О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 7 июля 2011 г. N 555 (Д) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" (далее - Программа). 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных целевых программ, указанных в пункте 3 настоящего Постановления. Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН 7 июля 2011 г. N 555 УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 555 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" --------------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Снижение | | | рисков и смягчение последствий чрезвычайных | | | ситуаций природного и техногенного характера | | | в Российской Федерации до 2015 года" | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Дата принятия решения о | - распоряжение Правительства Российской | | разработке Программы | Федерации от 29 марта 2011 г. N 534-р | | (наименование и номер | | | соответствующего | | | нормативного акта) | | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Государственные заказчики | - Министерство Российской Федерации по делам | | Программы | гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям | | | и ликвидации последствий стихийных бедствий, | | | Министерство образования и науки Российской | | | Федерации, Федеральная служба по | | | экологическому, технологическому и атомному | | | надзору, Федеральная служба по | | | гидрометеорологии и мониторингу окружающей | | | среды, Федеральное агентство лесного | | | хозяйства, Федеральная служба по надзору в | | | сфере транспорта | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Государственный заказчик | - Министерство Российской Федерации по делам | | - координатор Программы | гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям | | | и ликвидации последствий стихийных бедствий | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Основные разработчики | - Министерство Российской Федерации по делам | | Программы | гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям | | | и ликвидации последствий стихийных бедствий, | | | Министерство образования и науки Российской | | | Федерации, Федеральная служба по | | | экологическому, технологическому и атомному | | | надзору, Федеральная служба по | | | гидрометеорологии и мониторингу окружающей | | | среды, Федеральное агентство лесного | | | хозяйства, Федеральная служба по надзору в | | | сфере транспорта, Российская академия наук | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Цели и задачи Программы | - цели Программы: | | | снижение риска чрезвычайных ситуаций | | | природного и техногенного характера; | | | сокращение количества погибших и | | | пострадавших в чрезвычайных ситуациях; | | | предотвращение экономического ущерба от | | | чрезвычайных ситуаций. | | | Задачи Программы: | | | совершенствование научно-методических основ | | | и развитие механизмов координации управления | | | с использованием технологий общероссийской | | | комплексной системы информирования и | | | оповещения населения в местах массового | | | пребывания людей в сфере обеспечения | | | комплексной безопасности населения, | | | критически важных объектов и объектов | | | инфраструктуры от угроз природного и | | | техногенного характера; | | | развитие систем информационного обеспечения | | | населения в местах массового пребывания | | | людей; | | | создание системы мониторинга критически | | | важных и (или) потенциально опасных объектов | | | инфраструктуры Российской Федерации и | | | опасных грузов; | | | развитие инфраструктуры единой | | | государственной системы предупреждения и | | | ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом | | | создания системы обеспечения вызова | | | экстренных оперативных служб с | | | использованием ресурсов глобальной | | | навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и | | | с учетом возложения на Министерство | | | Российской Федерации по делам гражданской | | | обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации | | | последствий стихийных бедствий функции по | | | руководству деятельностью военизированных | | | горноспасательных частей; | | | завершение работ по созданию инновационной | | | информационно-телекоммуникационной | | | инфраструктуры на межрегиональном и | | | региональном уровнях системы | | | государственного управления и экстренного | | | реагирования в чрезвычайных и кризисных | | | ситуациях; | | | разработка мероприятий по предупреждению | | | чрезвычайных ситуаций, связанных с | | | теплоснабжением населения; | | | развитие технологий спасения пострадавших в | | | чрезвычайных ситуациях на акваториях и в | | | труднодоступных местах проживания, отдыха и | | | работы населения с использованием ресурсов | | | ГЛОНАСС; | | | развитие и совершенствование научных основ | | | анализа опасных природных явлений с учетом | | | изменения климата и комплексных систем их | | | мониторинга; | | | совершенствование научно-методических основ, | | | методов и средств формирования культуры | | | безопасности жизнедеятельности, системы | | | подготовки должностных лиц и населения на | | | основе современных информационных технологий | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Важнейшие целевые | - эффективность реализации Программы | | индикаторы и показатели | оценивается с использованием следующих | | Программы | показателей: | | | снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по | | | отношению к показателям 2010 года), в том | | | числе: | | | снижение количества гибели людей; | | | снижение количества пострадавшего | | | населения; | | | увеличение предотвращенного экономического | | | ущерба; | | | повышение эффективности информационного | | | обеспечения системы мониторинга и | | | прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а | | | также населения в местах массового | | | пребывания (по отношению к показателям 2010 | | | года), включая: | | | повышение полноты охвата системами | | | мониторинга; | | | повышение достоверности прогноза; | | | повышение полноты информационного | | | обеспечения населения в местах массового | | | пребывания при угрозе возникновения | | | чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных | | | ситуациях; | | | повышение полноты мониторинга состояния | | | объектов теплоснабжения населения; | | | уменьшение соотношения уровня затрат на | | | проведение мероприятий по снижению рисков | | | чрезвычайных ситуаций и предотвращенного | | | ущерба | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Сроки и этапы реализации | - Программа будет реализована в течение 5 лет | | Программы | в 2 этапа. | | | На первом этапе (2011 - 2012 годы) | | | предусматривается: | | | продолжение работ, проводимых в период с | | | 2006 по 2010 год в рамках федеральной | | | целевой программы "Снижение рисков и | | | смягчение последствий чрезвычайных ситуаций | | | природного и техногенного характера в | | | Российской Федерации до 2010 года", | | | утвержденной Постановлением Правительства | | | Российской Федерации от 6 января 2006 г. N | | | 1, по направлениям дальнейшего развития | | | общероссийской комплексной системы | | | информирования и оповещения населения в | | | местах массового пребывания людей, | | | существенно расширив ее функции, системы | | | антикризисного управления с доведением ее | | | возможностей до регионального и | | | муниципального уровней с использованием | | | ресурсов ГЛОНАСС, а также систем мониторинга | | | чрезвычайных ситуаций, критически важных и | | | потенциально опасных объектов, опасных | | | грузов, федеральной системы сейсмонаблюдений | | | и системы предупреждения о цунами; | | | выполнение работ по созданию инфраструктуры | | | системы обеспечения вызова экстренных | | | оперативных служб с использованием ресурсов | | | ГЛОНАСС; | | | развитие сети станций приема космической | | | информации; | | | проведение научно-исследовательских и | | | опытно-конструкторских работ, систематизация | | | и дальнейшее развитие нормативно-технической | | | и правовой базы снижения рисков чрезвычайных | | | ситуаций, обследование территорий, на | | | которых предполагается реализация крупных | | | экономических и инфраструктурных проектов, | | | анализ и разработка стратегий реализации | | | мероприятий по созданию системы комплексной | | | безопасности и повышению защищенности | | | критически важных объектов и объектов | | | инфраструктуры; | | | продолжение работ по развитию информационно- | | | телекоммуникационной инфраструктуры системы | | | управления рисками чрезвычайных ситуаций; | | | повышение уровня информационного обеспечения | | | населения при угрозе возникновения | | | чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных | | | ситуациях; | | | реализация мероприятий по повышению | | | защищенности критически важных объектов от | | | факторов природной и техногенной опасности; | | | выполнение работ по созданию | | | экспериментальной научной базы в области | | | защиты населения и территорий от | | | чрезвычайных ситуаций природного и | | | техногенного характера; | | | разработка в полном объеме методических, | | | экономических, организационных основ и | | | механизмов реализации мероприятий Программы; | | | реализация существующих и разработка новых | | | региональных целевых программ снижения | | | рисков и смягчения последствий чрезвычайных | | | ситуаций природного и техногенного | | | характера, осуществление мероприятий, | | | которые позволят повысить уровень | | | безопасности населения и защищенности | | | критически важных объектов и объектов | | | инфраструктуры. | | | На втором этапе (2013 - 2015 годы) | | | планируется завершить: | | | создание системы обеспечения комплексной | | | безопасности жизнедеятельности населения при | | | чрезвычайных ситуациях природного и | | | техногенного характера; | | | создание (строительство) в Арктической зоне | | | и на прилегающих к ней территориях центров, | | | обеспечивающих создание в труднодоступных | | | местах системы комплексной безопасности | | | населения, критически важных объектов и | | | территорий от чрезвычайных ситуаций | | | природного и техногенного характера при | | | реализации крупных экономических и | | | инфраструктурных проектов; | | | создание инфраструктуры системы обеспечения | | | вызова экстренных оперативных служб с | | | использованием ресурсов ГЛОНАСС; | | | создание информационно-телекоммуникационной | | | инфраструктуры системы управления рисками | | | чрезвычайных ситуаций; | | | развитие систем мониторинга чрезвычайных | | | ситуаций, критически важных и (или) | | | потенциально опасных объектов инфраструктуры | | | Российской Федерации и опасных грузов, | | | федеральной системы сейсмологических | | | наблюдений и системы предупреждения о | | | цунами, общероссийской комплексной системы | | | информирования и оповещения населения в | | | местах массового пребывания людей, системы | | | антикризисного управления на территории | | | страны; | | | создание экспериментальной научной базы в | | | области защиты населения и территорий от | | | чрезвычайных ситуаций природного и | | | техногенного характера | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Объемы и источники | - общий объем финансирования Программы в 2011 | | финансирования Программы | - 2015 годах (в ценах соответствующих лет) | | | составит 34625,443 млн. рублей, в том числе: | | | за счет средств федерального бюджета - | | | 12130,843 млн. рублей, из них: | | | на научно-исследовательские и опытно- | | | конструкторские работы - 1154,9 млн. рублей; | | | на капитальные вложения - 8106,436 млн. | | | рублей; | | | на прочие расходы - 2869,507 млн. рублей; | | | за счет средств бюджетов субъектов | | | Российской Федерации - 22494,6 млн. рублей | | | (в рамках