ИНСТРУКЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ. Инструкция. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 02.10.93 ЦД-206


Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  


прекращены" (из п. 16.7 Правил технической эксплуатации).             
     Для обеспечения  безопасного  приема  поездов дежурный по станции
обязан:                                                               
     принимать поезда  на  свободные  от  подвижного  состава  пути  в
соответствии         со         специализацией,          установленной
техническо-распорядительным актом станции:                            
     заранее планировать последовательность занятия путей прибывающими
поездами  и  в  соответствии  с  этим готовить путь для приема каждого
поезда;                                                               
     вести учет      положения     (свободности     или     занятости)
приемо-отправочных  путей  (по  показаниям  приборов  управления,   на
графике исполненного движения и другими способами).                   
     9.13. На станциях с  нецентрализованными  стрелками  дежурный  по
станции,  старшие  дежурные  стрелочных  постов  и дежурные стрелочных
постов перед  приемом  поездов  обязаны  соблюдать  следующий  порядок
приготовления маршрутов:                                              
     а) имея свободный путь для приема  поезда,  дежурный  по  станции
вызывает   всех  старших  дежурных  стрелочных  постов  (или  дежурных
стрелочных постов,  если дежурство старших не установлено), входящих в
маршрут приема, и дает им распоряжение о приготовлении маршрута.      
     По указанию дежурного по станции  один  из  дежурных  стрелочного
поста   в   присутствии   у  телефона  всех  остальных  повторяет  это
распоряжение,  а все  остальные  подтверждают  его  восприятие  словом
"Верно".  Убедившись,  что распоряжение понято правильно,  дежурный по
станции подтверждает его словом "Выполняйте";                         
     б) получив   распоряжение   о   приготовлении  маршрута,  старшие
дежурные  стрелочных  постов  обязаны  немедленно  передать  его   для
исполнения дежурным стрелочных постов своего района и также убедиться,
что последние поняли его правильно.                                   
     К выполнению   распоряжения   все   участвующие  в  приготовлении
маршрута работники обязаны приступить немедленно.                     
     Если в  районе  поста,  участвующего  в  приготовлении  маршрута,
производится  маневровая  работа  с  выходом   на   пути   и   стрелки
предстоящего приема поезда,  то она должна быть немедленно прекращена,
маневровый состав установлен в пределах путей,  где его нахождение  не
препятствует следованию принимаемого поезда, а руководитель маневров и
машинист маневрового локомотива  предупреждены  о  предстоящем  приеме
поезда  порядком,  установленным  в  техническо-распорядительном  акте
станции.                                                              
     При производстве   маневров   в   противоположном  конце  станции
дежурный соответствующего стрелочного поста должен поставить стрелки в
положение,  исключающее возможность выхода маневрового состава на путь
приема и запереть их.                                                 
     Приготовляя маршрут, дежурные стрелочных постов обязаны проверить
установленным на станции порядком свободность пути  приема,  перевести
стрелки в требуемое положение, проверить плотность прилегания остряков
к рамным рельсам у каждой стрелки,  входящей в маршрут,  и запереть их
на закладку и контрольный стрелочный замок.                           
     В районах,  где работой  руководят  старшие  дежурные  стрелочных
постов,  последние  обязаны лично проверить правильность приготовления
маршрута дежурными стрелочных постов  своего  района,  убедиться,  что
свободность пути проверена, и отобрать ключи от запертых стрелок;     
     в) после окончания  всех  операций,  связанных  с  приготовлением
маршрута,  и тщательного убеждения в правильности их выполнения каждый
старший дежурный стрелочного поста (или дежурный  стрелочного  поста),
получивший  задание  на приготовление маршрута,  вызывает дежурного по
станции для доклада о готовности маршрута и свободности пути.         
     Доклад о готовности маршрута дежурный по станции обязан принимать
в присутствии у телефона одновременно всех дежурных стрелочных постов,
которым   давалось   задание   на  приготовление  маршрута.  Последние
поочередно докладывают ему о готовности маршрута.                     
     На станциях,     имеющих    аппарат    управления,    позволяющий
контролировать положение стрелок  в  заданном  маршруте,  дежурный  по
станции   убеждается   в   правильности   выполнения   распоряжения  о
приготовлении маршрута и по показаниям приборов;                      
     г) убедившись,  что маршрут приготовлен правильно, путь свободен,
а маневры на путь или стрелки маршрута прекращены, дежурный по станции
открывает  входной  светофор  или  дает  распоряжение  о  его открытии
дежурному стрелочного поста,  если управление  сигналом  находится  на
этом посту;                                                           
     д) дежурные стрелочных  постов  обязаны  охранять  приготовленный
маршрут  и  внимательно следить за наличием проходов по смежным путям.
Встречать поезда с установленными сигналами дежурные стрелочных постов
должны в местах, указанных в техническо-распорядительном акте станции;
     е) при  следовании  поезда  дежурные  стрелочного  поста  обязаны
обращать  внимание на состояние вагонов,  правильность положения груза
на открытом подвижном составе,  наличие предусмотренных сигналов и др.
О   всех   замеченных  ненормальностях  немедленно  сообщать  старшему
дежурному стрелочного поста или дежурному  по  станции,  а  в  случаях
угрожающих  безопасности  движения  или жизни людей,  принимать меры к
остановке поезда.                                                     
     Дежурный стрелочного    поста,    в   который   входит   стрелка,
ограничивающая путь  приема,  обязан  по  наличию  хвостового  сигнала
убедиться,  что поезд прибыл в полном составе, проверить его установку
в границах предельных  столбиков  и  доложить  об  этом  дежурному  по
станции.                                                              
     После прибытия (проследования) поезда дежурные стрелочного поста,
не ожидая особого распоряжения,  должны поставить стрелки в нормальное
положение, а в случаях занятости пути - в направлении свободного пути.
     Порядок приготовления  маршрутов  для  приема  поездов,  а  также
порядок встречи прибывающих поездов на  станциях,  где  один  дежурный
стрелочного   поста   обслуживает   два   поста,   устанавливается   в
техническо-распорядительном акте станции.                             
     9.14. Дежурный  по  станции  не  имеет  права  давать указания об
изменении маршрута приема, если входной светофор уже открыт.          
     В исключительных случаях при необходимости изменения маршрута для
приема поезда на другой свободный  путь  дежурный  по  станции  обязан
закрыть  входной светофор,  предупредить машиниста,  отменить заданный
маршрут и только после этого дать установленным порядком новое задание
на приготовление маршрута.                                            
     9.15. Если  необходимо   принять   на   станцию   последовательно
несколько  поездов,  дежурному  по  станции  после получения доклада о
готовности маршрута для одного  из  них  разрешается  давать  дежурным
стрелочных  постов  указание  о предстоящем приготовлении маршрута для
следующего поезда.  В этом случае  после  прибытия  в  полном  составе
первого  поезда  и  закрытия  входного  светофора немедленно готовится
маршрут приема второго поезда.  Стрелки, не входящие в маршрут первого
поезда,  могут  быть  установлены  и  заперты заблаговременно.  Доклад
дежурному по станции о готовности маршрута второму  поезду  передается
одновременно с сообщением о прибытии первого поезда.                  
     9.16. Порядок проверки  свободности  пути  перед  приемом  поезда
устанавливается  в  техническо-распорядительном акте станции.  Способы
проверки могут быть следующие:                                        
     по контрольным   приборам   аппаратов   управления  на  станциях,
оборудованных электрической изоляцией приемо-отправочных путей;       
     прикрепление к  каждому стрелочному посту определенной части пути
приема,  за проверку свободности  которой  он  несет  ответственность.
Проверка  свободности  этой части пути производится проходом дежурного
стрелочного поста до места,  откуда обеспечивается  хорошая  видимость
всей проверяемой части;                                               
     сквозным проходом  дежурного  стрелочного  поста  или  специально
выделенного работника вдоль пути приема;                              
     по хвостовым сигналам поездов,  проходящих станцию без остановки.
     В необходимых случаях по распоряжению дежурного по станции       
проверка свободности одного или нескольких  путей  приема  может  быть
произведена  заблаговременно с ограждением каждого проверенного пути с
обеих  сторон  переносными  красными   сигналами,   снимаемыми   после
приготовления маршрута для приема поезда.                             
     В зависимости  от  технических  устройств,   условий   работы   и
расположений  путей могут быть и другие способы проверки,  но при этом
четкое соблюдение установленного порядка должно исключать  возможность
приема поезда на занятый путь.                                        
     9.17. Если на станцию прибывает  поезд,  не  устанавливающийся  в
границах  полезной  длины  пути  приема,  то  дежурный  по  станции по
радиосвязи  может  передать  машинисту  этого  поезда  разрешение   на
безостановочное  (впредь  до  получения команды или сигнала остановки)
проследование  выходного  (маршрутного)  светофора  пути   приема   по
лунно-белому  огню  на  мачте  этого  светофора при погашенном красном
огне.                                                                 
     При неполучении  такого  разрешения  машинист прибывающего поезда
при наличии  лунно-белого  огня  на  выходном  (маршрутном)  светофоре
обязан  остановиться,  не  проезжая  выходного (маршрутного) светофора
пути приема.                                                          
     При необходимости осаживания такого поезда для его отправления по
разрешающему показанию выходного светофора это производится по сигналу
или  переданному машинисту по радиосвязи указанию дежурного по станции
после предварительной подготовки им маршрута для осаживания.          
     9.18. Поезда   с   разрядными   и  негабаритными  грузами  должны
приниматься на  пути,  указанные  в  техническо-распорядительном  акте
станции.                                                              
     Меры безопасности, подлежащие соблюдению при приеме и отправлении
поездов   с   негабаритными   и  разрядными  грузами,  устанавливаются
специальными инструкциями МПС.                                        
                                                                      
