в случае отклонения значения IRR от рекомендуемых значений необходимо предоставить обоснование); - дисконтированный период окупаемости затрат города Москвы не должен превышать количество лет, равное округленному значению результата деления единицы на ставку дисконтирования; - основные риски, связанные с осуществлением проекта, и меры по их минимизации; - выводы по проекту. Данные об основных финансовых результатах проекта приобретения имущества в государственную собственность города Москвы также рекомендуется представить в виде таблицы: Таблица 6.1 ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ ----------------------------------------------- |Наименование показателей |Всего| |---------------------------------------|-----| | 1 | 2 | |---------------------------------------|-----| |Объем средств, направленных | | |на приобретение имущества | | |---------------------------------------|-----| |Чистый дисконтированный доход проекта | | |---------------------------------------|-----| |Бюджетный эффект проекта с участием | | |города Москвы в проекте | | |---------------------------------------|-----| |Бюджетный эффект проекта без участия | | |города Москвы в проекте | | |---------------------------------------|-----| |Бюджетный эффект участия города Москвы | | |в проекте | | |---------------------------------------|-----| |Индекс рентабельности участия города | | |Москвы в проекте | | |Ставка дисконтирования | | ----------------------------------------------- 6.2. Обоснование необходимости приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. Назначение раздела - посредством подробного анализа общего состояния производства товаров и услуг и потребления в той сфере, в которой будет использоваться приобретаемое имущество, показать необходимость приобретения данного имущества и возможные виды доходов от его использования. Для сравнения могут быть приведены данные по другим регионам страны или по наиболее развитым странам. 6.3. Суть проекта и обоснование целесообразности приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. В данном разделе должны быть отражены: 6.3.1. Цели приобретения имущества, подробное описание предполагаемого использования приобретаемого имущества. Отличительные качества имущества и его конкурентоспособность в сопоставлении с тем, что уже имеется на рынке. 6.3.2. Описание дальнейшего использования имущества с указанием субъекта, который будет эксплуатировать имущество после оформления имущества в государственную собственность. 6.3.3. Предполагаемая роль приобретаемого имущества в решении социальных, экономических, экологических и иных проблем города Москвы (в том числе: предполагается ли Обществом с помощью приобретаемого имущества производить продукцию по городскому заказу и оказывать услуги населению). Ожидаемые внешние эффекты от реализации проекта, как отраженные, так и не отраженные в расчетах экономической эффективности. 6.3.4. Логическое обоснование целесообразности приобретения имущества в государственную собственность города Москвы с организационной, технологической, финансовой и иных точек зрения. Следует показать, что даст городу приобретение данного имущества. 6.3.5. Предполагаемая величина бюджетных затрат на приобретение имущества (с учетом дисконтирования и без дисконтирования). 6.3.6. Предполагаемый состав участников процесса приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. Подробное описание продавца (или собственника продаваемого имущества), посредников, поручителей и так далее. 6.4. Анализ рынка данного вида имущества и рынка продукции, производимой при использовании данного имущества. В данном подразделе должны быть приведены: - анализ структуры рынка и выявление его сегментов (фокусные группы среди населения с определенным уровнем доходов, группы предприятий, государственные и региональные нужды, география предполагаемого сбыта); - объемы рынка данного имущества и его основные характеристики (развивающийся, стабильный, сужающийся); - особенности сегмента рынка, на который ориентируется проект; - основные сведения о конечных потребителях продукции и (или) услуг, производимых с использованием приобретаемого имущества; - динамика спроса и цен на данное имущество и производимую с его помощью продукцию (товары, услуги) за последние 5-7 лет и тенденции их изменения на последующие периоды; - текущие и прогнозируемые темпы инфляции в анализируемом секторе рынка; - характер спроса (равномерный или сезонный); - сведения об основных конкурентах, их сильных и слабых сторонах. Для проведения маркетинговых исследований рекомендуется использовать материалы государственной статистики, данные социологических опросов и выборочных опросов торгово-сбытовых организаций, средств массовой информации. Для крупных проектов необходимо привлекать к маркетинговым исследованиям специализированные маркетинговые организации. В этом случае отчет о маркетинговых исследованиях, составленный специализированной организацией, должен быть приложен к ТЭО. 6.5. План осуществления проекта приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. Календарный план-график. В данном разделе следует: - определить требуемые объемы инвестиционных ресурсов на каждом этапе реализации проекта; - определить последовательность мероприятий, необходимых для реализации проекта, увязать сроки их исполнения, показать логическую последовательность выполнения отдельных мероприятий и составить календарный план-график реализации проекта; - определить распределение обязанностей между участниками процесса приобретения имущества по выполнению определенных мероприятий; при необходимости должна быть разработана схема договоров между участниками, предусматривающая их ответственность. Проекты договоров должны быть приложены к ТЭО. Мероприятия данного раздела должны содержать основу для составления оперативных планов по каждому этапу, а также для мониторинга проекта. Рекомендуется рассмотреть несколько альтернативных планов осуществления проекта и обосновать выбор оптимального варианта. 