и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 года N 229 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 23 января 2006 г. N МФ-П16-1пр Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало Методические рекомендации по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества на основе Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и действующего федерального законодательства в целях оказания методической помощи главам муниципальных образований (главам местных администраций), органам управления культурой муниципальных образований и муниципальным организациям культуры. Методические рекомендации подготовлены с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Целью Методических рекомендаций является разъяснение порядка реализации полномочий местных органов власти по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, который предусматривает совокупность нормативного и структурного обеспечения деятельности муниципальных образований по данном вопросу местного значения. Настоящие Методические рекомендации разработаны Департаментом культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (директор Департамента - Ю.А. Шубин, заместитель директора Департамента - С.Н. Горушкина, заместитель начальника координационно-аналитического отдела - И.А. Тозыякова, консультант нормативно-правового отдела - И.Е. Морковкина). В Методических рекомендациях использованы материалы, представленные Государственным Российским Домом народного творчества (директор - Э.С. Кунина) и Государственным научно-методическим Центром народного творчества и повышения квалификации Вологодской области (директор - О.А. Денежкина). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ Статьей 29 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон N 199-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в части расширения и уточнения полномочий муниципальных образований по решению вопросов местного значения в сфере культуры. В редакции Федерального закона N 199-ФЗ были уточнены формулировки полномочий муниципальных образований в части организации библиотечного обслуживания и охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). К вопросам местного значения муниципального района добавлено полномочие по созданию условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. Статьями 14 (пункт 13.1), 15 (пункт 19.2) и 16 (пункт 17.1) Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено полномочие по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов. Правовой основой регулирования местного традиционного художественного творчества являются следующие нормативные правовые акты: - Конституция Российской Федерации (статья 44); - Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149); - Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-Ф3 "О национально-культурной автономии"; - Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 609 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 N 919)); - Федеральная целевая программа "Культура России"; - Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"; - Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации". Широко применяется в региональной практике регулирование данного вопроса нормативными актами субъектов Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Закон Вологодской области от 26.02.2004 N 1000-ОЗ "О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области", Постановление губернатора области от 17.09.1999 N 610 "Об утверждении положения о мастере народных художественных промыслов Вологодской области", Постановление главы администрации Белгородской области от 23.09.1999 N 531 "О развитии и поддержке самодеятельного художественного творчества в области". Исходя из общих начал и смысла правовых норм, отраженных в указанном выше перечне законодательных актов, можно определить местное традиционное народное художественное творчество как деятельность по созданию и (или) интерпретации культурных ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества. Международное законодательство в отношении традиционной народной культуры употребляет термин, рекомендованный ЮНЕСКО "нематериальное культурное наследие" <*>. -------------------------------- <*> Нематериальное культурное наследие - обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии народов мира (см. Конвенцию ЮНЕСКО от 17 октября 2003 г.). Нематериальное культурное наследие проявляется в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Сохранение (охрана) - означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности, включая идентификацию, документирование, исследование, популяризацию с помощью формального и неформального образования, возрождение различных аспектов такого наследия. Процессы глобализации поставили в качестве важнейшей государственной задачи сохранение нематериального культурного наследия. В этом контексте развитие народного творчества и трансляция лучших образцов духовной культуры последующим поколениям, как основы идентификации нации, является обязанностью соответствующих государственных и муниципальных структур, закрепленной в Федеральном законе N 199-ФЗ. Следует отметить, что в отечественной культурологии и практике культурной деятельности словосочетание "художественное творчество" обычно употребляется в значении самодеятельное (любительское) творчество, которое включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку. Таким образом, понятие "местное традиционное народное художественное творчество" является объемным понятием, включающим в себя как указание на традиционные виды культурной деятельности, так и на самодеятельный характер их освоения. Из совокупности норм законодательства следует, что понятие "создание условий" означает комплекс действий, направленный на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию прав и обязательств органов местного самоуправления по вопросу реализации установленных полномочий и, в частности, по созданию условий для сохранения и развития местного традиционного художественного творчества. Таким образом, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества должно иметь ресурсное обеспечение, предусматривающее финансовую, материальную и структурную поддержку. Исходя из того факта, что основной объем услуг по развитию традиционной художественной культуры осуществляется бюджетными учреждениями культуры, рассмотрим порядок обеспечения данного полномочия органов местного самоуправления. Понятие "создание условий для развития" подразумевает право муниципального образования создавать и финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ, принимать и организовывать выполнение программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования исходя из нормы, установленной пунктом 3 и 6 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, определяющей полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют муниципальные минимальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения, в том числе размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений. С целью создания условий для развития традиционного художественного творчества органы местного самоуправления создают условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры путем: - разработки и реализации программ по сохранению и развитию народного художественного творчества; - создания специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества; - поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры, используя механизмы грантовой поддержки, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования; - нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций); - финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального образования; - финансирования работ и услуг по созданию и экспонированию предметов традиционной культуры, предметов декоративно-прикладного искусства; - финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного художественного творчества; - финансирования творческих проектов по организации и проведению праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития народного художественного творчества. Базовым условием для реализации полномочия муниципального образования по обеспечению условий для развития местного народного художественного творчества является создание творческих коллективов различной жанровой направленности: хореографических, хоровых, музыкальных, театральных, фольклорных, декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства. Нормативное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества Нормативное регулирование деятельности коллективов народного творчества ранее регулировалась документами Министерства культуры СССР, такими как Примерное Положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества <*> и Положение о народных самодеятельных коллективах <**>. -------------------------------- <*> Утверждено Постановлением коллегии Министерства культуры СССР от 24.05 1978 N 121. <**> Утверждено Постановлением Секретариата ВЦСПС и коллегии Министерства культуры СССР от 15.09.1978 N 24-10. С передачей компетенции по обеспечению деятельности клубных учреждений, в которых создавались творческие коллективы, на уровень местного самоуправления ответственность за нормативное регулирование отошла к учредителю. В целях оказания организационно-методической поддержки и стимулирования деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений решением коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 было рекомендовано министерствам культуры в составе Российской Федерации, органам культуры исполнительной власти краев, областей, национальных образований с учетом местных особенностей и условий подготовить проекты нормативных правовых актов и в соответствии с действующим законодательством внести их на утверждение в порядке, установленном в субъекте Российской Федерации. Порядок создания клубных формирований В соответствии с приложением N 2 к указанному решению коллегии Минкультуры России творческие коллективы являются клубными формированиями. Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха. Региональная практика демонстрирует порядок, направленный на сохранение единого культурного пространства территории, который предусматривает утверждение типового положения о клубном формировании и типового положения о народных (самодеятельных) коллективах нормативным правовым актом субъекта федерации либо приказом органа культуры субъекта федерации. На основании типового положения директор культурно-досугового учреждения издает приказ о создании клубного формирования и утверждает положение о клубном формировании, в котором отражается порядок работы, система управления и отчетности. В соответствии с установленным порядком, клубное формирование может осуществлять свою деятельность: - за счет предусмотренных по смете на эти цели финансовых средств культурно-досугового учреждения; - за счет частичной самоокупаемости с использованием средств базового культурно-досугового учреждения или других учредителей, членских взносов участников, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств. В том случае, если в населенном пункте нет уполномоченного органом местного самоуправления учреждения, осуществляющего услугу по созданию клубных формирований, то в соответствии со статьей 54 Федерального закона N 131-ФЗ орган местного самоуправления в лице органа культуры может осуществить размещение муниципального заказа на создание коллектива народного художественного творчества в установленном порядке. Либо заключить гражданско-правовой договор с художественным руководителем и лицом (физическим или юридическим), предоставившим помещение для деятельности творческого коллектива. Либо создать муниципальный творческий коллектив <*>. -------------------------------- <*> Муниципальный творческий коллектив - это группа исполнителей любого жанра творчества (хор, оркестр, цирковой, хореографический, драматический коллектив и др.), которая получает финансирование из бюджета на штат и на деятельность. Использует для репетиций и концертов различные площадки. Как правило, муниципальные творческие коллективы не имеют организационно-правового статуса. Отличие муниципального творческого коллектива от коллектива художественной самодеятельности заключается в том, что артисты коллектива содержаться в штате и имеют, как правило, специальное образование. Муниципальный коллектив можно рассматривать как сетевую единицу без образования юридического лица, поскольку его финансирование осуществляется по отдельной смете. Творческая работа клубных формирований художественной направленности должна предусматривать: - привлечение участников на добровольной основе в свободное от работы (учебы) время; - мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы, обучение навыкам художественного творчества; - проведение репетиций, организацию выставок, выступление с концертами и спектаклями, участие в конкурсах и других творческих мероприятиях. Клубные формирования художественной направленности создаются с целью: - приобщения населения к культурным традициям народов Российской Федерации, лучшим отечественным и мировым культурным образцам; - популяризации творчества профессиональных и самодеятельных авторов, создавших произведения, получившие общественное признание; - содействия в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах художественного творчества, развития творческих способностей населения. ПРИМЕРНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧАСТНИКАМИ КОЛЛЕКТИВОВ КЛУБНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ------------------------------------------------------------------ | Типы клубных формирований | Группы по оплате труда | | |-------------------------------| | | I | II | III | IV | |--------------------------------|-------|-------|-------|-------| |Художественно-творческие |18 - 20|15 - 18|12 - 15|10 - 12| |--------------------------------|-------|-------|-------|-------| |Творческо-прикладные |12 - 15|9 - 12 |8 - 10 |6 - 8 | ------------------------------------------------------------------ Примечание. Количественные показатели наполняемости участниками клубных формирований рассчитаны на основании статистических данных. Содержание занятий должно предусматривать: 1) в коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности, особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий; 2) в коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, фольклорного и бального танцев) занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок; 3) в коллективах декоративно-прикладного искусства (гончарное мастерство, вышивка, лозоплетение, кружевоплетение, работа по металлу, дереву, бересте, другое) занятия по изучению истории прикладного творчества, изучению местных традиционных особенностей декоративно-прикладного искусства и ремесел, изучение техники и технологии изготовления предметов прикладного искусства, организацию выставок. Продолжительность рабочего времени штатных руководителей устанавливается согласно требованиям Трудового кодека. В рабочее время руководителей творческих коллективов засчитывается работа по подбору участников творческого коллектива и просветительская и воспитательная работа с участниками; подбор репертуара; работа по изучению и сбору фольклора; разучивание партий, разучивание музыкальных и хореографических произведений, театральных ролей, репетиционная работа; мероприятия по выпуску спектаклей (концертов), а именно составление монтажных листов со звуко- и светооператорами, работа над сценографией, работа с режиссером; ведение документации творческого коллектива, привлечение спонсорских средств для развития коллектива; выпуск спектаклей, концертных программ, организация выставок. Широко применяется практика приглашения для разовых постановок в коллективах народного художественного творчества штатных работников театров, концертных организаций и учебных заведений отрасли, либо заказ на создание произведений профессиональным авторам. В таких случаях размер авторского вознаграждения регулируется законодательством