                         ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ                          
                                                                      
     9.19. "Запрещается  дежурному  по   станции,   а   на   участках,
оборудованных   диспетчерской   централизацией,  поездному  диспетчеру
открывать выходной светофор или давать другое  разрешение  на  занятие
перегона,  не  убедившись  в том,  что маршрут для отправления поездов
готов,  стрелки заперты,  маневры  на  стрелках  маршрута  отправления
прекращены,  техническое  обслуживание  и  коммерческий осмотр состава
закончены.  При  отправлении  поездов  со  станции  их   формирования,
станций,  где  к  составу  поезда  производилась  прицепка  и  отцепка
вагонов,  или станций,  где предусмотрена  замена  сигнальных  дисков,
обозначающих   хвост  поезда,  дежурный  по  станции  перед  открытием
выходного светофора или выдачей  машинисту  локомотива  разрешения  на
занятие перегона должен также убедиться в наличии поездного сигнала на
последнем вагоне" (из п. 16.17 Правил технической эксплуатации).      
     "Разрешение на занятие перегона, там где нет выходных сигналов, а
также в случаях отправления поезда при запрещающем показании выходного
сигнала  вручается  машинисту  ведущего локомотива дежурным по станции
лично или  через  одного  из  работников  локомотивной  бригады  этого
поезда,  дежурного по посту,  парку,  оператора, дежурного стрелочного
поста, сигналиста или главного кондуктора (составителя поездов).      
     Машинист обязан  убедиться  в правильности полученного разрешения
на занятие перегона.                                                  
     Порядок вручения  машинистам  локомотивов  разрешений  на занятие
перегона,  обеспечивающий   безопасности   движения,   указывается   в
техническо-распорядительном акте станции" (п. 16.19 Правил технической
эксплуатации).                                                        
     На станциях  с нецентрализованными стрелками дежурный по станции,
старшие дежурные стрелочных постов и дежурные  стрелочных  постов  при
отправлении  поездов обязаны соблюдать следующий порядок приготовления
маршрутов:                                                            
     а) дежурный  по станции вызывает всех старших дежурных стрелочных
постов (или дежурных стрелочных  постов,  если  дежурство  старших  не
установлено), входящих в маршрут отправления, и дает им распоряжение о
приготовлении маршрута.                                               
     По указанию  дежурного  по  станции  один из дежурных стрелочного
поста  в  присутствии  у  телефона  всех   остальных   повторяет   это
распоряжение,  а  все  остальные  подтверждают  его  восприятие словом
"Верно".  Убедившись,  что распоряжение понято правильно,  дежурный по
станции подтверждает его словом "Выполняйте";                         
     б) получив  распоряжение  о   приготовлении   маршрута,   старшие
дежурные   стрелочного  поста  обязаны  немедленно  передать  его  для
исполнения  дежурным  стрелочного  поста  своего   района,   а   также
убедиться, что последние поняли его правильно.                        
     Все операции,  связанные с приготовлением маршрута отправления  и
докладом дежурному по станции о готовности маршрута,  производятся тем
же порядком, что и для маршрута приема;                               
     в) дежурный  по  станции,  убедившись,  что  маршрут  отправления
приготовлен  правильно,  при  свободности   перегона   и   наличии   в
необходимых  случаях  согласия дежурного по соседней станции открывает
выходной светофор или дает  машинисту  другое  разрешение  на  занятие
перегона (приказ по радиосвязи, письменное или жезл);                 
     г) дежурные  стрелочного  поста  обязаны   провожать   поезда   с
установленными      сигналами      в      местах,      предусмотренных
техническо-распорядительным актом станции,  наблюдая  за  отправлением
тем же порядком, что и при приеме поездов. Дежурный стрелочного поста,
в который входит последняя выходная стрелка маршрута, проводив поезд и
убедившись   в  наличии  на  хвостовом  вагоне  сигналов,  докладывает
дежурному по станции об отправлении поезда в полном составе.          
     После отправления  поезда  стрелки  устанавливаются  в нормальное
положение, а в случаях занятости пути - на свободный путь.            
     9.20. После  открытия  выходного светофора для отправления поезда
дежурный по станции  не  имеет  права  давать  указания  об  изменении
маршрута и приготовлении маршрута для отправления другого поезда.     
     В исключительных случаях это может быть осуществлено  лишь  после
закрытия  выходного  светофора  ,  предупреждения машиниста локомотива
поезда,  которому был  открыт  выходной  сигнал,  и  отмены  заданного
маршрута.                                                             
     9.21. При  отправлении  со  станции  последовательно   нескольких
попутных  поездов  дежурному  по  станции  после  получения  доклада о
готовности маршрута для одного  из  них  разрешается  давать  дежурным
стрелочных  постов  указание  о предстоящем приготовлении маршрута для
следующего поезда.  В этом случае после отправления в  полном  составе
первого  поезда  немедленно готовится маршрут для отправления второго.
Стрелки,  не входящие в маршрут первого поезда, могут быть установлены
и  заперты  заблаговременно.  Доклад дежурному по станции о готовности
маршрута  второму  поезду  передается  одновременно  с  сообщением  об
отправлении первого поезда.                                           
     9.22. При скрещении поездов дежурному по станции после  получения
доклада  о  готовности  маршрута  для приема поезда разрешается давать
дежурным стрелочных постов  указание  о  предстоящем  (после  прибытия
поезда)  приготовлении маршрута отправления встречному поезду.  В этом
случае после прибытия поезда в  полном  составе  немедленно  готовится
маршрут отправления встречному поезду.  Стрелки, не входящие в маршрут
прибывающего поезда, могут быть установлены и заперты заблаговременно.
Доклад   дежурному   по  станции  о  готовности  маршрута  отправления
передается одновременно с сообщением о прибытии поезда.               
     9.23. На станциях,  где имеются маршрутно-контрольные устройства,
обеспечивающие  контроль  за  положением  стрелок  только  при  приеме
поезда,  эти  устройства  при  возможности должны использоваться и для
контроля положения стрелок в маршрутах  отправления.  В  этих  случаях
дежурный  по станции после передачи на стрелочные посты распоряжения о
приготовлении  маршрута  отправления  и   его   выполнения   дежурными
стрелочных   постов   проверяет   правильность   установки  стрелок  в
приготовленном маршруте  по  блок-очкам  и  маршрутным  рукояткам  для
приема поезда на этот путь.                                           
     Маршрутно-контрольные устройства    должны    при     возможности
использоваться  и  для  контроля  правильности  установки  стрелок при
приеме  поездов,  следующих  по  неправильному   пути   (блокированием
обратных маршрутов).                                                  
     9.24. При отправлении поезда со станционных путей при запрещающем
показании  выходного светофора,  а также с путей,  не имеющих выходных
светофоров,  запрещается машинисту ведущего  локомотива,  при  наличии
письменного разрешения на занятие перегона, приводить поезд в движение
без указания дежурного по  станции,  переданного  по  радиосвязи,  или
сигнала  отправления,  поданного  дежурным  по  станции  либо  по  его
указанию дежурным по посту,  парку,  оператором поста централизации  ,
дежурным  стрелочного  поста  или  главным  кондуктором  (составителем
поездов).    Порядок     сигнала     отправления     указывается     в
техническо-распорядительном акте станции.                             
     Дежурному по  станции   запрещается   открывать   пригласительный
сигнал,  передавать  машинисту регистрируемый приказ по радиосвязи или
выдавать письменное разрешение на отправление  поезда,  не  убедившись
установленным порядком в готовности маршрута отправления.             
     После выдачи машинисту письменного разрешения дежурный по станции
(работник  станции)  должен  передать  ему  по  радиосвязи указание об
отправлении (подать сигнал отправления).                              
     После зажигания  пригласительного  огня на выходном светофоре или
передачи регистрируемого приказа  по  радиосвязи  давать  дежурным  по
станции  дополнительное  указание  и  сигнал  на отправление поезду не
требуется.                                                            
     При отправлении  поезда  по  путевой  записке  или разрешениям на
бланка белого цвета с одной или двумя красными полосами  по  диагонали
для замыкания маршрута отправления дежурный по станции может открывать
выходной светофор  на  разрешающее  показание.  В  этом  случае  перед
открытием выходного светофора дежурный по станции должен по радиосвязи
или другим  способом  убедиться  в  наличии  у  машиниста  письменного
разрешения на право занятия перегона.                                 
     9.25. При   сквозном   пропуске   поезда    через    станцию    с
нецентрализованными   стрелками   дежурный   по   станции  и  дежурные
стрелочных постов  обязаны  соблюдать  тот  же  порядок  приготовления
маршрутов и доклада об их готовности,  который установлен для приема и
отправления поездов.                                                  
     В этом  случае при передаче распоряжений о приготовлении маршрута
и докладе о его готовности у телефонов присутствуют  старшие  дежурные
(или  дежурные,  если  старших не установлено) всех стрелочных постов,
входящих в маршрут следования поезда.                                 
     9.26. На участках с интенсивным движением при попутном следовании
через станцию нескольких поездов  по  одному  и  тому  же  маршруту  с
небольшими  интервалами  дежурный  по  станции при получении доклада о
готовности маршрута проследования для первого поезда дает  указание  о
запрещении  перевода  и сохранении запертыми стрелок,  входящих в этот
маршрут.                                                              
     В этом  случае  дежурным  стрелочных постов после прохода первого
поезда запрещается переводить стрелки,  входящие в маршрут следования.
Об  открытии  входного  и  выходного  светофоров  каждому последующему
поезду дежурный по  станции  должен  ставить  в  известность  дежурных
стрелочных  постов,  а  последние обязаны встречать и провожать поезда
установленным порядком.                                               
     В свободности  пути  приема  дежурный по станции убеждается лично
или по докладам дежурных  стрелочных  постов  (входного  и  выходного)
которые  сообщают ему о прибытии и отправлении поезда в полном составе
с хвостовыми сигналами.                                               
     9.27. На участках,  оборудованных автоматической блокировкой, при
переводе входных,  маршрутных и выходных светофоров на  автоматическое
действие  для  сквозного  пропуска  поездов  через станцию разрешающее
показание их является нормальным.  О постановке входных,  маршрутных и
выходных  сигналов  на  автоматическое  действие  дежурный  по станции
должен  поставить  в  известность  операторов  исполнительных   постов
централизации,  сигналистов  и  дежурных стрелочных постов.  Указанные
работники в этом случае обязаны встречать и провожать каждый  поезд  в
установленном  месте,  не  ожидая  особого  распоряжения  дежурного по
станции,  и  немедленно  докладывать  последнему  о  всех   замеченных
ненормальностях,   а   при   обнаружении   неисправностей,  угрожающих
безопасности движения или жизни  людей,  принимать  меры  к  остановке
поезда.                                                               
     9.28. Во всех  случаях  перед  отправлением  поезда  с  пути,  на
котором остаются вагоны, между составом поезда и этими вагонами должен
быть сделан разрыв расстоянием не  менее  5  м.  Остающиеся  на  месте
вагоны  должны  быть  надежно  закреплены  с  учетом предупреждения их
ухода.                                                                
     Порядок выполнения     этих     операций     устанавливаются    в
техническо-распорядительном акте станции.                             
                                                                      