реализации региональных целевых | | | программ снижения рисков и смягчения | | | последствий чрезвычайных ситуаций природного | | | и техногенного характера и мероприятий | | | организаций по предупреждению и ликвидации | | | чрезвычайных ситуаций) | |----------------------------|--------------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | - снижение рисков чрезвычайных ситуаций | | результаты реализации | природного и техногенного характера до | | Программы и показатели ее | приемлемого уровня, сокращение количества | | социально-экономической | погибших и пострадавших в чрезвычайных | | эффективности | ситуациях и на воде, предотвращение | | | экономического ущерба от чрезвычайных | | | ситуаций и его снижение до уровня, | | | обеспечивающего условия для устойчивого | | | социально-экономического развития страны. | | | За весь период реализации Программы | | | планируется достичь следующих показателей: | | | снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций | | | (процентов, по отношению к показателям 2010 | | | года), в том числе: | | | снижение количества гибели людей - 12,15; | | | снижение количества пострадавшего | | | населения - 7,91; | | | увеличение предотвращенного экономического | | | ущерба - 36,1; | | | повышение эффективности информационного | | | обеспечения системы мониторинга и | | | прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а | | | также населения в местах массового | | | пребывания (процентов, по отношению к | | | показателям 2010 года), включая: | | | повышение полноты охвата системами | | | мониторинга - 7,3; | | | повышение достоверности прогноза - 6,9; | | | повышение полноты информационного | | | обеспечения населения в местах массового | | | пребывания при угрозе возникновения | | | чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных | | | ситуациях - 25,9; | | | повышение полноты мониторинга состояния | | | объектов теплоснабжения населения - 47,9; | | | соотношение уровня затрат на проведение | | | мероприятий по снижению рисков чрезвычайных | | | ситуаций и предотвращенного ущерба | | | (процентов) - 6. | | | Общий экономический эффект от реализации | | | мероприятий Программы, обеспечивающих | | | снижение материального ущерба, а также | | | численности погибшего и пострадавшего | | | населения, составит 512 млрд. рублей за весь | | | период реализации Программы. При этом с | | | учетом затрат на осуществление указанных | | | мероприятий их общая экономическая | | | эффективность составит 465,4 млрд. рублей | --------------------------------------------------------------------------------- I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа В последнее десятилетие количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. Это говорит о высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов. По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения. Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены в том числе глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны (60 процентов). Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5 - 2 процента валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей). Чрезвычайные ситуации федерального и регионального характера в регионах с малым бюджетом могут существенно ограничивать их социально-экономическое развитие. Основной задачей деятельности органов государственной власти в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами. Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасностей и угроз различного характера - вместо культуры реагирования на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть культура предупреждения. Для этого необходимо проведение следующих мер: совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; завершение создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - общероссийская система информирования); развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, в том числе объектов теплоснабжения; завершение создания межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях; развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защищенности населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. Проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне. Однако этот путь возможен лишь при четкой координации проводимых мероприятий на федеральном, региональном и объектовом уровнях, постоянном их мониторинге и анализе эффективности финансовых затрат на указанные мероприятия. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом В 2000 - 2005 годах решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации осуществлялось программно-целевым методом в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1098, в ходе реализации которой был получен первый опыт решения задач в этой области. Были начаты работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, получены первые результаты в области комплексного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, созданы новые образцы техники в области борьбы с лавинами, ледовыми заторами и лесными пожарами, разработан и издан атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации. Начиная с 2006 года решение этих задач продолжилось в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1 (далее - Программа 2010 года), и региональных целевых программ аналогичной направленности. Основные результаты Программы 2010 года: создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях и начато создание 7 центров управления в кризисных ситуациях в федеральных округах, что позволило начать переход на управление рисками чрезвычайных ситуаций на базе новых информационных технологий и более чем в 2,5 раза повысить оперативность и эффективность реагирования в чрезвычайных ситуациях. Высокая эффективность новой системы управления в кризисных ситуациях была показана в ходе ликвидации последствий грузино-югоосетинского вооруженного конфликта в 2008 году, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, природных пожаров на территории Российской Федерации в 2010 году и других крупных чрезвычайных ситуаций. Однако для эффективного управления рисками чрезвычайных ситуаций на территории всей страны необходимо развитие инфраструктуры и новых информационных технологий управления рисками во всех субъектах Российской Федерации; созданы первая и вторая очереди общероссийской системы информирования, которые функционируют в 33 крупных городах Российской Федерации. Проведение указанных мероприятий позволило охватить современными информационными средствами в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций более 60 млн. человек (более 40 процентов населения страны). Дальнейшее развитие общероссийской системы информирования требует создания информационных центров во всех субъектах Российской Федерации, дооснащения системы средствами химического и радиационного контроля и мобильными комплексами информирования и оповещения населения; создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующих ведомственных организаций в рамках функциональных подсистем единой системы, центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в федеральных округах и во всех субъектах Российской Федерации, что позволило охватить указанной системой значительную часть территории страны, повысить достоверность прогнозов и эффективность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций; модернизированы федеральная система сейсмологических наблюдений и система предупреждения о цунами, что позволило повысить оперативность обработки сейсмических данных и уменьшить время формирования срочных донесений о сильных землетрясениях за период с 2006 по 2009 год в среднем с 43 до 28 минут (на 34 процента). Время доведения информации о параметрах землетрясений до системы предупреждения о цунами сокращено с 20 до 10 минут; созданы региональные системы мониторинга состояния защищенности от угроз природного и техногенного характера критически важных объектов (Калужская, Мурманская, Архангельская области и Республика Тыва). Дальнейшее развитие систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо осуществлять в рамках создания систем комплексной безопасности; разработаны и изданы атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации (вторая редакция) и атласы природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории федеральных округов. Дальнейшее развитие работы необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с экономическими, демографическими, социальными и другими характеристиками регионов путем создания информационно - картографической системы визуализации социально-экономической эффективности результатов деятельности единой системы с учетом рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также инвестиционной привлекательности регионов; получили дальнейшее развитие научно-методические основы и механизмы координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации и населения от угроз природного и техногенного характера, а также от опасности кризисных ситуаций. Полученные результаты позволяют перейти от общих теоретических исследований в этой сфере к конкретизации таких работ применительно к конкретным объектам защиты, несущим угрозу для населения и территорий; внедрены современные формы подготовки специалистов различного уровня в области управления рисками с применением новых информационных технологий. В дальнейшем упор должен быть сделан на подготовку специалистов и населения с применением различных способов психологической подготовки. Наличие Программы 2010 года и соответствующих региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - региональные целевые программы) позволило обеспечить достаточно эффективную координацию деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации. Предварительные итоги реализации Программы 2010 года свидетельствуют о том, что по основным мероприятиям ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано с тем, что удалось привлечь к реализации мероприятий Программы 2010 года финансовые средства субъектов Российской Федерации в объеме, запланированном при ее принятии. Однако потенциал для роста привлечения финансовых средств еще достаточно высок, так как лишь около 50 процентов субъектов Российской Федерации приняли активное участие в реализации ее мероприятий. Реализация мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и координацию действий федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. Программа 2010 года обеспечила базовые условия для реализации неотложных мер в области обеспечения безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны с учетом необходимости реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года. В современных экономических условиях в целях повышения эффективности мероприятий антикризисной направленности возрастает важность реализации методов программно-целевого планирования. Мероприятия федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" (далее - Программа) направлены на то, чтобы к 2012 году завершить формирование культуры экстренного реагирования, а также культуры информирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций на основе создания перспективных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, более широкого использования в этих целях новых информационных технологий, а к 2015 году реализовать систему мероприятий по обеспечению комплексной безопасности населения и территории страны. Как показала практика прошедшего десятилетия, эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных). При применении программно-целевого метода осуществляется: развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций (в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий) и особенностей их протекания; информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций; координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе и при реализации инфраструктурных проектов; реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций. Формирование эффективной "вертикали реагирования" на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в этой сфере, деятельность которой подкреплена наличием необходимых законодательных и нормативных документов, координирующих информационные потоки. Реализация Программы на региональном уровне предполагает: утверждение в установленном порядке региональных целевых программ или планов реализации отдельных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; методическое сопровождение (при необходимости) мероприятий региональных целевых программ или отдельных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реализуемых в субъектах Российской Федерации, со стороны государственных заказчиков Программы; участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы на добровольной основе за счет собственных финансовых средств и средств организаций. Региональные целевые программы и планы реализации отдельных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, могут приниматься и утверждаться в установленном порядке в течение всего периода реализации Программы по мере изыскания необходимых собственных финансовых средств или средств организаций. Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, обусловлены возможностью неполного ее финансирования из-за ухудшения экономической ситуации как в стране в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации Программы. При этом возможны варианты решения проблемы, связанные с возможностью дополнительного подключения к реализации Программы субъектов Российской Федерации, не принимавших участия в ее реализации. Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода Основными недостатками и издержками подхода к снижению рисков чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасной жизнедеятельности без использования программно-целевого метода являются: невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы в Российской Федерации; невозможность оценки эффективности вложения финансовых средств в мероприятия по защите населения и территорий от угроз природного и техногенного характера; невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации; недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей. Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на: развитии систем информационного обеспечения населения в местах массового пребывания и мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов и грузов, а также развитии механизмов координации управления на базе технологий общероссийской системы информирования в сфере обеспечения комплексной безопасности населения и критически важных объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера; развитии инфраструктуры системы обеспечения безопасности на воде, в труднодоступных районах проживания, отдыха и работы людей, в Арктической зоне и при проведении подземных работ и работ в шахтах, а также при разработке и реализации системы мер по защищенности территорий, населения и объектов в случае выполнения крупных экономических и инфраструктурных проектов; создании инфраструктуры системы вызова экстренных оперативных служб и развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций, в том числе на региональном уровне; создании и внедрении современных технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработке и реализации системы мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с опасными быстроразвивающимися природными явлениями и нарушением теплоснабжения населения и объектов жизнеобеспечения. Вследствие этого достижение целей защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, становится практически невозможным. Сроки и затраты, необходимые для достижения указанных целей, возрастут ориентировочно в 2 - 3 раза. II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения Основными целями Программы являются снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях и предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами Программы являются: совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления с использованием технологий общероссийской системы информирования в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера; развитие системы информационного обеспечения населения в местах массового пребывания людей; создание системы мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов; развитие инфраструктуры единой системы с учетом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС и с учетом возложения на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий функции по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей; завершение работ по созданию инновационной информационно - телекоммуникационной инфраструктуры на межрегиональном и региональном уровнях системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях; разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с теплоснабжением населения; развитие технологий спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях на акваториях и в труднодоступных местах проживания, отдыха и работы населения с использованием ресурсов ГЛОНАСС; развитие и совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений с учетом изменения климата и комплексных систем их мониторинга; совершенствование научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности, системы подготовки должностных лиц и населения на основе современных информационных технологий. Предполагается, что Программа будет реализована в течение 5 лет в 2 этапа. На первом этапе (2011 - 2012 годы) предусматривается: продолжение работ, проводимых в период с 2006 по 2010 год в рамках Программы 2010 года по направлениям дальнейшего развития общероссийской системы информирования, существенно расширив ее функции, системы антикризисного управления с доведением ее возможностей до регионального и