об авторском праве и смежных правах. Занятия в творческих коллективах проводятся систематически не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут). Примерные минимальные нормативы деятельности клубного формирования в форме творческого коллектива должны предусматривать результат творческого сезона <*> -------------------------------- <*> Творческий сезон длится с сентября по май каждого года. ------------------------------------------------------------------------- | Наименование жанра | Показатели результативности | | творческого коллектива | | |------------------------|----------------------------------------------| | Хоровой, вокальный | Концертная программа из 1 отделения; | | | 6 номеров для участия в концертах и | | | представлениях базового коллектива; | | | ежегодное обновление не менее 3 частей | | | текущего репертуара; | | | выступление на других площадках не менее | | | 1 раза в квартал | |------------------------|----------------------------------------------| | Инструментальный | Концертная программа из 2-х отделений; | | | 8 номеров для участия в концертах и | | | представлениях базового учреждения культуры; | | | ежегодное обновление половины текущего | | | репертуара; | | | выступление на других площадках не менее | | | 1 раза в квартал | |------------------------|----------------------------------------------| | Хореографический | Концертная программа из 2-х отделений; | | | 6 номеров для участия в концертах и | | | представлениях базового учреждения культуры; | | | ежегодное обновление четверти текущего | | | репертуара; | | | выступление на других площадках не менее | | | 1 раза в квартал | |------------------------|----------------------------------------------| | Театральный | 1 многоактный или 2 одноактных спектакля; | | | 4 номера (миниатюры) для участия в концертах | | | и представлениях базового учреждения | | | культуры; | | | ежегодное обновление репертуара; | | | выступление на других площадкахне менее | | | 1 раза в квартал | |------------------------|----------------------------------------------| | Декоративно- | 2 выставки в год | | прикладного искусства | | ------------------------------------------------------------------------- Показателями качества работы творческого коллектива являются стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, заявки на концерты (спектакли) от организаций, доходы от проданных билетов на концерты и спектакли коллектива). По согласованию с учредителем клубные формирования могут оказывать платные услуги, как то: спектакли, концерты, представления, выставки, при условии, что сборы от реализации платных услуг будут использованы на развитие творческой деятельности коллектива, например, на приобретение костюмов, заказ постановок, приобретение музыкальных инструментов, методических пособий, а также на поощрение руководителей и участников творческого коллектива. За творческие успехи и общественную деятельность по популяризации традиционной народной культуры участники и руководители коллективов художественного народного творчества могут быть представлены к различным видам поощрения, а именно: грамота <*>, почетный знак, звание заслуженного работника культуры <**>. -------------------------------- <*> Положение о Почетной грамоте Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры утверждено Приказом Минкультуры России от 02.11.2004 N 80. <**> Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 N 442. За достигнутые успехи в различных жанрах творчества клубные формирования художественной направленности могут быть представлены к званию "народный" коллектив <*>. -------------------------------- <*> Постановление Секретариата ВЦСПС и коллегии Министерства культуры СССР от 15.09.1978 N 24-10 "О Положении о народных самодеятельных коллективах". Порядок присвоения звания "народный" коллектив По сложившейся за многие десятилетия практике за высокое исполнительское мастерство, отмеченное наградами конкурсов, смотров, фестивалей, высоко художественный уровень репертуара и вклад в просветительскую и общественную деятельность коллективам художественной самодеятельности, действующим на базе культурно-досуговых учреждений, присваивается звание "народный", а в ряде регионов России и звание "заслуженный самодеятельный коллектив". Народный самодеятельный коллектив, народная студия (далее - народный коллектив) - это постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового творчества, основанное на общности художественных интересов и совместной творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей в свободное от основной работы или учебы время. Звание "народный" присваивается коллективам исполнительских жанров творчества. Коллективам декоративно-прикладного, изобразительного, кино-, фото-, видеоискусства присваивается звание "народная студия". Звание "народный коллектив" присваивается постоянно действующим коллективам художественной самодеятельности, достигшим высокого художественного уровня в своей творческой и исполнительской деятельности, активно осуществляющим учебно-воспитательную работу среди участников и регулярный показ своих творческих достижений населению, имеющим положительные отзывы населения. Обязательным условием, отличающим творческий коллектив, претендующий на присвоение звания, является наличие коллектива-спутника. Для взрослых коллективов - это детская группа, в которой получают навыки творческого мастерства, для детских коллективов - это группа, в которой проходят обучение вновь принятые участники. Цель коллектива-спутника заключается в обеспечении преемственности творческих традиций. Необходимость обусловлена тем, что коллективы художественной самодеятельности работают на добровольной основе и состоят из любителей, которые в силу своей профессиональной или учебной деятельности могут выйти из состава участников. Для того чтобы деятельность коллектива, носящего звание "народный" и являющегося ведущей творческой единицей муниципального образования, не прерывалась необходимы коллективы-спутники, обеспечивающие постоянный приток подготовленных в достаточной степени участников. Выдвижение на соискание звания "народный" производится учредителем коллектива. Как правило, это учреждение, на базе которого клубное формирование достигло художественного мастерства, достойного для номинирования на звание "народный коллектив". Также выдвижение может осуществлять орган культуры соответствующего муниципального образования. Для выдвижения коллектива на присвоения статуса "народный" необходимо представить следующие документы: ходатайство руководителя учреждения, творческая характеристика коллектива, творческая характеристика на руководителя коллектива, репертуарный план, программа выступлений, решение экспертного совета (или протокол отборочной комиссии, документы, подтверждающие творческое мастерство, буклеты, отзывы в прессе). Обязательным требованием является наличие ходатайства органа местной администрации, подтверждающее общественную значимость результатов работы творческого коллектива, претендующего на присвоение либо подтверждение звания "народный". В ходатайстве органа местной администрации должно быть подтверждено обязательство по финансовому обеспечению деятельности коллектива. Порядок подтверждения звания "народный" определяется в типовом положении, которое утверждается по аналогии с типовым положением о клубном формировании. А именно, с целью сохранения единого культурного пространства территории типовое положение о присвоении звания "народный" творческим коллективом осуществляется нормативным правовым актом субъекта федерации или приказом органа культуры субъекта федерации. В типовом положении должны быть отражены условия и порядок присвоения звания "народный", цели и задачи деятельности, нормативы деятельности, порядок подтверждения звания, руководство коллективом и условия его финансирования. В типовом положении должен быть предусмотрен орган, который принимает заявки на присвоение звания и принимает решение о