               ПРИЕМ ПОЕЗДОВ НА СТАНЦИЮ ПРИ ЗАПРЕЩАЮЩЕМ               
                     ПОКАЗАНИИ ВХОДНОГО СВЕТОФОРА                     
                                                                      
     9.29. "Не  допускается  прием  поезда  на станцию при запрещающем
показании или погасших основных огнях входного светофора. Прием поезда
на  станцию  при  запрещающем  показании  или  погасших основных огнях
входного светофора может быть осуществлен по пригласительному сигналу,
по   специальному   разрешению   дежурного   по   станции   только   в
исключительных случаях и в соответствии  с  порядком,  предусмотренным
Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.                  
     Скорость следования   поезда   при   приеме   на    станцию    по
пригласительному  сигналу  или по специальному разрешению дежурного по
станции должна быть не более 20 км/ч,  при этом машинист обязан  вести
поезд  с  особой  бдительностью и готовностью немедленно остановиться,
если встретится препятствие для дальнейшего движения" (п.  16.8 Правил
технической эксплуатации).                                            
     Прием поездов  на  станцию  при  запрещающем  показании  входного
(маршрутного) светофора допускается в случаях:                        
     а) невозможности открытия входного светофора из-за неисправности;
     б) если прием поезда производится на путь, не предусмотренный    
техническо-распорядительным актом,  и   невозможно   открыть   входной
светофор;                                                             
     в) приема   на   определенные   участки   путей    подталкивающих
локомотивов,  локомотивов,  следующих в расположенное на станции депо,
локомотивов, следующих из депо под составы поездов;                   
     г) приема  восстановительных и пожарных поездов,  вспомогательных
локомотивов,  локомотивов  без   вагонов,   снегоочистителей,   дрезин
несъемного  типа,  а  также хозяйственных поездов и путевых машин (при
производстве  работ  с  закрытием  перегона)  на   свободные   участки
станционных путей, кроме путей, занятый пассажирскими поездами.       
     9.30. Прием поездов на станцию при запрещающем показании входного
(маршрутного) светофора производится:                                 
     а) по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому
машинисту по радиосвязи;                                              
     б) по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому
по специальному телефону, установленному у входного светофора;        
     в) по пригласительному  сигналу;  г)  по  письменному  разрешению
     дежурного  по  станции;  д)  по регистрируемому приказу поездного
     диспетчера (при                                                  
диспетчерской централизации);    е)    по   специальному   маневровому
     светофору, установленному на мачте                               
входного светофора.   Таким  же  порядком  при  запрещающем  показании
входного светофора (или при отсутствии такого  светофора)  принимаются
на станцию поезда,  следующие по неправильному пути. Эти же разрешения
применяются в тех случаях,  когда при  внезапном  перекрытии  входного
(маршрутного)  светофора на запрещающее показание машинист,  восприняв
перекрытие, остановит поезд уже после проезда входного светофора.     
     Любое из  перечисленных  разрешений может быть передано машинисту
лишь после  убеждения  дежурного  по  станции  о  готовности  маршрута
приема.                                                               
     Передаваемые машинисту приказы о приеме  поезда  на  станцию  при
запрещающем   показании   входного   (маршрутного)   светофора  должны
регистрироваться порядком  предусмотренным  в  п.  8  Общих  положений
настоящей Инструкции.                                                 
     Конкретный порядок действий  работников  при  приеме  поездов  на
станцию  при  запрещающем показании входного (маршрутного) светофора и
по неправильному пути указывается в  техническо-распорядительном  акте
станции.                                                              
     9.31. При невозможности зажечь на входном (маршрутном)  светофоре
маршрутный  указатель  (парка  или  пути  приема) поезд принимается на
станцию по разрешающему показанию входного (маршрутного) светофора без
выдачи  машинисту  дополнительного  разрешения  на проезд неисправного
маршрутного указателя.  В этих  случаях  машинист  при  следовании  на
станцию должен проявлять особую бдительность.                         
     Порядок проезда  входного  (маршрутного)  светофора   в   случаях
неисправности    маршрутного    указателя   на   станциях   стыкования
электрической тяги переменного и постоянного тока, а также на станциях
совмещения  путей  разной  ширины колеи устанавливается в инструкциях,
утверждаемых начальником железной дороги.                             
     9.32. Регистрируемый  приказ дежурного по станции по радиосвязи о
приеме поезда при запрещающем показании входного светофора  передается
по форме:                                                             
                                                                      
   "Машинисту поезда N .....  . Я, дежурный по станции ....., разрешаю
   Вам следовать  на  ...  путь  при  запрещающем  показании  входного
   светофора. Маршрут приема готов. Фамилия ..... ".                  
                                                                      
     При следовании поезда по неправильному пути и отсутствии входного
светофора по этому пути регистрируемый приказ передается по форме:    
                                                                      
   "Машинисту поезда N .....  Я,  дежурный по станции .....,  разрешаю
   Вам  с .....  неправильного пути следовать на .....  путь.  Маршрут
   приема готов. Фамилия ..... ".                                     
                                                                      
     Повторив приказ и получив от дежурного по станции  подтверждение,
что приказ понят правильно, машинист вводит поезд на станцию.         
     По таким же  формам  передается  машинисту  приказ  дежурного  по
станции  о  следовании  поезда  на  станцию  при запрещающем показании
входного светофора,  если это разрешение  передается  по  специальному
телефону,  установленному  у  входного  светофора  (сигнального  знака
"Граница  станции").  Пользоваться   этим   телефоном   могут   только
локомотивные бригады.                                                 
     Как правило,   приказ   по   радиосвязи   передается    машинисту
заблаговременно,  при подходе поезда к станции. Приказ по специальному
телефону передается машинисту после  остановки  поезда  перед  входным
светофором (сигнальным знаком "Граница станции").                     
     9.33. На участках с диспетчерской централизацией прием поезда  на
станцию  при  запрещающем  показании входного светофора осуществляется
порядком, предусмотренным в п. 2.13 настоящей Инструкции.             
     9.34. Прием  поезда на станцию при запрещающем показании входного
светофора   по   письменному   разрешению   дежурного    по    станции
осуществляется  лишь в исключительных случаях,  когда для этой цели не
могут быть использованы другие формы разрешений,  предусмотренных в п.
9.30 настоящей Инструкции. Письменное разрешение заполняется по форме:
                                                                      