6.6. Обоснование целесообразности приобретения имущества по сравнению с вариантом строительства аналогичного объекта (только для ТЭО, предусматривающих приобретение объектов недвижимости). В данном разделе необходимо обосновать уменьшение затрат бюджета города Москвы на приобретение и эксплуатацию объектов недвижимости по сравнению со строительством аналогичных объектов. Результаты сопоставления отражаются в следующей таблице. Таблица 6.6 СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ ПО СРАВНЕНИЮ С ВАРИАНТОМ СТРОИТЕЛЬСТВА АНАЛОГИЧНОГО ОБЪЕКТА, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |Наименование показателей |Всего|По периодам жизненного цикла| | | |проекта (1...T) | | | |----------------------------| | | |1 |2 |... |T | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Затраты на приобретение имущества | | | | | | |в государственную собственность города| | | | | | |Москвы: | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 1 | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 2... | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Всего затрат на приобретение объектов | | | | | | |недвижимости (1) | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Затраты на строительство аналогичного | | | | | | |объекта недвижимости | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 1 | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Нормативы по данному виду затрат | | | | | | |(СНиП) | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 2... | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Нормативы по данному виду затрат | | | | | | |(СНиП) | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Всего затрат на строительство объектов| | | | | | |недвижимости (2) | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Разница суммарных затрат | | | | | | |на приобретение имущества по сравнению| | | | | | |с совокупными затратами | | | | | | |на строительство аналогичного объекта | | | | | | |имущества (1-2) | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Коэффициент дисконтирования | | | | | | |--------------------------------------|-----|------|------|-------|------| |Дисконтированная разница суммарных | | | | | | |затрат на приобретение имущества | | | | | | |по сравнению с совокупными затратами | | | | | | |на строительство аналогичного объекта | | | | | | |имущества | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- 6.7. Расчет движения денежных средств. В данном разделе необходимо представить: 6.7.1. Расчет доходов и расходов, связанных с эксплуатацией приобретаемого имущества. В данном разделе описывается дальнейшая эксплуатация приобретаемого имущества и представляются план производства продукции с использованием приобретаемого имущества план продаж, смета расходов на эксплуатацию приобретаемого имущества и так далее аналогично пунктам 3.4.3, 3.6-3.10. 6.7.2. Итоговая смета расходов по проекту. Таблица 6.7.2 СМЕТА РАСХОДОВ ПО ПРОЕКТУ ПО ВИДАМ ЗАТРАТ, МЛН. РУБ. ------------------------------------------------------ |Затраты |Всего|По периодам жизненного цикла| | | |проекта (1...T) | | | |----------------------------| | | |1 |2 |... |T | |-----------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-----------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 1 | | | | | | |-----------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 2...| | | | | | |-----------------|-----|------|------|-------|------| |Итого | | | | | | ------------------------------------------------------ 6.7.3. Итоговая смета доходов по проекту. Таблица 6.7.3 СМЕТА ДОХОДОВ ПО ПРОЕКТУ ПО ВИДАМ ДОХОДОВ, МЛН. РУБ. ------------------------------------------------------ |Доходы |Всего|По периодам жизненного цикла| | | |проекта (1...T) | | | |----------------------------| | | |1 |2 |... |T | |-----------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-----------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 1 | | | | | | |-----------------|-----|------|------|-------|------| |Наименование 2...| | | | | | |-----------------|-----|------|------|-------|------| |Итого | | | | | | ------------------------------------------------------ 6.7.4. Денежные потоки, связанные с использованием приобретенного имущества, и эффективность проекта в целом при участии города Москвы в проекте. Таблица 6.7.4 ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ПРИОБРЕТЕННОГО ИМУЩЕСТВА, И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА В ЦЕЛОМ ПРИ УЧАСТИИ ГОРОДА МОСКВЫ В ПРОЕКТЕ, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование показателей |Всего|По периодам жизненного цикла| |п/п | | |проекта (1...T) | | | | |----------------------------| | | | |1 |2 |... |T | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| | |Операционная деятельность | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| | |Притоки | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |1 |Выручка от реализации продукции | | | | | | | |(с НДС) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |2 |Прочие доходы | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |3 |Итого притоков | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |4 |Оттоки | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |5 |Материальные расходы (с НДС) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |6 |Расходы на оплату труда | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |7 |Прочие расходы с НДС, а также | | | | | | | |налоги, учитываемые в составе | | | | | | | |расходов | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |8 |НДС к уплате (скорректированный | | | | | | | |на НДС к зачету) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |9 |Налог на прибыль организаций | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |10 |Итого оттоков | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |11 |Сальдо потока от операционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | | |(стр. 3 - стр. 10) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| | |Инвестиционная деятельность | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |12 |Притоки | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |13 |Реализация имущества, продажа | | | | | | | |акций и т.