присвоении. Целесообразно наделить правом сбора заявок региональный Дом (Центр) народного творчества, который в соответствии со своими функциональными обязанностями ведет систематическую работу с коллективами художественного народного творчества. Для принятия решения по отбору номинантов на присвоение звания "народный" формируется экспертный совет (в некоторых территориях творческая комиссия) и устанавливаются критерии отбора номинантов, которые утверждается приказом органа культуры субъекта федерации либо отражаются в нормативном правовом документе субъекта федерации. На основании заключения экспертного совета (творческой комиссии) издается приказ органом культуры субъекта федерации о присвоении или подтверждении звания "народный коллектив". В случае прекращения систематической творческой исполнительской деятельности, а также, если творческий уровень программ не отвечает критериям художественного качества, коллектив лишается статуса "народный" на основании приказа органа культуры субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности "народного" коллектива осуществляется за счет сметы учредителя. Финансирование на штат и творческую деятельность (постановочные расходы, приобретение костюмов, инструментов, участие в конкурсах и фестивалях) предусматриваются в смете учреждения культуры. Средства, заработанные от продажи билетов на платных мероприятиях коллектива, спонсорские средства и пожертвования, другие доходы от предпринимательской деятельности учитываются в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК). Учреждение вправе производить доплату штатным сотрудникам, а также лицам, привлеченным для постановочных мероприятий по гражданско-правовым договорам при соблюдении условий составления сметы согласно требованиям указанной статьи БК. При составлении сметы доходов и расходов можно руководствоваться Методикой, предложенной в письме Минкультуры России от 20.12.01 N 856-06-19. Штаты народного коллектива Продолжительность рабочего дня штатных руководителей "народных" коллективов составляет 40 часов в неделю. В рабочее время штатных творческих работников народных коллективов засчитывается время, затраченное на подготовку и проведение спектаклей, специальных занятий, групповых и индивидуальных репетиций, мероприятия по выпуску концертных программ, организации выставок (письмо заместителя министра культуры РСФСР от 22.05.1979 N 01-175/16-16 "Об отдельных вопросах финансово-хозяйственной деятельности народных самодеятельных коллективов"). Рабочее время штатного руководителя "народного" коллектива предусматривает работу по подбору коллектива, экспедиционную деятельность по профилю коллектива, подбор репертуара, подготовку и проведение индивидуальных и групповых занятий, участие в учебных мероприятиях (семинарах, курсах повышения квалификации), гастрольные поездки, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках, художественное оформление спектаклей, концертов, подготовку реквизита и монтаж фонограмм, оформление документов коллектива. В "народном" коллективе, работающем на базе муниципального учреждения, ставки должностей специалистов могут содержаться за счет бюджетных ассигнований, остальные - за счет платных услуг базового учреждения. Учреждения (организации) других форм собственности вправе самостоятельно устанавливать количество штатных специалистов, работающих в "народном" коллективе. Должностные оклады специалистов "народных" коллективов, работающих в государственных, муниципальных учреждениях (организациях), устанавливаются в соответствии с "Разрядами оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников культуры Российской Федерации", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 8: - 13 разряд (режиссер, дирижер, балетмейстер, хормейстер 1 категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 10 лет в художественных коллективах, имеющих звание "народный", "образцовый", а также в профессиональных театрах и творческих коллективах; - 11 - 12 разряды (режиссер, дирижер, балетмейстер, хормейстер 1 категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет в художественных коллективах, имеющих звание "народный", "образцовый", а также в профессиональных театрах и творческих коллективах. Перечень рекомендуемых должностей работников "Народных коллективов любительского художественного творчества" 1. Драматические, музыкально-драматические театры, театры кукол, театры эстрады, миниатюр, театры чтеца и агиттеатры (2 единицы): режиссер; художник-постановщик - заведующий художественной частью. 2. Театры оперы (3 единицы): режиссер; хормейстер; художник-постановщик - заведующий художественной частью. 3. Агитбригады (1 единица): режиссер. 4. Театры музыкальной комедии (4 единицы): режиссер; хормейстер; балетмейстер; художник-постановщик - заведующий художественной частью. 5. Театры балета (2 единицы): балетмейстер; художник-постановщик - заведующий художественной частью. 6. Оркестры (1 единица): дирижер. 7. Ансамбли танца (народного, классического, бального) (1 единица): балетмейстер. 8. Хоры (вокальные коллективы) (1 единица): хормейстер. 9. Ансамбли песни и танца (2 единицы): хормейстер; балетмейстер. 10. Студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства (1 единица): художник - руководитель студии. 11. Цирковые коллективы (2 единицы): режиссер; балетмейстер. 12. Киностудии (2 единицы): режиссер; техник. 13. Фотостудия (2 единицы): фотограф-художник - руководитель студии; техник. В театрах оперы, балета, музыкальной комедии, ансамблях танца, цирковых коллективах при наличии постоянного сопровождающего оркестра предусматривается должность дирижера. Во всех "народных" коллективах (кроме студий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, кино- и фотоискусства) могут устанавливаться должности концертмейстеров-аккомпаниаторов или аккомпаниаторов. Ресурсное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества Базовым ресурсом, на основе которого создаются услуги муниципального образования в сфере культуры и условия для развития местного традиционного народного творчества, являются учреждения клубного типа, которые действуют на основании примерного Положения "О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа", рекомендованного решением Коллегии Минкультуры РФ от 29 мая 2002 г. N 10. Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей, сохранения и развития народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха. Основными видами деятельности клубного учреждения являются: - создание и организация работы клубных формирований, таких как коллективы, студии и кружки любительского художественного творчества, народные театры, любительские объединения по культурно-познавательным, историко-краеведческим, научно-техническим, экологическим, культурно-бытовым; - организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований; - проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с местными обычаями и традициями; - организация досуга различных групп населения, в том числе предоставление платных услуг населению с учетом функционального предназначения учреждения; - осуществление других видов творческой, познавательной и досуговой деятельности по социально-творческим заказам, соответствующим целям учреждения культуры клубного типа. Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам: - изменение профиля заказов учредителей; - изменение структуры потребительского спроса. Учреждения клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам: - по месту расположения (сельские, городские); - по статусу (районные, окружные, краевые, областные, республиканские); - по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от количества населения и мощностных характеристик помещения); - по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворцы (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры; - по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга. Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями клубных учреждений, самостоятельны в решении вопросов об объемах услуг и выборе их поставщиков, что отражено в статье 54 Федерального закона N 131-ФЗ и статьях 71, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Деятельность учреждения культуры клубного типа, круг его обязанностей вытекает из целей, ради которых учредитель создает учреждение. В Положении о государственном муниципальном учреждении культуры клубного типа, утвержденном решением Коллегии Минкультуры России от 29.05.2002 N 10 сказано, что учреждение культуры клубного типа создается с целью: - удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры во всем многообразии ее этнических особенностей; - поддержки любительского художественного творчества и другой социальной активности населения; - патриотического воспитания детей и молодежи; - обеспечения досуга и отдыха населения. Исходя из целевого предназначения, сформулируем функции учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам. ------------------------------------------------------------------------ | 1. Дом (Дворец) | Обеспечение досуга населения; обеспечение | | культуры | условий для развития народного творчества | | | и самодеятельного искусства; обеспечение | | | условий для социально-культурных инициатив | | | населения; патриотическое воспитание | |----------------------|-----------------------------------------------| | 3. Дворец молодежи | Обеспечение досуга населения, обеспечение | | | условий для массового отдыха, обеспечение | | | условий для развития народного творчества | | | и самодеятельного искусства, обеспечение | | | условий для социально-культурных инициатив | | | населения | |----------------------|-----------------------------------------------| | 4. Социально- | Обеспечение досуга населения, обеспечение | | культурный центр | условий для развития народного творчества и | | | любительского искусства, обеспечение | | | информационных и методических услуг; | | | сохранение нематериального культурного | | | наследия; выставочная деятельность; | | | обеспечение условий для социально-культурных | | | инициатив населения | |----------------------|-----------------------------------------------| | 5. Национально- | Обеспечение сохранения и развития | | (Этно) культурный | национальных культурных традиций; обеспечение | | центр | условий для социально-культурных инициатив | | | населения; обеспечение развития | | | художественного и декоративно-прикладного | | | народного творчества | |----------------------|-----------------------------------------------| | 6. Дом (Центр) | Сохранение нематериального культурного | | ремесел | наследия; развитие ремесленнических традиций; | | | создание и распространение ремесленнических | | | изделий; выставочная деятельность; создание и | | | распространение методик ремесленнического | | | мастерства | |----------------------|-----------------------------------------------| | 7. Дом фольклора | Сохранение нематериального культурного | | | наследия; исследование местных фольклорных | | | традиций | |----------------------|-----------------------------------------------| | 8. Дом народного | Сохранение нематериального культурного | | творчества | наследия во всем многообразии жанров и | | | этнических особенностей; создание методик | | | интеграции традиционных творческих навыков в | | | современный творческий процесс; | | | информатизация и методическое обеспечение | | | творческих процессов; организация и | | | проведение народных праздников, фестивалей | | | народного творчества и любительского | | | искусства | |----------------------|-----------------------------------------------| | 9. Передвижные | Внестационарное обеспечение досуга населения; | | культурные центры | организация выездных информационных, | | | выставочных, праздничных мероприятий | |----------------------|-----------------------------------------------| | 10. Информационно - | Обеспечение информационных и методических | | методические центры | услуг | ------------------------------------------------------------------------ Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг. Основополагающими видами деятельности являются: - создание коллективов художественного творчества; - создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности; - проведение массовых мероприятий (творческих и общественных); - организация досуга населения. Показатели деятельности Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений культурно-досугового типа характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых будут складываться специфические, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда. Статус таких показателей был отражен в Постановлении Госкомтруда 5/12 от 05.01.1990, письме Минкультуры РФ от 01.04.1996 N 01-74/16-19. Сегодня, исходя из требований реформы бюджетных учреждений, показатели должны характеризовать результаты культурной деятельности, исходя из функций и объемов потребления услуг в сфере культуры. Показатели деятельности должны иметь числовое выражение и быть обоснованы как стратегическими целями, так и тактическими задачами, вытекающими из долгосрочных комплексных и целевых программ субъекта федерации и муниципального образования. При разработке показателей результатов деятельности можно и необходимо использовать методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, которые являются приложением к Концепции реформирования бюджетного процесса (одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 и рекомендованной органам исполнительной власти субъектов РФ и местных органов самоуправления). Показатели отнесения к группам по оплате труда деятельности учреждения культуры клубного типа должны характеризовать обобщающие показатели деятельности клубного учреждения. А именно: его материальную базу (количество досуговых объектов); возможности удовлетворения культурных потребностей населения (фонд оплаты труда, общий объем финансирования, доходы от платных услуг, расход денежных средств на душу населения); численность занятого обслуживанием населения (демографические показатели, количество мест в зрительном зале). Фактическое потребление услуг клуба выражается: а) числом посещений в год на одного жителя; б) числом участников клубных формирований (творческих коллективов). Эти два показателя количественные, но также отражают качество предлагаемых населению услуг, поскольку динамика посещаемости, как фактор потребительского спроса, указывает на качество услуг клубного учреждения. В практике применяются следующие показатели: - показатель посещаемости отражает потребление услуг; - показатель числа участников отражает наполняемость клубных формирований; - показатель количества мероприятий отражает обобщающую характеристику количественных и качественных услуг и рассматривается как итог услуг клубного учреждения. Показатели предусматривают: 1) количество обслуживаемого населения; 2) количество творческих коллективов; 3) количество любительских объединений; 4) количество досуговых объектов; 5) количество мероприятий; 6) количество заработанных средств. Объем работы устанавливался в натуральных единицах (человек, мероприятий, объектов, рублей). Объемные показатели предусматривали 4 группы по оплате труда, которые зависят от количества обслуживаемого населения, материальной базы учреждения, объемов его финансирования, количества посетителей и количества проводимых мероприятий, количества клубных формирований. В соответствии с полномочиями местные органы власти устанавливают показатели по отнесению к группам по оплате труда на основании нормативного правового акта муниципального образования. С учетом сложившейся практики субъекты федерации в целях сохранения единого культурного пространства устанавливают объемные показатели нормативным правовым актом субъекта федерации и рекомендуют органам местного самоуправления. Группа по оплате труда устанавливается в зависимости от объема и сложности проводимой работы с учетом функциональных особенностей и имеющейся материальной базы. Учреждения культуры клубного типа