   "Машинисту поезда  N  .....  разрешается  следовать  на .....  путь
   станции. Маршрут приема готов ".                                   
                                                                      
     Разрешение заверяется штемпелем станции и подписью  дежурного  по
станции  с  указанием  числа,  месяца  и времени заполнения разрешения
(часы, минуты).                                                       
     Для передачи машинисту прибывающего поезда письменного разрешения
могут привлекаться дежурные стрелочных постов,  сигналисты,  операторы
постов   централизации,  работники  составительских  бригад  и  другие
работники порядком,  предусматриваемым  в  техническо-распорядительном
акте станции.                                                         
     9.35. Работники,  назначаемые для передачи машинисту  письменного
разрешения,  встречают поезд у входного (маршрутного) светофора,  а по
неправильному пути (при отсутствии входного светофора по этому пути) -
у   сигнального   знака   "Граница   станций",   показывая  в  сторону
прибывающего поезда - днем развернутый красный флаг, а ночью - красный
огонь  ручного  сигнального фонаря.  После остановки поезда письменное
разрешение вручается машинисту.                                       
     9.36. Прием восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных
локомотивов,  локомотивов  без  вагонов,  снегоочистителей  и   дрезин
несъемного  типа,  а  также  хозяйственных  поездов и путевых машин на
свободные участки  станционных  путей  (кроме  занятых  пассажирскими,
людскими  и  с  разрядным  грузом  поездами) разрешается в необходимых
случаях  лишь  при   запрещающем   показании   входного   сигнала   по
разрешениям,  предусмотренным в п. 9.30 настоящей Инструкции, при этом
машинисты  локомотивов  (водители  дрезин)  одновременно  с  передачей
разрешения   о  приеме  на  станцию  (в  том  числе  перед  зажиганием
пригласительного огня на входном светофоре) должны быть  предупреждены
о месте, где необходимо остановиться.                                 
     В этом  случае,  следуя  на  станцию  при  запрещающем  показании
входного  светофора,  машинисты  локомотивов  (водители дрезин) должны
останавливаться   в   месте,   указанном   в   сообщении,   а    далее
руководствоваться  сигналами  или  указаниями  дежурного  по  станции,
оператора  поста  централизации,  дежурного  стрелочного   поста   или
сигналиста.                                                           
     9.37. Разрабатываемый в соответствии с п. 16.6 Правил технической
эксплуатации  порядок приема на определенные участки станционных путей
подталкивающих локомотивов,  локомотивов, следующих в расположенное на
станции  депо  или  из  депо,  расположенное на соседней станции,  под
составы поездов,  должен  предусматривать  их  следование  от  границы
станции   до   определенного   места   -   маневрового  светофора  или
специального   указателя   с   надписью   "Остановка   подталкивающего
локомотива",  "Остановка  локомотива,  следующего  под состав поезда",
"Остановка локомотива (моторвагонного поезда),  следующего в депо",  а
также  порядок  дальнейшего  движения  этих локомотивов по станционным
путям.                                                                
     Разрешением для  въезда  этих  подвижных  единиц на станцию может
служить:  разрешающее показание  специального  маневрового  светофора,
установленного  у  входного сигнала,  или другое разрешение для приема
поезда на станцию при  запрещающем  показании  входного  светофора  из
числа  предусмотренных в п.  9.30 настоящей Инструкции.  Установленный
порядок  указывается  в  техническо-распорядительном  акте  станции  и
объявляется  всем  машинистам  подталкивающих локомотивов и машинистам
локомотивов (моторовагонных поездов), прибывающих в депо.             
                                                                      
                               Глава 10                               
                                                                      
                     РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА                      
                                                                      
     10.1. "Движением поездов на участке должен руководить только один
работник  -  поездной  диспетчер,  отвечающий  за  выполнение  графика
движения поездов по обслуживаемому им участку.                        
     Приказы поездного  диспетчера подлежат безоговорочному выполнению
работниками,  непосредственно связанными с движением поездов на данном
участке.                                                              
     Запрещается давать оперативные указания по  движению  поездов  на
участке,  помимо поездного диспетчера" (из п.  16.1 Правил технической
эксплуатации).                                                        
     Поездной диспетчер  обязан:  максимально использовать технические
средства  для  обеспечения  заданных  размеров   движения,   ускорения
продвижения  поездов,  сокращения  времени  обработки  их на станциях,
более эффективно использовать вагонный парк,  локомотивы и  пропускную
способность;                                                          
     контролировать работу  станций  и  принимать  меры  к  выполнению
заданий  по  формированию  и  отправлению  поездов  в  соответствии  с
графиком движения и планом формирования поездов;                      
     своевременно давать  указания  по  движения  поездов  дежурным по
станциям, а при необходимости и машинистам поездных локомотивов;      
     следить за   следованием   поездов  по  перегонам,  своевременным
приемом,  отправлением и пропуском поездов станциями,  особенно  когда
это происходит при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи,
при обгонах и скрещениях  пассажирских,  грузо-пассажирских,  людских,
длинносоставных,  тяжеловесных,  с  разрядными и негабаритными грузами
поездов с другими поездами,  принимать  меры  для  выполнения  графика
движения,     обеспечения    безопасности,    недопущения    нарушений
установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.        
     10.2. Поездной  диспетчер  при  вступлении  на  дежурство  должен
ознакомиться с поездным положением,  проверить вступление на дежурство
всех дежурных по станциям,  сообщить им для сверки часов точное время,
ознакомиться  с  положением  на  станциях,  действующими  на   участке
предупреждениями,   в   зависимости   от   обстановки   дать  станциям
необходимые указания о предстоящей работе,  в том числе по обеспечению
безопасности движения.                                                
     На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездной
диспетчер  при  вступлении  на  дежурство обязан проверить исправность
технических средств и через начальников станций или других работников,
на  которых  возложено  выполнение  операций  по  приему и отправлению
поездов, ознакомиться с положением на станциях участка.               
     10.3. На    участках,    не    оборудованных   устройствами   для
автоматической записи графиков исполненного движение  (поездографами),
поездной  диспетчер  обязан  получить  со  станций,  расположенных  на
участке,  сообщения о времени прибытия,  отправления или проследования
каждого поезда.  Получая такие сообщения,  обращать особое внимание на
строгое соблюдение  станциями  установленной  нумерации  и  индексации
поездов,  особенно с разрядными и негабаритными грузами, тяжеловесными
и длинносоставными.                                                   
     На участках   с  интенсивным  движением,  а  также  оборудованных
поездографами,  порядок передачи сообщений устанавливается начальником
железной  дороги  в  соответствии  с  п.  11 Общих положений настоящей
Инструкции.                                                           
     10.4. Поездной  диспетчер ведет график исполненного движения,  на
котором отмечает данные о движении  поездов,  а  также  все  нарушения
нормальной работы на участке и причины их.                            
     На графике исполненного движения указываются:                    
     а) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес
и условная длина поездов,  поезда,  требующие особых условий пропуска.
Номера  поездов,  дополненные  соответствующими  буквами  и индексами,
отмечаются  с  этими  буквами  и  индексами  на  графике  исполненного
движения;                                                             
     б) время  отправления,  прибытия  и  проследования   поездов   по
станциям участка;                                                     
     в) данные об использовании локомотивов;                          
     г) данные о поездной и грузовой работе станций по установленным  
периодам суток;                                                       
     д) занятие  приемо-отправочных  путей  на  промежуточных станциях
отдельными вагонами или составами;                                    
     е) снятие   напряжения   в   контактной   сети   на   главных   и
приемо-отправочных путях станций участка и перегонов;                 
     ж) действующие  предупреждения,  требующие снижения скорости;    
     з) движение поездов по неправильному пути;                       
     и) закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих   
движение. На отдельных участках с интенсивным движением поездов для   
записи необходимых   для   поездного   диспетчера  данных,  касающихся
движения поездов и грузовой работы,  могут  использоваться  приборы  и
аппаратура  автоматизированного рабочего места,  а также назначаться в
помощь диспетчеру операторы или другие  работники  отделения  железной
дороги.                                                               
     10.5. Все распоряжения по движению поездов  на  участке  поездной
диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, связанным
с движением  поездов,  приказами,  регистрируемыми  (записываемыми)  в
необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.             
     Все переговоры поездного диспетчера  по  диспетчерским  средствам
связи   должны   фиксироваться  на  магнитофонной  ленте  регистратора
переговоров.                                                          
     10.6. Обязательной    регистрации    в    журнале   диспетчерских
распоряжений подлежат следующие приказы:                              
     а) об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов
(в  том  числе  для  движения  электропоездов  в  связи   со   снятием
напряжения);                                                          
     б) о  переходе  с  двухпутного  движения  на   однопутное   и   о
восстановлении двухпутного движения;                                  
     в) о переходе с одних средств сигнализации и связи  при  движении
поездов на другие;                                                    
     г) об   отправлении   поездов   по   неправильному   пути   и   с
разграничением  временем  (  в  случаях и порядком,  предусмотренным в
главе 14 настоящей Инструкции);                                       
     д) об  отправлении  поездов с разрядными и негабаритными грузами;
     е) о приеме и отправлении пассажирских почтово-багажных,         
грузо-пассажирских и   людских   поездов   на   пути  и  с  путей,  не
предусмотренных для этих  операций  техническо-распорядительным  актом
станции;                                                              
     ж) о назначении поездов,  не предусмотренных графиком,  и порядке
их  следования  и  об  отмене  поездов.  Приказы о пропуске по участку
одиночных локомотивов,  дрезин несъемного типа и хозяйственных поездов
могут не регистрироваться;                                            
     з) о   движении   поездов   при   неисправности    автоматической
локомотивной сигнализации;                                            
     и) о порядке  проследования  опаздывающих  пассажирских  поездов.
     Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на    
участке, производится   по   усмотрению   диспетчеров.    В    журнале
     диспетчерских распоряжений должны записываться также             
все регистрируемые   приказы,   адресованные    машинистам    поездных
локомотивов,   а  также  все  приказы  поездных  диспетчеров  соседних
участков, адресованные поездному диспетчеру данного участка.          
     Для сокращения   времени  на  запись  диспетчерских  приказов  по
разрешению начальника  отделения  железной  дороги  могут  применяться
специальные  штампы  с  нанесенными  на  них  текстами  наиболее часто
даваемых приказов.                                                    
     В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и
сдача дежурств поездными диспетчерами.                                
     10.7. Регистрируемые  диспетчерские  приказы дежурные по станциям
или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений.         
     Записав диспетчерский  приказ,  дежурный  по станции или оператор
дословно повторяем диспетчеру его содержание,  называя  свою  фамилию.
Убедившись  в правильности приема приказа,  диспетчер подтверждает его
словом "Выполняйте".                                                  
     Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются
в журналах поездного диспетчера и станции.                            
     Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор,
то последний обязан немедленно предъявить его дежурному по станции для
ознакомления и расписки в прочтении.                                  
     Приказ, адресованный  машинисту,  передается   последнему   лично
поездным  диспетчером  (при  наличии  поездной  радиосвязи)  или через
дежурного по станции.                                                 
     Диспетчер или   дежурный   по   станции   должен  убедиться,  что
переданный приказ понят  машинистом  правильно.  Фамилия  машиниста  и
время  передачи  приказа отмечаются соответственно в журнале поездного
диспетчера или станции.                                               
     10.8. Когда  диспетчерский приказ адресуется нескольким станциям,
передача текста приказа  для  его  проверки  осуществляется  одним  из
дежурных  по  станции  по  указанию  поездного диспетчера,  а дежурные
остальных станций обязаны в это время проверять,  правильно ли записан
приказ.                                                               
     10.9. Закрытие однопутного перегона  или  одного  или  нескольких
главных  путей  на  двухпутном  и  многопутном  перегонах производится
поездным диспетчером на основании:                                    
     а) распоряжения  начальника  отделения  железной дороги в случаях
производства предусмотренных планом ремонтно-путевых или  строительных
работ, а также ремонтных работ на контактной сети;                    
     б) требования,  полученного от машиниста остановившегося  в  пути
поезда,  или  требования  работников  дистанции  пути,  сигнализации и
связи,  электроснабжения и др.  при  непредвиденной  неисправности  на
перегоне   пути,   сооружений  и  устройств,  угрожающей  безопасности
движения поездов.                                                     
     Полученное требование   поездной   диспетчер  обязан  записать  в
журнале диспетчерских распоряжений,  указав время поступления и  лицо,
от которого оно поступило.                                            
     Все письменные    требования,    уведомления,    телеграммы     и
телефонограммы   должны  храниться  вместе  с  журналом  диспетчерских
распоряжений.                                                         
     10.10. Приказ  о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер дает
станциям,  ограничивающим перегон,  и путевым постам, если они есть на
перегоне, по одной из следующих (примерных) форм:                     
                                                                      