д. с учетом НДС | | | | | | | |и налога на прибыль организаций | | | | | | | |от реализации имущества | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |14 |Уменьшение оборотного капитала | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |15 |Итого притоков | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| | |Оттоки | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |16 |Капиталовложения с НДС | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |17 |Иные оттоки с НДС | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |18 |Итого оттоков | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |19 |Сальдо потока от инвестиционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | | |(стр. 15 - стр. 18) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |20 |Суммарное сальдо двух потоков | | | | | | | |(стр. 11 + стр. 19) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |21 |Накопленное сальдо двух потоков | - | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |22 |Коэффициент дисконтирования | - | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |23 |Дисконтированное сальдо двух | | | | | | | |потоков | | | | | | | |(стр. 20 x стр. 22) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |24 |Накопленное дисконтированное | - | | | | | | |сальдо двух потоков | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |25 |Внутренняя норма доходности (IRR)| | - | - | - | - | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |26 |Дисконтированный период | | - | - | - | - | | |окупаемости (DPP) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| | |Финансовая деятельность | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |27 |Притоки | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |28 |Внесение денежных средств | | | | | | | |в уставный капитал Общества | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |28.1|В том числе взнос города Москвы | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |29 |Выборка всех кредитов (размещение| | | | | | | |облигаций) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |30 |Итого притоков | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| | |Оттоки | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |31 |Возврат основного долга (с учетом| | | | | | | |капитализированных процентов) | | | | | | | |по всем кредитам | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |32 |Оплата процентов за кредиты | | | | | | | |(купонного дохода) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |33 |Оплата комиссионных по кредитам | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |34 |Выплата дивидендов | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |35 |Итого оттоков | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |36 |Сальдо потока от финансовой | | | | | | | |деятельности | | | | | | | |(стр. 30 - стр. 35) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |37 |Суммарное сальдо трех потоков | | | | | | | |(стр. 20 + стр. 36) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |38 |Накопленное сальдо трех потоков | - | | | | | | |(текущий ЧД) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |39 |Коэффициент дисконтирования | - | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |40 |Дисконтированное сальдо трех | | | | | | | |потоков | | | | | | | |(стр. 37 x стр. 39) | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |41 |Накопленное дисконтированное | - | | | | | | |сальдо трех потоков (текущий ЧДД)| | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |42 |Чистый дисконтированный доход | | x | x | x | x | | |(ЧДД) проекта | | | | | | |----|---------------------------------|-----|--------|-------|-----|-----| |43 |Приведенная терминальная | | x | x | x | x | | |стоимость проекта | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Внутренняя норма доходности проекта определяется по данным двух потоков: от операционной и инвестиционной деятельности с использованием имеющейся в Microsoft Excel опции "ВСД" и в соответствии с разделом 2.8 Методических рекомендаций по оценке эффективности ИП. По данным таблицы "Денежные потоки и эффективность проекта в целом при участии города Москвы в проекте" определяется также период окупаемости проекта с учетом дисконтирования, т.е. период от начала проекта до момента окупаемости вложений. Под моментом окупаемости понимается момент времени, после которого дисконтированное сальдо двух потоков становится и в дальнейшем остается неотрицательным. 