разделяются на виды, для которых устанавливались отдельные показатели. Например, краевые, областные, районные Дома, Дворцы, Центры культуры, сельские клубы, передвижные центры культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. Разделение на виды внутри клубного типа позволяет устанавливать группы показателей с учетом их функциональных особенностей. В практике широко применяются такие показатели, как: 1) количество клубных формирований, 2) количество мероприятий, 3) количество заработанных средств, 4) количество участников клубных формирований, 5) количество мест в зрительных залах. Показатели, указывающие на качество работы: 1) количество коллективов со званием "народный"; 2) количество коллективов, ставших лауреатами смотров, конкурсов, фестивалей. Объем работы устанавливался либо в условных единицах, либо в натуральных единицах, имеющих допуски ("свыше" определенного количества единиц, "до" определенного количества единиц). Некоторые территории ввели такой показатель как "фонд оплаты труда", используя его для обоснования нормативов финансирования на заработную плату. Порядок действий муниципального образования по реализации полномочий Нормативное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества предполагает принятие органами местного самоуправления и уполномоченными ими структурными подразделениями, учреждениями ряда нормативных и локальных актов, утверждающих: 1. Муниципальную (межпоселенческую, межмуниципальную) целевую программу "Развитие традиционного народного художественного творчества" на среднесрочную перспективу (включающую механизмы совершенствования ресурсного обеспечения традиционного народного творчества - структурного, кадрового, финансового, материально-технического). 2. Внесение дополнений в Положение об отделе (управлении, комитете) культуры муниципального района (при наличии в структуре муниципального образования). 3. Положение о муниципальном учреждении культуры клубного типа (Дом (Дворец) культуры, сельский клуб, Дом (Центр) народного творчества, досуговый центр, Дом творчества и досуга и др.). 4. Положение о филиале муниципального учреждения культуры клубного типа (при наличии в структуре муниципального образования). 5. Положение о централизованной (межпоселенческой) клубной системе (при наличии в структуре муниципального образования). 6. Положение о клубном формировании учреждения культуры клубного типа (с приложением "О нормах наполняемости клубных формирований"). 7. Положение об установлении групп по оплате труда руководителей учреждений культуры клубного типа (с приложением Перечня труднодоступных и отдаленных населенных пунктов). 8. Положение о народном самодеятельном коллективе, образцовом художественном коллективе, народной самодеятельной студии (с приложением "Положение об экспертном совете"). 9. Решения о муниципальном заказе на объемы услуг муниципальных учреждений культуры. 10. Положения об установлении типовых штатов учреждений культуры клубного типа для определения принципа формирования штатного расписания с целью создания методики обоснования критериев по фонду оплаты труда. 11. Методику определения трудозатрат, как основополагающего принципа при формировании штатного расписания. Задача методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры клубного типа и коллективов традиционного художественно творчества возложена на региональные Дома (Центры) народного творчества. В целях создания вертикали управления государственной культурной политики в области народного творчества и досуга предметом деятельности учреждений культуры должно стать организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности. РЕКОМЕНДАЦИИ О ЗАДАЧАХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ В ПЕРИОД РЕФОРМ Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные дворцы, к примеру, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Томская, Кировская, Пермская области. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан). В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (Республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области). В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, Научно-методические центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации. Кроме региональных Домов народного творчества изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения, такие как районные и сельские методические центры, центры народной традиционной культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом социально значимые формы и методы работы учреждений культуры. Наблюдается тенденция к созданию интегрированных моделей учреждений культуры. За последние пять лет заметно активизировалась творческая инициатива населения. Культурная жизнь насыщена локальными фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями. В предыдущие годы мы стремились осмыслить место и роль методической службы народного творчества в процессе сохранения культурного разнообразия, подтвердить ее значимость в общем русле культурной политики государства, обеспечить методические службы современными информационными ресурсами, поднять престиж уникального явления художественной самодеятельности и любительского искусства, как средства творческого развития и самовыражения личности. В связи с чем была развернута работа по информатизации деятельности, результатом которой стали уникальные информационные проекты, отмеченные по итогам Всероссийского конкурса информационных программ дипломами Министерства культуры Российской Федерации. Обеспечивая методическую базу преобразовательных процессов в связи с реформами, ГРДНТ и региональные Д(Ц)НТ (Республики Карелия, Чувашия, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Ростовская и Свердловская области) провели мониторинг досуговых предпочтений населения. По результатам мониторинга, а также исходя из требований реформ местного самоуправления и бюджетного сектора, предполагающих широкомасштабную реструктуризацию сети и оптимизацию деятельности клубных учреждений, специалистами ГРДНТ были проведены проектные семинары в 15 территориях РФ, а также подготовлены предложения по внесению дополнений в Федеральный закон N 131-ФЗ в части расширения полномочий муниципальных районов по вопросам обеспечения населения услугами культуры и представлены для рассмотрения в соответствующие комиссии Государственной Думы и Федерального Собрания. Концептуальной основой нашей стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущих работу по сохранению нематериального культурного наследия. В указанных целях ГРДНТ подготовил издания по правоприменительной практике, аналитические издания по проблемам культуры села, сборник "Досуговые предпочтения: практика регионов" по итогам Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры. Ведет активную работу по повышению квалификации. Принимает участие в экспертной оценке программы реструктуризации сети в субъектах федерации и концептуальном обеспечении преобразовательных процессов. Готовит методические рекомендации о критериях преобразования и показателях деятельности сети КДУ в контексте реформ. Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации Д(Ц)НТ должны направить свои усилия на создания методики конструирования муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности: - оптимального; - недостаточного; - кризисного бюджета. Методика должна предусматривать функциональные особенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности предоставляемых услуг, возможности доступа населения к культурным благам. Создание своевременной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения является приоритетной задачей методических служб. Далее необходимо: 1) проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и описать технологию их создания; 2) создать методику преобразования учреждений в новые типы и формы; 3) создать оптимальный перечень услуг организаций культуры; 4) создать критерии эффективности деятельности; 5) создать методику определения штатной численности, согласно типу организации по функциям и по группам по оплате труда; 6) создать методики планирования работы на основе выводов социологических исследований; 7) создать методики социального партнерства; 8) продолжить социсследования, в т.