   "Для производства таких-то работ .....  путь перегона ..... с .....
   ч .....  мин закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов,
   отправляемых на закрытый перегон по заявке руководителя работ .....
   (указывается должность и фамилия)".                                
                                                                      
   "Для оказания помощи поезду N .....  , остановившемуся на ..... км,
   .....  путь  перегона  .....  с .....  ч .....  мин закрывается для
   движения   всех   поездов,   кроме   вспомогательного   локомотива,
   отправляемого со станции ..... для вывода остановившегося поезда на
   станцию .....  " или "для подталкивания  остановившегося  поезда  и
   последующего возвращения на станцию ..... ".                       
                                                                      
   "Для производства  восстановительных работ на .....  км .....  путь
   перегона .....  с .....  ч .....  мин закрывается для движения всех
   поездов, кроме восстановительных".                                 
                                                                      
     На двухпутных и многопутных перегонах когда один из путей закрыт,
по  остающемуся  пути   для   поездов,   отправляемых   в   правильном
направлении,  а  при двусторонней автоблокировке в обоих направлениях,
сохраняются  существующие   средства   сигнализации   и   связи.   При
необходимости  отправления  по остающемуся пути поездов в неправильном
направлении  (если  нет  двусторонней   автоблокировки)   существующие
средства  сигнализации  и  связи  по этому пути закрываются и движение
поездов устанавливается по  телефонным  средствам  связи  с  передачей
приказа по форме:                                                     
                                                                      
   "С .....  ч  .....  мин  по  .....  пути  перегона  .....  действие
   блокировки  закрывается  и  устанавливается  движение  поездов   по
   телефонной связи по правилам однопутного движения".                
                                                                      
     В зависимости  от  поездной  обстановки приказ об установлении по
остающемуся пути движения  поездов  по  телефонной  связи  может  быть
совмещен с приказом о закрытии пути.                                  
     10.11. Если одна из станций,  ограничивающих закрываемый перегон,
находится  в распоряжении поездного диспетчера соседнего отделения или
дороги,  то  приказ  о  закрытии  согласовывается  с   этим   поездным
диспетчером и дается ему в копии.                                     
     10.12. Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного
пути  поездной  диспетчер  обязан вызывать лично дежурных по станциям,
ограничивающим  перегон,  предупредить  их  о  предстоящем   закрытии,
сообщить  фамилию  и должность руководителя работ,  намечаемый порядок
пропуска поездов по остающемуся пути и другие необходимые данные.     
     10.13. Открытие   перегона   или   пути   производится   поездным
диспетчером  после  получения  уведомления  об  устранении   возникших
препятствий,   окончании   работ  и  освобождении  перегона  порядком,
предусмотренным в настоящей Инструкции.                               
     Полученное уведомление   поездной  диспетчер  обязан  записать  в
журнал  диспетчерских  распоряжений,  указав  время  его  поступления,
должность   и  фамилию  лица  от  которого  оно  получено.  Письменное
уведомление  или  телефонограмма  об  окончании  работ  и  возможности
движения  поездов  должны  храниться  вместе  с журналом диспетчерских
распоряжений.                                                         
     10.14. Приказ  об  открытии  перегона или пути поездной диспетчер
дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие на
перегоне имеются, по форме:                                           
                                                                      
   "Приказ N ..... от ..... числа отменяется. Движение поездов по ....
   пути перегона .....  с ..... ч ..... мин восстанавливается по .....
   (указываются средства сигнализации и связи)".                      
                                                                      
     10.15. Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами
для двустороннего движения по блокировке по каждому пути (в том  числе
по  показаниям локомотивного светофора),  поездной диспетчер в порядке
регулировки отправляет поезд по неправильному пути,  то после проверки
свободности  этого  пути станциям,  ограничивающим перегон,  и путевым
постам, если такие на перегоне имеются, дается приказ по форме:       
                                                                      
   "С .....  ч  .....  мин  движение  .....  (указывается  четных  или
   нечетных) поездов по .....  пути перегона ..... прекращается. Поезд
   N .....  со станции .....  отправьте по ..... неправильному пути по
   телефонной связи по правилам однопутного движения".                
                                                                      
     Прежде чем  передать такой приказ об отправлении по неправильному
пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен
быть записан приказ дежурного по отделению:                           
                                                                      
   "Поезд N ..... со станции отправьте по неправильному пути".        
                                                                      
     В случае  пропуска  по неправильному пути одного за другим двух и
более поездов текст приказа соответственно изменяется,  при  этом  при
наличии  на  перегоне  путевых постов они в случае необходимости могут
быть использованы для разграничения попутно следующих по неправильному
пути поездов, что также указывается в приказе поездного диспетчера.   
     Получив приказ о пропуске поезда по неправильному пути,  дежурные
по  станциям обмениваются под контролем диспетчера телефонограммами по
формам, предусмотренным в п. 5.32 настоящей Инструкции.               
     Дежурные по  путевым  постам (за исключением постов примыкания на
однопутном перегоне с двухпутными вставками и  предузловых  постов)  в
переговорах о движении поездов по неправильному пути не участвуют,  но
об отправлении поезда  они  уведомляются  по  телефону,  а  время  его
проследования отмечают в журнале движения поездов.                    
     При отправлении по неправильному пути одного за другим нескольких
поездов   с  разграничением  путевыми  постами  дежурные  этих  постов
сообщают на соседние станции о проследовании поездов:                 
                                                                      