6.8. Расчет бюджетной эффективности проекта приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 6.8.1. Константы расчетов: Таблица 6.8.1 КОНСТАНТЫ РАСЧЕТОВ ------------------------------------------------------ |Параметры и нормативы |Единицы измерения|Значения| |-------------------------|-----------------|--------| |Бюджетная норма дисконта | | | |-------------------------|-----------------|--------| |Другие константы, | | | |использованные в расчетах| | | ------------------------------------------------------ 6.8.2. Переменные экономические параметры и нормативы: Таблица 6.8.2 ПЕРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ И НОРМАТИВЫ, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |N |Вид расходов |Единица |По периодам жизненного цикла| |п/п| |измерения|проекта (1...T) | | | | |----------------------------| | | | |1 |2 |... |T | |---|------------------------------|---------|------|------|-------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|------------------------------|---------|------|------|-------|------| |1 |Курс рубля к валюте расчетов |руб. | | | | | |---|------------------------------|---------|------|------|-------|------| |2 |Минимальный размер оплаты |руб. | | | | | | |труда | | | | | | |---|------------------------------|---------|------|------|-------|------| |3 |Индекс среднего уровня цен |% | 100 | | | | |---|------------------------------|---------|------|------|-------|------| |4 |Прогнозные индексы изменения |% | 100 | | | | | |цен на выпускаемую продукцию | | | | | | |---|------------------------------|---------|------|------|-------|------| |5 |Прогнозные индексы изменения |% | 100 | | | | | |цен на потребляемые ресурсы | | | | | | |---|------------------------------|---------|------|------|-------|------| |6 |Другие исходные данные, | | | | | | | |параметры и допущения, | | | | | | | |используемые в расчетах | | | | | | | |(например, коэффициент | | | | | | | |использования производственных| | | | | | | |мощностей и т.д.) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- 6.8.3. Бюджетная эффективность приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. Расчет бюджетной эффективности приобретения имущества в государственную собственность города Москвы можно представить в виде таблицы: Таблица 6.8.3 БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование показателей |Всего|По периодам жизненного цикла| |п/п| | |проекта (1...T) | | | | |----------------------------| | | | |1 |2 |... |T | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Притоки по операционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Налоговая составляющая | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |1 |Налог на прибыль организаций | | | | | | | |(в части, направляемой в бюджет | | | | | | | |города Москвы) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |2 |Налог на имущество организаций | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |3 |Налог -------- (из перечня налогов| | | | | | | |и сборов, перечисляемых в бюджет | | | | | | | |города Москвы в соответствии | | | | | | | |с таблицей 3.11.1.1) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Неналоговая составляющая | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |4 |Единовременный платеж за право | | | | | | | |аренды земельного участка | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |5 |Дивиденды от участия города Москвы| | | | | | | |в Обществе в качестве акционера | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |6 |Терминальная стоимость | | X | X | X | | | |операционного денежного потока | | | | | | | |бюджета города Москвы (ТСоп) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |7 |Прочие поступления в бюджет города| | | | | | | |Москвы, связанные с реализацией | | | | | | | |проекта (расшифровать) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |8 |Всего притоков по операционной | | | | | | | |деятельности (сумма строк 1-7) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |9 |Коэффициент дисконтирования (КД) | X | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |10 |Дисконтированные притоки | | | | | | | |по операционной деятельности | | | | | | | |(стр. 8 x стр. 9) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Притоки по инвестиционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |11 |Терминальная стоимость имущества, | | X | X | X | | | |принадлежащего городу Москве как | | | | | | | |участнику проекта (ТСимущ.) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |12 |Всего притоков по проекту | | | | | | | |(стр. 10 + стр. 11) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки из бюджета города Москвы | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки по операционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |13 |Предоставление отсрочки выплаты | | | | | | | |единовременного платежа за право | | | | | | | |аренды земельного участка | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |14 |Предоставление налоговых льгот | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |15 |Прочие оттоки из бюджета, | | | | | | | |связанные по операционной | | | | | | | |деятельности (расшифровать) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |16 |Всего оттоков по операционной | | | | | | | |деятельности (сумма строк 13-15) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |17 |Коэффициент дисконтирования (КД) | X | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |18 |Дисконтированные оттоки | | | | | | | |по операционной деятельности | | | | | | | |(стр. 16 x стр. 17) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки по инвестиционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |19 |Стоимость инвестиций города Москвы| | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |20 |Коэффициент дисконтирования (КД) | X | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |21 |Дисконтированная стоимость | | | | | | | |инвестиций города Москвы | | | | | | | |(стр. 19 x стр. 20) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |22 |Всего оттоков по проекту | | | | | | | |(стр. 