ч. о влиянии участия в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности; 9) создать систему мониторинга фестивального движения с целью отслеживания эффективности бюджетных затрат. Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности. Совершенствование условий для привлечения инвестиций и расширение спектра предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и приумножить культурное достояние народов России. В целях обеспечения вертикали управления процессами сохранения и развития народного творчества и социокультурной деятельности наша совместная работа по продвижению информационных и методологических проектов должна стать основой преобразований в сфере народного творчества. Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества Методическое обеспечение и межрегиональная координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развития народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов. Организационное обеспечение региональных, межмуниципальных государственных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания. Информационное обеспечение субъектов культурной политики по предмету деятельности. Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания. Осуществление общественных связей по вопросам организации и участия в фестивалях, конкурсах и смотрах национальных культур народов России и мира. Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы. Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций. Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества. Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений в субъектах Российской Федерации. Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов. Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др. Обеспечение аналитических, социологических и маркетинговых исследований по предмету деятельности. Разработка методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой практики. Повышение квалификации руководителей и специалистов по предмету деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов, семинаров. Издание методических, рекламных и других материалов по предмету деятельности. Разработка критериев и Положения о присвоении звания "народный коллектив", обеспечение работы комиссии по присвоению звания "народный коллектив", ведение базы данных о народных коллективах субъектов Российской Федерации. Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров) народного творчества Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций. Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов. Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений. Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, классов. Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции. Разработка методических материалов и учебных программ. Структура методического руководства учреждениями клубного типа --------------------------------------------------------------------------------------- |----------------------- ---------------------------- | | |Научно-методический |-------------------------------->| Методические службы | | | | центр культуры | |муниципальных образований | | |----------------------- ---------------------------- | | | | | |----------------------- Координация деятельности | | | | Организационный |- НМЦК с территориальными | | | | отдел | методическими службами | | |----------------------- | | | | --------------------------- | |----------------------- Обеспечение социологической, | Учреждения культурно- | | | |Научно-аналитический|- статистической информацией | досугового типа | | | | отдел | о деятельности государственных | различных ведомств | | |----------------------- учреждений клубного типа в --------------------------- | | | области организации досуга | | | | населения | | | | | | |----------------------- Методическое обеспечение -------------------------- | | |Учебно-методический |- системы повышения квалификации | Передвижные клубные | | | | отдел | кадров краевого и | учреждения | | |----------------------- территориального -------------------------- | | | | | |----------------------- | | | | Отдел народного | | | | | творчества |- Развитие любительского -------------------------- | |----------------------- народного творчества | Кружки и коллективы | | | | | самодеятельного | | | | | народного творчества | | |----------------------- Методическое обеспечение -------------------------- | | | Отдел досуговой |- деятельности УКДД по | | | | деятельности | организации досуга различных | | |----------------------- групп населения | | | | -------------------------- | |----------------------- |Любительские объединения| | | |Отдел декоративно- | | и клубы по интересам | | | |прикладного, кино- | -------------------------- | | |фотоискусства, тех- |- Развитие любительского | | | |нического творчества| народного творчества | | |----------------------- | | | | -------------------------- | | | |Кружки и курсы | | |----------------------- Сохранение и развитие |технического творчества,| | | | Отдел традиционных |- традиционной культуры |практические занятия | | | |национальных культур| Кубани, национальных культур -------------------------- | |----------------------- | | | | | | | | -------------------------- | |----------------------- Осуществление |Национальные культурные | | | | Библиотека |- информационного | центры и общества | | |----------------------- обслуживания -------------------------- | | | | | |----------------------- Осуществление методического -------------------------- | | | Отдел парков |- руководства деятельностью |Парки культуры и отдыха | | |----------------------- ПКиО -------------------------- | | | ------------------ | | | ----------------------Совет директоров---------------------- | | ------------------ | --------------------------------------------------------------------------------------- Структура Центра прикладного творчества и ремесел ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |--------------------- ----------------------------------- ------------------- | | | Гл. бухгалтер, | | ДИРЕКТОР | |Юрист, секретарь,| | | |экономист, кассир |-------| |-----|зав. канцелярией | | |--------------------- ----------------------------------- ------------------- | | | | | |--------------------------------------------- ----------------------------------------- | | | Заместитель директора по научно- | | Заместитель директора по учебно- | | | | методической и творческой работе | | производственной работе и обеспечению | | |--------------------------------------------- ----------------------------------------- | | | | | | | |--------------------- ----------------------- -------------------------- ------------- | | | Научно- | | Художественный | |Учебно-производственный | | Отдел | | | |методический отдел| | центр | | отдел | |обеспечения|----------------- | |--------------------- ----------------------- -------------------------- ------------- | | | | | | | | | | | | ------------------ ------------- ------------- ----------- | | | | | Художественный | |Выставочный| |Творческая | | Учебный | | | | | | салон | |зал | |лаборатория| | центр | | | | | | | | | | | | | | | | | ------------------ ------------- ------------- ----------- | | | | | | | | | | |---------------------- ------------ ------------------ ------------------ ------------------- --------------- | | | Заведующий | |Заведующий| | Заведующий | | Заведующий | | Заведующий | | Заведующие | | | | отделом | | салоном | | отделом | | отделом | | отделом | | отделом | | | | | | | | | | | | | | | | | | - специалист | | Продавцы | | - специалист | | - главный | | - дизайнеры - | | - уборщицы | | | | по информационно | | | | по выставочной | | специалист | | художники- | | - грузчик | | | | - аналитической и | | | | деятельности | | (художник); | | конструкторы по:| | - водители | | | | издательской | | | | (методист); | | - специалист по| | деревообработке;| | - смотрители| | | | деятельности; | | | | - специалист | | маркетинговым | | ткачеству; и | | - сторожа | | | | - специалист | | | | по передвижным | | исследованиям | | т.