   "Поезд N .....  по неправильному пути проследовал в .....  ч  .....
   мин. ДСП поста".                                                   
                                                                      
     На двухпутных   электрифицированных   участках   с  односторонней
путевой блокировкой,  на которых применяется одностороннее  ограждение
съемных подвижных единиц,  отправление поезда в порядке регулировки по
неправильному   пути   поездной   диспетчер   обязан    предварительно
согласовать    с    энергодиспетчером.    Перечень    таких   участков
устанавливается начальником железной дороги.                          
     Отправление поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах,
оборудованных  двусторонней   блокировкой,   а   также   устройствами,
обеспечивающими  движение  поездов  по  неправильному пути по сигналам
локомотивных светофоров,  осуществляется по устному указанию поездного
диспетчера   и   после   переключения  блокировки  на  соответствующее
направление движения.                                                 
     10.16. Перечень  перегонов  с  наличием переездов,  оборудованных
автоматическими  устройствами  только  для   поездов,   следующих   по
правильному пути,  а также перегонов, где имеются улавливающие тупики,
с указанием необходимых мер по обеспечению безопасности  движения  при
отправлении   на   таких  перегонах  поездов  по  неправильному  пути,
устанавливается  приказом  начальника  железной  дороги,  при  этом  в
приказе  должен  быть предусмотрен порядок заблаговременного извещения
дежурных по переездам о каждом отправленном поезде.  С приказом должны
быть  ознакомлены  машинисты  поездных локомотивов и другие причастные
работники.                                                            
     Машинисты поездов,   отправляемых   в   порядке   регулировки  по
неправильному пути,  обязаны  обеспечить  проследование  оборудованных
односторонними  автоматическими устройствами переездов:  обслуживаемых
дежурным  работником  -  со  скоростью  не  свыше  40   км/ч,   а   не
обслуживаемых дежурным работником - не свыше 25 км/ч.                 
     10.17. По получении уведомления со станции о прибытии  поезда  по
неправильному  пути  поездной  диспетчер  восстанавливает  на перегоне
нормальное движение передачей приказа по форме:                       
                                                                      
   "Приказ N .....  от .....  числа отменяется. С ..... ч ..... мин по
   .....   пути   перегона   .....  восстанавливается  движение  .....
   (указывается четных или нечетных)  поездов  по  .....  (указываются
   средства сигнализации и связи)".                                   
                                                                      
     10.18. В  случаях  необходимости  отправления со станции поезда с
остановкой на перегоне,  не  предусмотренной  графиком  движения  (для
посадки  и высадки людей,  погрузки и выгрузки грузов),  с последующим
прибытием на соседнюю станцию или возвращением на станцию отправления,
поездной   диспетчер   в  соответствии  с  поездной  обстановкой  дает
разрешение   станциям,   ограничивающим   перегон,   указывая    время
отправления поезда и продолжительность занятия им перегона.           
     Машинистам локомотивов,  а также работникам, руководящим посадкой
и высадкой людей,  погрузкой и выгрузкой грузов, при отправлении таких
поездов выдаются соответствующие предупреждения.  После  остановки  на
перегоне  машинисты  этих  поездов  возобновляют  движения по сигналам
указанных работников.                                                 
     Отправление хозяйственных поездов,  машин и агрегатов на закрытые
перегоны (пути) осуществляется порядком,  предусмотренным  в  главе  8
настоящей Инструкции.                                                 
     10.19. Получив сообщение о неисправности на том или ином перегоне
(пути)  средств  сигнализации  и связи при движении поездов,  поездной
диспетчер записывает  его  в  журнале  диспетчерских  распоряжений  и,
проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути),  дает
приказ об установлении  движения  по  телефонным  средствам  связи  по
форме:                                                                
                                                                      
   "Ввиду неисправности  (таких-то  средств связи) на перегоне (или по
   .....  пути  перегона)  с  .....  ч  .....  мин  движение   поездов
   устанавливается  по  телефонным  средствам  связи по правилам .....
   (однопутного или двухпутного) движения".                           
                                                                      
     10.20. При наличии на перегонах путевых постов  приказ  поездного
диспетчера  о переходе от одного вида связи на другой передается также
дежурным по постам,  при этом в зависимости от обстановки  переход  на
другой  вид  связи может производиться на всем межстанционном перегоне
или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне.                
     10.21. После  получения  уведомления  о  восстановлении  действия
средств сигнализации и  связи  поездной  диспетчер  записывает  его  в
журнал  диспетчерских  распоряжений  и,  проверив  через  дежурных  по
станциям свободность перегона (пути),  дает  станциям,  ограничивающим
перегон, приказ по форме:                                             
                                                                      
   "Приказ N ..... отменяется. С ..... ч ..... мин движения поездов на
   перегоне .....  (по ..... пути перегона) восстанавливается по .....
   (указываются средства сигнализации и связи)".                      
                                                                      
     С указанного времени станции переходят на тот вид связи,  который
будет предусмотрен в приказе поездного диспетчера.                    
     На двухпутных   перегонах,   оборудованных   автоблокировкой  для
движения  в  одном  направлении,  приказ  о  восстановлении   действия
автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов,
отправленных по правильному пути.                                     
     10.22. Открытие    или    закрытие    раздельных    пунктов   или
вспомогательных  постов,  работающих   некруглосуточно,   производится
порядком,   утверждаемым  начальником  отделения  железной  дороги,  и
оформляется  приказом  поездного  диспетчера,  передаваемым  станциям,
ограничивающим перегона, по форме:                                    
                                                                      
   "Действие поста ..... км с ..... ч ..... мин открыто (закрыто)".   
                                                                      
     10.23. На  участках  с  электрической  тягой  поездной  диспетчер
должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры
по обеспечению нормальной работы устройств электроснабжения.          
     При повреждения контактной сети,  отключениях тяговых  подстанций
или  снижении  их мощности совместно с энергодиспетчером устанавливать
наиболее рациональный порядок пропуска поездов по участкам.           
     В период    гололедообразования   по   заявкам   энергодиспетчера
предоставлять  окна  для  плавки  в  контактной  сети  гололеда  током
высокого напряжения.                                                  
     10.24. При неисправности поездной  диспетчерской  связи  движение
поездов   производится  без  участия  поездного  диспетчера.  Связь  о
движении поездов осуществляется  непосредственно  между  дежурными  по
станциям.                                                             
     При неисправности поездной диспетчерской связи поездной диспетчер
и  дежурные  по  станциям  делают  соответствующие  записи  в  журнале
диспетчерских распоряжений.                                           
     О восстановлении  действия  поездной диспетчерской связи поездной
диспетчер уведомляет все станции циркулярным приказом.                
     10.25. Порядок  работы  поездных  диспетчеров  на  малодеятельных
участках,  где  штат  работников  службы  перевозок  на  станциях   не
предусмотрен устанавливается начальником железной дороги.             
                                                                      