18 + стр. 21) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |23 |Сальдо потока | | | | | | | |(стр. 12 - стр. 22) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |24 |Накопленное сальдо потока | - | | | | | | |за расчетный период (текущий ЧД | | | | | | | |бюджета) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |25 |Бюджетный эффект проекта | | X | X | X | X | | |с участием города Москвы в проекте| | | | | | | |(ЧДДбсу) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Терминальная стоимость имущества, принадлежащего городу Москве как участнику проекта (ТСимущ.), отражает предполагаемую рыночную стоимость имущества на момент окончания проекта. Рассчитывается как приведенная терминальная стоимость проекта, умноженная на долю города Москвы в проекте. Если рыночную стоимость данного имущества на момент окончания проекта более обоснованно и целесообразно определять иным способом в зависимости от специфики проекта, необходимо представить подробное обоснование выбора и расчета данной величины и использовать ее при расчете бюджетной эффективности вместо терминальной стоимости имущества. В таком случае строка 11 таблицы 6.8.3 будет иметь название "Предполагаемая стоимость продажи имущества, принадлежащего городу Москве как участнику проекта" и содержать значение данного показателя. 6.9. Сравнение расчетных показателей эффективности проекта с показателями эффективности аналогичных проектов. В случае реализации проекта в условиях конкурентной среды при наличии рыночных данных о реализации аналогичных проектов необходимо провести сравнительный анализ показателей эффективности проекта с показателями эффективности аналогичных проектов. Обязательным условием участия города Москвы в проекте является положительное значение ЧДДбсу. 6.10. Расчет показателей бюджетной эффективности проекта без участия города Москвы в проекте. Бюджетный эффект приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. 6.10.1. В данном разделе необходимо описать все изменения, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта в случае неучастия города Москвы в проекте. Следует также представить соответствующие расчеты всех показателей проекта, на которые участие города Москвы в проекте оказывает то или иное влияние, в предположении, что город Москва в проекте не участвует. Прежде всего это необходимо в случае, когда неучастие города Москвы в проекте замедляет его создание и (или) выход на проектные показатели работы организации, эксплуатирующей имущество, либо приводит к дополнительному расходу средств данной организации (например, на обслуживание кредитов и (или) строительства). В то же время следует учесть возможные дополнительные расходы бюджета в случае неучастия города Москвы в проекте. Таким образом, в расчете должны быть учтены все притоки в бюджет и оттоки из бюджета, связанные с реализацией проекта. 6.10.2. Расчет бюджетного эффекта проекта при неучастии города Москвы в приобретении имущества: Таблица 6.10.2 БЮДЖЕТНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОЕКТА ПРИ НЕУЧАСТИИ ГОРОДА МОСКВЫ В ПРИОБРЕТЕНИИ ИМУЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование показателей |Всего|По периодам жизненного цикла| |п/п| | |проекта (1...T) | | | | |----------------------------| | | | |1 |2 |... |T | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Притоки по операционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Налоговая составляющая | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |1 |Налог на прибыль организаций | | | | | | | |(в части, направляемой в бюджет | | | | | | | |города Москвы) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |2 |Налог на имущество организаций | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |3 |Налог -------- (из перечня налогов| | | | | | | |и сборов, перечисляемых в бюджет | | | | | | | |города Москвы в соответствии | | | | | | | |с таблицей 3.11.1.1) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Неналоговая составляющая | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |4 |Единовременный платеж за право | | | | | | | |аренды земельного участка | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |5 |Терминальная стоимость | X | X | X | X | | | |операционного денежного потока | | | | | | | |бюджета города Москвы (ТСоп) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |6 |Прочие поступления в бюджет города| | | | | | | |Москвы (расшифровать) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |7 |Всего притоков по операционной | | | | | | | |деятельности (сумма строк 1-6) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |8 |Коэффициент дисконтирования (КД) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |9 |Дисконтированные притоки | | | | | | | |по операционной деятельности | | | | | | | |(стр. 7 x стр. 8) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Притоки по инвестиционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |10 |Терминальная стоимость имущества, | | X | X | X | | | |принадлежащего городу Москве как | | | | | | | |участнику проекта (ТСимущ.) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |11 |Всего притоков по проекту | | | | | | | |(стр. 10 + стр. 9) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки из бюджета города Москвы | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки по операционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |12 |Предоставление отсрочки выплаты | | | | | | | |единовременного платежа за право | | | | | | | |аренды земельного участка | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |13 |Предоставление налоговых льгот | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |14 |Прочие оттоки из бюджета, | | | | | | | |связанные по операционной | | | | | | | |деятельности (расшифровать) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |15 |Всего оттоков по операционной | | | | | | | |деятельности (сумма строк 12-14) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |16 |Коэффициент дисконтирования (КД) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |17 |Дисконтированные оттоки | | | | | | | |по операционной деятельности | | | | | | | |(стр. 15 x стр. 16) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| | |Оттоки по инвестиционной | | | | | | | |деятельности | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |18 |Стоимость инвестиций города Москвы| | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |19 |Коэффициент дисконтирования (КД) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |20 |Дисконтированная стоимость | | | | | | | |инвестиций города Москвы | | | | | | | |(стр. 18 x стр. 19) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |21 |Всего оттоков по проекту | | | | | | | |(стр. 17 + стр. 20) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |22 |Сальдо потока | | | | | | | |(стр. 11 - стр. 21) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |23 |Накопленное сальдо потока | - | | | | | | |за расчетный период (текущий ЧД | | | | | | | |бюджета) | | | | | | |---|----------------------------------|-----|------|------|-------|------| |24 |Бюджетный эффект проекта без | | X | X | X | X | | |участия города Москвы в проекте | | | | | | | |(ЧДДббу) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Терминальная стоимость имущества, принадлежащего городу Москве как участнику проекта (ТСимущ.), отражает предполагаемую рыночную стоимость имущества на момент окончания проекта. Рассчитывается как приведенная терминальная стоимость проекта, умноженная на долю города Москвы в проекте. Если рыночную стоимость данного имущества на момент окончания проекта более обоснованно и целесообразно определять иным способом в зависимости от специфики проекта, необходимо представить подробное обоснование выбора и расчета данной величины и использовать ее при расчете бюджетной эффективности вместо терминальной стоимости имущества. В таком случае строка 10 таблицы 6.10.2 будет иметь название "Предполагаемая стоимость продажи имущества, принадлежащего городу Москве как участнику проекта" и содержать значение данного показателя. 6.10.3. Бюджетный эффект участия города Москвы в проекте (Эу) рассчитывается как разница между ЧДД бюджета с участием города Москвы в проекте и ЧДД бюджета без участия города Москвы в проекте: Эу = ЧДДбсу - ЧДДббу. (3) Не допускается участие города Москвы в проекте, если ЧДДбсу меньше нуля. 6.10.4. Индекс рентабельности участия города Москвы в проекте (Иру) рассчитывается по следующей формуле: Иру = Эу / ДОб. Не допускается участие города Москвы в проекте, если Иру меньше бюджетной нормы дисконта. 6.10.5. Период окупаемости затрат города Москвы при участии в проекте рассчитывается исходя из данных таблицы: Таблица 6.10.5 РАСЧЕТ ПЕРИОДА ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ ГОРОДА МОСКВЫ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование показателей |Всего|По периодам жизненного цикла | |п/п| | |проекта (1...T) | | | | |-----------------------------| | | | |1 (конец |2 |... |T | | | | |квартала, | | | | | | | |в котором город| | | | | | | |осуществил | | | | | | | |первые | | | | | | | |инвестиции | | | | | | | |в проект) | | | | |---|---------------------------------|-----|---------------|---|----|----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|---------------------------------|-----|---------------|---|----|----| |1 |Текущий ЧДД бюджета с участием | | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |---|---------------------------------|-----|---------------|---|----|----| |2 |Текущий ЧДД бюджета без участия | | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |---|---------------------------------|-----|---------------|---|----|----| |3 |Разница между текущим ЧДД бюджета| | | | | | | |с участием города Москвы | | | | | | | |в проекте и текущим ЧДД бюджета | | | | | | | |без участия города Москвы | | | | | | | |в проекте | | | | | | | |(стр. 1 - стр. 2) | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Период окупаемости затрат города Москвы при участии в проекте определяется как период от начала вложения городских инвестиций до момента их окупаемости. Дисконтированный период окупаемости затрат города Москвы наступает с момента, когда разница между текущим ЧДД бюджета с участием города Москвы в проекте и текущим ЧДД бюджета без участия города Москвы в проекте становится и остается неотрицательной. Дисконтированный период окупаемости затрат города Москвы не должен превышать количество лет, равное округленному значению результата деления единицы на ставку дисконтирования. В случае если данное условие не выполняется, необходимо предоставить обоснование превышению дисконтированного периода окупаемости затрат города Москвы над рекомендуемым значением. 