п. | | - курьер | | | | пресс- | | | | выставкам | | (методист) | | | | - электрик | | | | дизайнер | | | | (методист) | | | | | | - сантехник | | | | (методист) | | | | | | | | | | - дворник | | |---------------------- ------------ ------------------ ------------------ ------------------- --------------- | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Структура ГУК "Научно-методический центр народного творчества" ----------------------------------------------------------------------------------- | -------------------- | |------------------------- | ДИРЕКТОР | ---------------------- | | | Дирекция праздников |<-----| |------>| Бухгалтерия | | | |и массовых мероприятий| -------------------- | |1. Главный бухгалтер| | | |1. Руководитель | | | |2. Экономист | | |------------------------- | | |3. Бухгалтер-кассир | | | | | ---------------------- | | | | | | | | ---------------------- | | | | |1. Юрисконсульт | | | | | |2. Секретарь- | | | | -->| делопроизводитель| | | | ---------------------- | | ------------------------------|--------------------------------- | | \/ \/ \/ | |----------------------------- -------------------- --------------------- | | | Отдел методического | |Отдел программного| | Отдел | | | | обеспечения клубно- | |развития и | | административно- | | | | досуговых учреждений | |стратегического | | хозяйственной | | | | и самодеятельного | |планирования | | деятельности | | | | художественного | | | | | | | | творчества | | | | | | |----------------------------- -------------------- --------------------- | ----------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------ | 1. Заместитель директора - | 1. Заместитель | 1. Заведующий отделом | | заведующий отделом | директора - | | | | заведующий отделом | | |--------------------------------|----------------------------|--------------------------| | 2. Методист по клубно - | 2. Методист по научно - | 2. Рабочий по | | досуговой деятельности | исследовательской и | обслуживанию здания | | | информационно - | | | | аналитической | | | | деятельности | | |--------------------------------|----------------------------|--------------------------| | 3. Методист по работе с | 3. Специалист по | 3. Водитель | | детьми и подростками | мониторингу и | | | | маркетингу | | |--------------------------------|----------------------------|--------------------------| | 4. Методист по передвижным | 4. Библиотекарь | 4. Водитель | | клубным учреждениям | | | |--------------------------------|----------------------------|--------------------------| | 5. Методист по | 5. Социолог | 5. Уборщица служебных | | инструментальным и | | помещений | | эстрадным жанрам | | | |--------------------------------|----------------------------|--------------------------| | 6. Методист по ДЛИ и ИЗО | | 6. Уборщица служебных | | | | помещений | |--------------------------------|----------------------------|--------------------------| | 7. Методист по фольклору | Редакционно-издательский | 7. Дворник | | | сектор | | |--------------------------------|----------------------------|--------------------------| | 8. Методист по хоровой | 1. Заведующий сектором | 8. Вахтер | | самодеятельности | 2. Редактор | | | 9. Методист по хореографии | 3. Оператор ЭВМ | | | 10. Методист по театральной | | | | самодеятельности | | | |--------------------------------|-------------------------------------------------------| | 11. Методист по работе | | | с национально- | | | культурными центрами | Итого: 34 штатных единиц | ------------------------------------------------------------------------------------------ Штатное расписание ГУК "Научно-методический центр народного творчества" --------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование должности |Кол-во|Разряд| Должностной| Надбавка,| Сумма |Фонд з/п| | |единиц|по ЕТС| оклад | % | |в месяц | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Директор |1 |16 | 1755 | 125 |2193-75|3948-75 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Гл. бухгалтер |1 |15 | 1630 | 25 |407-50 |2037-50 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Экономист I кат. |1 |10 | 1100 | 25 |275 |1375 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Бухгалтер II кат. |1 |8 | 910 | 25 |227-50 |1137-50 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Юрисконсульт |1 |13 | 1405 | 25 |351-25 |1756-25 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Секретарь- |1 |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | | делопроизводитель | | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Дирекция праздников и массовых мероприятий | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Руководитель |1 |14 | 1510 | 25 |407-50 |2037-50 | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Отдел методического обеспечения клубно-досуговых учреждений и | | самодеятельного художественного творчества | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Заместитель директора - | |15 | 1630 | 25 |407-50 |2037-50 | | заведующий отделом | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по клубно - | |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | | досуговой деятельности | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по работе с | |13 | 1405 | 25 |351-25 |1756-25 | | детьми и подростками | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по передвижным | |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | | клубным учреждениям | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по инструментальным | |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | | и эстрадным | | | | | | | | жанрам | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по ДЛИ и ИЗО | |13 | 1405 | 25 |351-25 |1756-25 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по фольклору | |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по хоровой | |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | | самодеятельности | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по хореографии | |14 | 1510 | 25 |377-50 |1887-50 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по театральной | |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | | самодеятельности | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по работе с | |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | | национально-культурными | | | | | | | | центрами | | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Отдел программного развития и стратегического планирования | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Заместитель директора - |1 |15 | 1630 | 25 |407-50 |2037-50 | | заведующий отделом | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Методист по научно- |1 |14 | 1510 | 25 |377-50 |1887-50 | | исследовательской и | | | | | | | | информационно-аналитической | | | | | | | | деятельности | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Специалист по |1 |14 | 1510 | 25 |377-50 |1887-50 | | мониторингу и маркетингу | | | | | | | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Библиотекарь |1 |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Социолог |1 |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Редакционно-издательский центр | |-------------------------------------------------------------------------------------| | Заведующий сектором |1 |14 | 1510 | 25 |377-50 |1887-50 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Редактор |1 |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | |------------------------------|------|------|------------|----------|-------|--------| | Оператор ЭВМ |1 |11 | 1205 | 25 |301-25 |1506-25 | |-------------------------------------------------------------------------------------| |