                               Глава 11                               
                                                                      
                    МАНЕВРОВАЯ РАБОТА НА СТАНЦИЯХ                     
                                                                      
                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                            
                                                                      
     11.1. Маневровая  работа  должна  производиться  в соответствии с
технологическим    процессом    работы    станции    и    по    плану,
предусматривающему:                                                   
     своевременное формирование и отправление  поездов;  своевременную
     подачу вагонов под грузовые операции и уборку их                 
после окончания  грузовых  операций;  наименьшую  затрату  времени  на
     переработку  вагонов;  рациональное использование всех маневровых
     средств и технических                                            
устройств; бесперебойный   прием   поездов  на  станцию;  безопасность
     движения, безопасность работников, связанных с                   
маневрами, и  сохранность  подвижного состава.  11.2.  На станциях,  в
     зависимости от путевого развития, характера                      
и объема  маневровой  работы,  пути  разделяются на маневровые районы.
Границы  маневровых  районов  и  характер  работы  в  каждом  из   них
устанавливаются в техническо-распорядительном акте станции.           
     В каждом маневровом районе работает, как правило, один маневровый
локомотив.  При  необходимости работы в отдельных районах двух и более
маневровых локомотивов, порядок их работы, обеспечивающий безопасность
движения, указывается в техническо-распорядительном акте станции.     
     Локомотивы, выдаваемые на маневровую работу, должны быть исправны
действующие радиостанции, установленные сигналы и инвентарь.          
     11.3. Перевод   нецентрализованных   стрелок    при    маневровых
передвижениях производится дежурными стрелочного поста по распоряжению
лица, руководящего маневрами. При маневровых передвижениях на станциях
с электрической централизацией перевод стрелок осуществляется дежурным
по станции или  оператором  поста  централизации.  В  случае  передачи
стрелок с центрального на местное управление, а также при производстве
маневров на нецентрализованных  стрелках,  не  обслуживаемых  дежурным
стрелочного    поста,    допускается   перевод   стрелок   работниками
составительских или локомотивных бригад,  кондукторами,  дежурными  по
паркам,  дежурными по станциям,  начальником станции, приемосдатчиками
груза и багажа, работниками локомотивного, вагонного депо и другими.  
     Перечень станций,   на   которых  перевод  стрелок  при  маневрах
разрешается указанным работникам, номера стрелок и порядок их перевода
устанавливаются  начальником отделения железной дороги и указываются в
техническо-распорядительном акте станции.                             
     Перед переводом   централизованной   стрелки   обслуживающий   ее
работник должен убедиться (лично или по докладу другого  работника)  в
том,  что она не занята подвижным составом, а также есть ли проходы по
смежным путям. При электрической централизации свободность стрелочного
перевода   от   подвижного   состава   устанавливается  по  показаниям
контрольных приборов на аппарате  управления.  При  неисправности  или
временном  выключении  этих приборов или переводе стрелок с маневровых
колонок  порядок  проверки   свободности   стрелочного   перевода   от
подвижного  состава устанавливается в техническо-распорядительном акте
станции.                                                              
     Нецентрализованные стрелки  (кроме расположенных на сортировочных
путях, путях, где маневровая работа постоянно осуществляется серийными
толчками, и стрелок, оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями),
должны при маневрах запираться на закладки.                           
     11.4. "Основным средством передачи указаний при маневровой работе
должна  быть  радиосвязь,  а  в  необходимых  случаях   -   устройства
двусторонней парковой связи.                                          
     Подача сигналов  при  маневровой   работе   разрешается   ручными
сигнальными приборами" (п. 15.14 Правил технической эксплуатации).    
     Составитель поездов должен иметь исправную носимую  радиостанцию.
Имеющиеся  на  станциях  устройства радиосвязи и двусторонней парковой
связи  должны  использоваться  для  организации  маневровой  работы  и
обеспечения безопасности движения.                                    
     Указания и сообщения,  передаваемые по радиосвязи и  двусторонней
парковой связи,  должны быть краткими и ясными; давший указание обязан
убедиться,  что  оно  правильно  воспринято   машинистом   маневрового
локомотива   и   другими   работниками  (выслушав  краткое  повторение
указания, получив соответствующий ответный звуковой сигнал и др.).    
     Для наиболее  типичных  указаний и сообщений о маневровой работе,
передаваемых  по  радиосвязи  и  двусторонней  парковой   связи,   при
необходимости устанавливается примерный регламент ведения переговоров.
     Конкретное назначение   устройств   радиосвязи   и   двусторонней
парковой  связи и порядок пользования ими в каждом маневровом районе с
указанием работников,  которым предоставлено право пользоваться  этими
устройствами, определяется техническо-распорядительным актом станции. 
     Порядок эксплуатации радиосвязи и двусторонней парковой связи  на
станциях устанавливается специальной инструкцией МПС.                 
     11.5. Дежурный по станции должен готовить маневровые  маршруты  в
соответствии с планом маневровой работы.                              
     Маневровый маршрут без изменения направления движения  готовится,
как   правило,  на  весь  путь  следования  маневрового  состава.  При
невозможности приготовления такого маршрута дежурный по станции обязан
предупредить  машиниста  (руководителя маневров) о том,  на какой путь
или до какого светофора приготовлена часть маршрута.                  
     Проезд маневрового   светофора   с   запрещающим  показанием  или
погасшим огнем при готовом маршруте разрешается по указания  дежурного
по станции (посту),  передаваемому им машинисту маневрового локомотива
лично,  по  радиосвязи,  двусторонней   парковой   связи   или   через
руководителя маневров.                                                
     11.6. Порядок и условия обеспечения безопасности при перестановке
составов  из  парка  в парк по соединительным путям или через вытяжные
пути устанавливаются в техническо-распорядительном акте  станции,  при
этом  особое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности
при движения маневровых составов вагонами вперед.                     
     В отдельных   случаях  в  зависимости  от  местных  условий  (при
последовательном   расположении   парков,   оборудовании    маневровых
локомотивов  устройствами для отцепки их от вагона из кабины машиниста
и др.) перестановка составов из парка в парк  может  производится  без
сопровождения работниками составительской бригады.                    
     11.7. Вагоны с грузами  отдельных  категорий,  требующими  особой
осторожности  (в  соответствии  с Правилами перевозок грузов,  а также
правилами перевозок опасных  и  разрядных  грузов),  при  производстве
маневров  должны  иметь прикрытие от паровоза,  работающего на твердом
топливе,  не менее одного вагона с неопасным и  нелегкогорючим  грузом
или порожнего.                                                        
     Нормы прикрытия в  поездах  и  при  маневрах  вагонов  с  грузами
отдельных  категорий,  требующими  особой осторожности,  указываются в
перевозочных документах нанесением специального штемпеля,  где цифрами
обозначается минимальное число вагонов прикрытия, например, 3/0-0-3-1,
где:                                                                  
                                                                      
   первая цифра - число вагонов прикрытия  от  ведущего  локомотива  в
   поездах (числитель - от паровоза на твердом топливе,  знаменатель -
   от паровоза на  нефтяном  отоплении,  электровоза  или  тепловоза);
   вторая  цифра  -  от  подталкивающего локомотива в поездах;  третья
   цифра - от вагонов  с  людьми  в  поездах;  четвертая  цифра  -  от
   паровоза   на   твердом  топливе  при  маневрах;  знак  "0"  (нуль)
   обозначает, что прикрытия не требуется.                            
                                                                      
     11.8. Маневровые  передвижения  на  ремонтных  путях  вагонных  и
локомотивных  депо  должны  производиться  под наблюдением и по личным
указаниям ответственного работника соответствующей службы.            
     11.9. На  путях,  где  имеются  вагоны,  с  которыми производятся
технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются.   
     При неблагоприятных   условиях   погоды  (сильный  ветер,  туман,
метель),  а также  на  неосвещаемых  путях  маневровая  работа  должна
производиться  с  особой  бдительностью,  а  в необходимых случаях - с
пониженной скоростью.                                                 
     11.10. Работа  хозяйственных  поездов  и  путевых  машин на путях
станции  производится  под   руководством   ответственного   работника
соответствующей службы (пути, сигнализации и связи и др.).            
     Передвижения указанных поездов и машин с одного  пути  на  другой
или  в  другой  район  станции  производятся только с разрешения лица,
распоряжающегося маневрами, или дежурного по станции.                 
     В необходимых   случаях   для  руководства  передвижениями  таких
поездов  и  путевых  машин  по  указанию  начальника   станции   могут
назначаться соответствующие работники станции.                        
     11.11. Разъединение  тормозных  рукавов  в  составах,  подлежащих
расформированию,   производится   работниками   пунктов   технического
обслуживания - на всех сортировочных, грузовых и участковых станциях в
соответствии  с  технологическим  процессом  работы  станций и пунктов
технического обслуживания.                                            
     Соединение тормозных  рукавов  на  станциях  формирования поездов
производится работниками пунктов технического обслуживания вагонов или
другими работниками, установленными, в зависимости от местных условий,
технологическим  процессом   или   техническо-распорядительным   актом
станции.                                                              
     При производстве маневров  разъединение  и  соединение  тормозных
рукавов производится составительскими бригадами или кондукторами.     
     Разъединение и  соединение  тормозных  рукавов  при  отцепке   от
состава   и   прицепке   к  составу  поездного  локомотива  производит
локомотивная бригада.                                                 
     11.12. Передвигать   отдельные   вагоны   вручную  допускается  в
исключительных случаях и только на горизонтальных путях.              
     На главных,  приемо-отправочных  и  сортировочных  путях  станции
передвижение вагонов вручную запрещается.                             
     Передвигать вагоны  вручную  можно  только  под  непосредственным
руководством    ответственного    лица,    выделенного     начальником
соответствующего  линейного  подразделения,  и  в  количестве не более
одного груженого или двух порожних вагонов.                           
     При передвижениях вагонов вручную не допускается:  передвигать их
со скоростью более 3  км/ч,  причем  вагоны  должны  быть  обязательно
сцеплены; выкатывать их за предельный столбик в направлении главных и 
приемо-отправочных путей;  начинать  передвижение,  не  имея тормозных
башмаков; подкладывать для торможения под колеса шпалы,  камни, ломы и
другие предметы.  Перекатка  вручную  вагонов,   занятых   людьми,   с
разрядными   и  опасными  грузами  запрещается.  Порядок  передвижения
вагонов кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами
в   зависимости   от   местных  условий  устанавливается  специальными
инструкциями, утверждаемыми начальником отделения железной дороги.    
                                                                      