6.11. Анализ чувствительности. Анализ чувствительности - анализ влияния изменений стоимости имущества, доходов от его использования и других факторов на рентабельность проекта. В целях создания ТЭО необходимо предусмотреть анализ чувствительности по следующим факторам в зависимости от изменения (по сравнению с базовым вариантом), как минимум, следующих факторов: - увеличения стоимости имущества (затрат бюджета Москвы на приобретение имущества) на 10%; - снижения доходов от использования имущества на 10%; - иные значимые факторы. Результаты сопоставления следует представить в таблице и сделать заключение степени чувствительности проекта к различным факторам. Результаты следует представить в таблице. Таблица 6.11 АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМУЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |Наименование показателей |Всего|По периодам жизненного цикла | | | |проекта (1...T) | | | |------------------------------| | | |1 (конец |2 |... |T | | | |квартала, | | | | | | |в котором город| | | | | | |осуществил | | | | | | |первую оплату | | | | | | |по приобретению| | | | | | |имущества | | | | | | |по проекту) | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Наименование показателей | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Базовый вариант | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Расходы бюджета города Москвы | | | | | | |на приобретение имущества | | | | | | |по периодам | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Текущий ЧДД бюджета с участием | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Текущий ЧДД бюджета без участия | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Бюджетный эффект участия города | | | | | | |Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Индекс рентабельности участия города| | | | | | |Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Вариант 1 | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Расходы бюджета города Москвы | | | | | | |на приобретение имущества | | | | | | |по периодам | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Текущий ЧДД бюджета с участием | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Текущий ЧДД бюджета без участия | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Бюджетный эффект участия города | | | | | | |Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Индекс рентабельности участия города| | | | | | |Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Вариант 2 | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Расходы бюджета города Москвы | | | | | | |на приобретение имущества | | | | | | |по периодам | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Текущий ЧДД бюджета с участием | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Текущий ЧДД бюджета без участия | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Бюджетный эффект участия города | | | | | | |Москвы в проекте | | | | | | |------------------------------------|-----|---------------|----|----|----| |Индекс рентабельности участия города| | | | | | |Москвы в проекте | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- 6.12. Анализ критериев эффективности использования приобретаемого имущества. Критерии эффективности использования приобретаемого имущества следует представить в таблице: Таблица 6.12 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИОБРЕТАЕМОГО ИМУЩЕСТВА, МЛН. РУБ. --------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование показателей |Всего|По периодам жизненного цикла | |п/п| | |проекта (1...T) | | | | |------------------------------| | | | |1 (конец |2 |... |T | | | | |квартала, | | | | | | | |в котором город| | | | | | | |осуществил | | | | | | | |первые вложения| | | | | | | |в проект) | | | | |---|--------------------------------|-----|---------------|----|----|----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|--------------------------------|-----|---------------|----|----|----| | |Наименование показателей ЧДД | | | | | | | |бюджета с участием города Москвы| | | | | | | |в проекте | | | | | | |---|--------------------------------|-----|---------------|----|----|----| | |Бюджетный эффект участия города | | | | | | | |Москвы в проекте | | | | | | |---|--------------------------------|-----|---------------|----|----|----| | |Индекс рентабельности участия | | | | | | | |города Москвы в проекте | | | | | | |---|--------------------------------|-----|---------------|----|----|----| | |Отраслевые показатели | | | | | | | |эффективности, характеризующие | | | | | | | |социальный эффект | | | | | | | |от использования бюджетных | | | | | | | |средств в рамках проекта | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Методика расчета отраслевых показателей эффективности, характеризующих социальный эффект от использования бюджетных средств в рамках проекта, приводится ниже таблицы 6.12 и должна включать описание каждого показателя, расчетную формулу с расшифровкой составляющих и обоснование выбора рассматриваемого показателя для характеристики социального эффекта от использования бюджетных средств в рамках проекта. Порядок оценки достижения значений отраслевых показателей эффективности, характеризующих социальный эффект от использования бюджетных средств в рамках проекта, разрабатывается и утверждается отраслевым департаментом, осуществляющим функции по координации деятельности соответствующего акционерного общества. 6.13. Возможные риски и меры по их нейтрализации. В данном разделе следует предусмотреть и описать все риски, т.е. все возможности возникновения таких условий, которые могут привести к негативным последствиям для всех или отдельных участников приобретения имущества в государственную собственность города Москвы, в особенности для города Москвы. Здесь же следует описать предусматриваемые проектом меры, которые могут предотвратить или нейтрализовать возможные риски. В данном разделе также приводятся оптимистический и пессимистический варианты проекта. Пессимистический вариант рассчитывается с учетом одновременного воздействия всех факторов, учитываемых в подразделе "Анализ чувствительности". Оптимистический вариант предусматривает одновременное действие тех же факторов, но с учетом их аналогичного изменения в лучшую сторону. Результаты расчетов вариантов представляются в виде таблиц, аналогичных таблице 6.10, где вместо вариантов предусматриваются оптимистичный и пессимистичный сценарии, базовый вариант остается без изменений. 6.14. Предложения о порядке эксплуатации приобретаемого недвижимого имущества в период до регистрации права собственности города Москвы на данное имущество. В данном разделе необходимо представить предложения по субъекту, который будет осуществлять эксплуатацию приобретаемого недвижимого имущества в период до регистрации права собственности города Москвы на данное имущество, а также указать, за счет каких источников будет осуществляться финансирование расходов по эксплуатации недвижимого имущества в данный период. 6.15. Выводы и предложения. В выводах по ТЭО необходимо дать результирующую оценку целесообразности приобретения имущества в государственную собственность города Москвы прежде всего с точки зрения бюджетной эффективности участия города Москвы в проекте. Выводы должны содержать значения следующих показателей: ЧДДбсу, ЧДДббу, Эу, ПИДi, IRR, DPP. При этом обязательными условиями обоснования бюджетной эффективности участия города Москвы в проекте являются: - положительное значение ЧДДбсу; - Иру >= бюджетной нормы дисконта; - IRR >= бюджетной нормы дисконта (в случае отклонения значения IRR от рекомендуемых значений необходимо предоставить обоснование); - дисконтированный период окупаемости затрат города Москвы не должен превышать количество лет, равное округленному значению результата деления единицы на ставку дисконтирования. В случае если данное условие не выполняется, необходимо предоставить обоснование превышению дисконтированного периода окупаемости затрат города Москвы над рекомендуемым значением. Предложения по ТЭО в целом должны содержать: - рекомендуемую финансовую схему осуществления проекта; - другие предложения, связанные с важнейшими организационными вопросами приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. Приложение 4 к Изменениям и дополнениям Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 2 мая 2006 года N 304-ПП МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ПАКЕТОВ АКЦИЙ, СОБСТВЕННИКОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ГОРОД МОСКВА, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ПРИВАТИЗАЦИИ (ПРОДАЖЕ) Перечень пакетов акций, которые целесообразно приватизировать (продать), формируется исходя из следующих методических принципов: 1. Миноритарности конкретных пакетов акций, невозможности использования городом Москвой пакетов акций как эффективного средства управления финансово-хозяйственной деятельностью конкретных акционерных обществ (далее - Общества) в соответствии с действующим законодательством. 2. Экономической эффективности деятельности Обществ для города Москвы как акционера. В целях применения данных методических принципов Общества с долей города Москвы в уставном капитале разделяются на 2 основные группы: I - Общества с долей города Москвы 25% и менее в уставном капитале; II - Общества с долей города Москвы более 25% в уставном капитале. Рекомендуются к приватизации (продаже) акции Обществ I группы, за исключением акций Обществ, являющихся стратегически важными, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы, безопасность и здоровье жителей. Акции Обществ II группы, признанных неэффективными в соответствии с настоящими Методическими принципами или неудовлетворительными в порядке, установленном Правительством Москвы, рекомендуются к приватизации, либо принимается решение о повышении эффективности деятельности акционерных обществ с долей города Москвы в уставном капитале путем: - привлечения профессиональных управляющих на договорной основе; - досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа и избрания нового единоличного исполнительного органа Общества или передачи полномочий единоличного исполнительного органа Общества управляющей организации. Для Обществ, чистые активы которых на начало прошедшего года положительны, разделение на эффективные и неэффективные осуществляется путем сопоставления годовой интегральной доходности Общества с бюджетной нормой дисконта. Если интегральная доходность превышает бюджетную норму дисконта, Общество следует признать эффективным; в противном случае - неэффективным. Интегральная доходность (П-ид) Общества определяется следующим образом: С - С + D ЧАi1 ЧАi0 i П = ------------------, ИДi С ЧАi0 где: П - интегральная доходность Общества по итогам i-го года; ИДi С - стоимость чистых активов Общества, приходящихся на долю ЧАi1 города Москвы, на конец i-го финансового года. Если принадлежащий г. Москве пакет акций Общества оценивался независимым оценщиком и на начало, и на конец i-го года, - рыночная стоимость городского пакета акций на конец i-го года; С - стоимость чистых активов Общества, приходящихся на долю ЧАi0 города Москвы на начало i-го финансового года. Если принадлежащий г. Москве пакет акций Общества оценивался независимым оценщиком и на начало, и на конец i-го года, - рыночная стоимость городского пакета акций на начало i-го года; D - сумма дивидендов, приходящихся на долю города Москвы, которые i были фактически выплачены Обществом в течение i-го финансового года; i - индекс отчетного года. Бюджетная норма дисконта определяется на уровне средней за соответствующий год ставки рефинансирования Центрального банка России. Для Обществ, чистые активы которых на начало года отрицательны, расчет показателя интегральной доходности не производится, при этом Общества, чистые активы которых на конец года также отрицательны, считаются неэффективными. Общества, чистые активы которых на начало года отрицательны, а на конец года положительны, предлагается сохранить в собственности города; решение по их приватизации должно приниматься по итогам следующего года. |