                    РУКОВОДСТВО МАНЕВРОВОЙ РАБОТОЙ                    
                                                                      
     11.13. "Маневры на  станционных  путях  должны  производиться  по
указанию  только одного работника - дежурного по станции,  маневрового
диспетчера, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках,
оборудованных  диспетчерской  централизацией,  - поездного диспетчера.
Распределение обязанностей по  распоряжению  маневрами  указывается  в
техническо-распорядительном акте станции" (п. 15.13 Правил технической
эксплуатации).                                                        
     Движением локомотива,  производящего  маневры,  должен руководить
один работник - руководитель маневров (составитель поездов или главный
кондуктор), ответственный за правильное их выполнение.                
     На сортировочных горках движением  маневровых  локомотивов  может
руководить дежурный по горке.                                         
     На промежуточных станциях маневровая работа  может  производиться
под   руководством  главного  кондуктора.  Маневровыми  передвижениями
локомотива,  не обслуживаемого составительской  бригадой  или  главным
кондуктором,   руководит   работник,   имеющий   право   распоряжаться
производством маневров в данном районе,  или по его указанию сигналист
(дежурный    стрелочного    поста).    Для   руководства   маневровыми
передвижениями в этих условиях  могут  привлекаться  также  начальники
станций,  их заместители и другие работники порядком,  устанавливаемым
начальником отделения железной дороги.                                
     11.14. Маневровая    работа    производится    составителем   или
составительской  бригадой   (составителем   и   его   помощником).   В
зависимости  от  местных  условий назначение для производства маневров
составительской  бригады  или   одного   составителя   устанавливается
начальником отделения железной дороги.                                
     Расстановка работников  составительской  бригады  для  выполнения
отдельных маневровых передвижений производится составителем.          
     Обслуживание одним  машинистом   маневрового   локомотива   может
производиться  по  разрешению начальника железной дороги в зависимости
от типа локомотива и местных условий.                                 
     11.15. Составитель  поездов или главный кондуктор должен получать
задание на маневровую работу только от одного  лица,  распоряжающегося
маневрами.                                                            
     Задание на маневровую работу должно быть  дано  четко  и  ясно  и
доведено руководителем маневров до каждого причастного работника.     
     Если в процессе  производства  маневров  возникает  необходимость
изменить намеченный план работы, то с характером этих изменений должны
быть  заблаговременно  ознакомлены  все   работники,   участвующие   в
маневрах.                                                             
     11.16. Передвижение маневрового локомотива (с  вагонами  или  без
вагонов)  из  одного маневрового района в другой допускается только по
разрешению дежурного по станции (дежурного по горке)  или  маневрового
диспетчера   после  предварительного  согласования  с  соответствующим
дежурным по посту (парку ),  в район которого предстоит  передвижение,
или с составителем поездов, работающим в этом районе.                 
                                                                      
             ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МАНЕВРОВ         
                                                                      
     11.17. "Руководитель   маневров   обязан:  точно  и  своевременно
выполнять задания  на  маневровую  работу;   обеспечивать   правильную
расстановку и согласованность действий всех работников,  участвующих в
производстве маневров,  на основе ознакомления их с планом и способами
выполнения предстоящей маневровой работы;                             
     формировать поезда  в  точном  соответствии с требованиями Правил
технической эксплуатации и соответствующих инструкций и указаний МПС; 
     организовать маневровую   работу   так,   чтобы  были  обеспечены
безопасность движения,  личная  безопасность  работников,  занятых  на
маневрах,  сохранность подвижного состава и груза. Маневры с вагонами,
занятыми людьми,  негабаритными и разрядными  грузами,  производить  с
особой осторожностью" (из п. 15.23 Правил технической эксплуатации).  
     При вступлении  на  дежурство  составитель  (главный   кондуктор)
должен  ознакомиться  с наличием и расположением подвижного состава на
путях своего района, проверить надежность его закрепления, убедиться в
наличии  установленных  для района средств закрепления.  О результатах
проверки доложить дежурному по станции.                               
     11.18. Перед  началом  маневровой  работы  руководитель  маневров
обязан:                                                               
     а) убедиться,  что все работники,  участвующие в маневрах,  в том
числе и локомотивная бригада,  в полном  составе  находятся  на  своих
местах;                                                               
     б) ознакомить  машиниста  и  работников  станции,  участвующих  в
маневрах, с планом предстоящих маневров и порядком его выполнения;    
     в) проверить,  нет  ли  препятствий  для   передвижения   вагонов
(тормозных башмаков под колесами и др.).                              
     11.19. Задание дежурному стрелочного поста  или  оператору  поста
централизации  о  приготовлении  маневрового  маршрута на тот или иной
путь руководитель маневров  может  передавать  лично,  по  радиосвязи,
двусторонней парковой связи, свистками локомотива, ручным свистком или
другими средствами в зависимости  от  технического  оснащения  станции
порядком, установленным в техническо-распорядительном акте станции.   
     11.20. В процессе работы руководитель маневров обязан:           
     а) четко и своевременно подавать сигналы и  передавать  указания,
касающиеся маневровых передвижений;                                   
     б) следить за своевременной подготовкой стрелок для маневровых   
передвижений, своевременной и правильной подачей сигналов  операторами
постов   централизации,   дежурными  стрелочных  постов  и  машинистом
локомотива;                                                           
     в) находиться   в   таком  месте,  откуда  обеспечивается  лучшая
видимость   сигналов,   маневрирующего   состава   и   маршрута    его
передвижения;  в  случае отсутствия радиосвязи с машинистом локомотива
(из-за  неисправности   или   локомотив   не   оборудован   маневровой
радиосвязью) находиться в таком месте, откуда обеспечивается видимость
машинистом или его помощником подаваемых им ручных сигналов;          
     г) при  движении по станционным путям вагонами вперед находиться,
как правило,  на первой по движению специальной  подножке  (переходной
площадке,  тамбуре),  а  при  невозможности  -  идти по междупутью или
обочине пути  впереди  осаживаемых  вагонов,  следить  за  показаниями
маневровых  светофоров,  подаваемыми сигналами,  положением стрелок по
маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути; при необходимости -
принимать меры к остановке маневрового состава. В необходимых случаях,
при отсутствии радиосвязи привлекать для передачи сигналов  операторов
постов  централизации,  дежурных стрелочных постов и других работников
станции;                                                              
     д) при  производстве  маневров  с  большими  составами  на кривых
участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель, снегопад
и  т.д.)  принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности -
чаще передавать сигналы и  указания  по  радиосвязи  или  двусторонней
парковой связи;                                                       
     е) не допускать пропуска подвижного состава по взрезанной стрелке
впредь до ее осмотра и ремонта;                                       
     ж) прежде  чем  подъехать  к  составу,  убедиться  в   отсутствии
сигналов ограждения;                                                  
     з) не  допускать  оставления  вагонов  без  закрепления   или   с
закреплением  менее  установленной  в техническо-распорядительном акте
станции нормы вне зависимости от предполагаемого времени стоянки  этих
вагонов;                                                              
     и) не допускать передвижений маневровых составов  (с  локомотивом
впереди  или  вагонами  вперед),  не убедившись в том,  что все вагоны
сцеплены между собой и с локомотивом;                                 
     к) при маневрах толчками своевременно принимать меры, исключающие
возможность движения отцепов в обратном направлении или выхода вагонов
за предельный столбик в противоположном конце пути;                   
     л) если при маневрах толчками или при надвиге составов  на  горку
расцепные  рычаги  по  условиям работы устанавливаются в положение "на
буфер",  то после отделения отцепа  от  состава  немедленно  приводить
рычаги в нормальное положение;                                        
     м) при заезде маневрового локомотива (одиночного или с  вагонами)
на  тот или иной занятый вагонами путь для отцепки или прицепки других
вагонов,  а также при сжатии стоящих вагонов для расцепки не допускать
выполнения этих операций, не убедившись в надежном закреплении вагонов
с противоположной от маневрового локомотива стороны;                  
     н) если  к  стоящей  на  том или ином пути группе вагонов,  в том
числе   и   закрепленный   по   установленной   норме,   дополнительно
прицепляются  вагоны,  проверять,  не нарушилась ли в результате этого
правильность установки ранее уложенных башмаков, а также достаточно ли
этих башмаков на увеличившееся количество вагонов;                    
     о) перед передвижением маневрового состава в  местах  погрузки  и
выгрузки грузов убедиться в отсутствии препятствий для движения;      
     п) маневры с вагонами,  погрузка и выгрузка которых не закончены,
производить  только  после согласования с работником,  распоряжающимся
погрузочно-разгрузочными операциями.                                  
     11.21. Руководитель  маневров  должен  так  организовать  работу,
чтобы не допустить выхода подвижного состава  за  предельные  столбики
(изолирующие стыки или светофоры) противоположного конца путей.       
     Порядок согласования действий руководителя маневров с работниками
противоположного   конца   парка  (путей),  обеспечивающий  выполнение
указанного требования,  устанавливается в  техническо-распорядительном
акте станции.                                                         
     11.22. Дежурный по станции,  маневровый диспетчер или дежурный по

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7