муниципального уровней с использованием ресурсов ГЛОНАСС, а также систем мониторинга чрезвычайных ситуаций, критически важных и потенциально опасных объектов, опасных грузов, федеральной системы сейсмологических наблюдений и системы предупреждения о цунами; выполнение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС; развитие сети станций приема космической информации; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы снижения рисков чрезвычайных ситуаций, обследование территорий, на которых предполагается реализация крупных экономических и инфраструктурных проектов, анализ и разработка стратегий реализации мероприятий по созданию системы комплексной безопасности и повышению защищенности критически важных объектов и объектов инфраструктуры; продолжение работ по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций; повышение уровня информационного обеспечения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях; реализация мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов от факторов природной и техногенной опасности; выполнение работ по созданию экспериментальной научной базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработка в полном объеме методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации мероприятий Программы; реализация существующих и разработка новых региональных целевых программ, осуществление мероприятий, которые позволят повысить уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов и объектов инфраструктуры. На втором этапе (2013 - 2015 годы) планируется завершить: создание системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создание (строительство) в Арктической зоне и на прилегающих к ней территориях центров, обеспечивающих создание в труднодоступных местах системы комплексной безопасности населения, критически важных объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов; создание инфраструктуры системы обеспечения вызова оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС; создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций; создание системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, федеральной системы сейсмологических наблюдений и системы предупреждения о цунами, общероссийской системы информирования и системы антикризисного управления на территории страны; создание экспериментальной научной базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эффективность реализации Программы оценивается по 3 группам показателей, характеризующих: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2010 года); повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания (по отношению к показателям 2010 года); соотношение уровня затрат на проведение мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и предотвращенного ущерба. Показатели эффективности реализации Программы представлены в приложении N 1. В качестве базового года выбран 2010 год. Показателями ущерба от чрезвычайных ситуаций являются: количество погибших людей - 8258 человек; количество пострадавшего населения - 39875 человек; предотвращенный экономический ущерб - 83,39 млрд. рублей. Показателями эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания являются: полнота охвата системами мониторинга - 76 процентов; достоверность прогноза - 73 процента; полнота информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях - 42 процента; полнота мониторинга состояния объектов теплоснабжения населения - 5 процентов. Соотношение уровня затрат на проведение мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и предотвращенного ущерба составляет 9 процентов. Реализация Программы может быть досрочно прекращена Правительством Российской Федерации, если уровень риска чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации снизится до приемлемого значения, устанавливаемого Правительством Российской Федерации. III. Мероприятия Программы Весь комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы, капитальные вложения и прочие расходы по следующим 5 направлениям Программы: создание системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе с использованием технологий общероссийской системы информирования; разработка и реализация системы мер по защищенности территорий, населения и объектов при реализации экономических и инфраструктурных проектов; развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций с учетом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб и ресурсов ГЛОНАСС; создание и внедрение современных технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями Программы первого направления являются: внедрение систем комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территорий; внедрение современных инновационных технических средств и технологий информирования и оповещения населения. Основными мероприятиями Программы второго направления являются: создание инфраструктуры системы обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в труднодоступных местах, в Арктической зоне и в особо сложных условиях, в том числе с использованием ресурсов ГЛОНАСС; создание инфраструктуры подготовки спасателей и проведение организационно-технических мероприятий по внедрению технологий комплексного мониторинга состояния защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; развитие инфраструктуры системы обеспечения безопасности на водных объектах с высоким риском чрезвычайных ситуаций и в местах проведения массовых мероприятий; развитие инфраструктуры и технического оснащения военизированных горноспасательных частей; создание инфраструктуры системы обеспечения безопасности на территории Северо-Кавказского федерального округа; развитие инфраструктуры оказания медицинской помощи работникам аварийно-спасательных формирований. Основными мероприятиями Программы третьего направления являются: развитие инфраструктуры и программно-технического обеспечения систем межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях и мониторинга чрезвычайных ситуаций; создание экспериментальных зон системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Основными мероприятиями Программы четвертого направления являются: создание и развитие лабораторно-экспериментальной базы единой системы для решения задач защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера; создание технологий, учебно-тренировочных и экспериментальных моделирующих комплексов, тренажеров и стендов для отработки навыков применения новых технических средств и технологий ведения аварийно-спасательных работ и подготовки спасателей к действиям в особо сложных условиях. Основными мероприятиями Программы пятого направления являются: развитие инфраструктуры и программно-технического обеспечения федеральной системы сейсмологических наблюдений; развитие инфраструктуры и программно-технического обеспечения системы предупреждения о цунами; развитие инфраструктуры и программно-технического обеспечения системы предупреждения (профилактики) чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с нарушением теплоснабжения населения и объектов жизнеобеспечения; подготовка населения, специалистов, студентов и школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 2. Мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета по направлениям финансирования, представлены в приложении N 3. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 34625,443 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 12130,843 млн. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации - 22494,6 млн. рублей. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в приложении N 4. Объемы ресурсного обеспечения Программы и соотношение расходов бюджетов различных уровней учитывают региональные уровни риска чрезвычайных ситуаций и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определены по результатам сравнительного анализа стоимости аналогичных работ и на основании экспертных оценок требуемых трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы. Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительного анализа стоимости строительства новых и реконструкции существующих объектов в рамках запланированных мероприятий Программы. Расходы на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций определены по результатам реализации ряда проектов и проведения в течение 2009 - 2010 годов работы по согласованию проекта Программы с предполагаемыми государственными заказчиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета направляются на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в государственной собственности. Основными направлениями финансирования мероприятий Программы с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются: развитие систем информационного обеспечения населения в местах массового пребывания и мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов и опасных грузов, а также развитие механизмов координации управления на базе технологий общероссийской системы информирования в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера; развитие инфраструктуры системы обеспечения безопасности на воде, в труднодоступных районах проживания, отдыха и работы людей, в Арктической зоне и при проведении подземных работ и работ в шахтах, а также разработка и реализация системы мер по защищенности территорий, населения и объектов при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов с учетом природно-климатических особенностей регионов; создание опытных зон инфраструктуры системы вызова экстренных оперативных служб и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций и ее распространение на региональный уровень с учетом ресурсов ГЛОНАСС, развитие сети станций приема космической информации; создание и внедрение современных технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие экспериментальной базы единой системы; разработка и реализация системы мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с опасными быстроразвивающимися природными явлениями и нарушением теплоснабжения населения и объектов жизнеобеспечения. Все мероприятия планируется проводить, широко используя механизмы их финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета представлены в приложении N 5. Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в приложении N 6. V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления ее выполнением, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти; организационную структуру управления реализацией Программы (обеспечение согласованности звеньев всех уровней управления, определение их состава и функций). Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий Программы. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации. Устанавливается следующий механизм управления реализацией Программы. Государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее реализации: осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы и Российской академии наук по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу рационального использования ими средств федерального бюджета; организует текущее управление реализацией Программы; осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также анализ и контроль рационального и эффективного использования ими средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; подготавливает ежеквартальные отчеты и ежегодные доклады о ходе реализации Программы; устанавливает квартальные прогнозные значения показателей оценки эффективности реализации Программы в пределах годовых показателей, представленных в приложении N 1 к Программе; организует мониторинг хода реализации Программы; несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели; организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, в том числе организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов. Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет проверки хода реализации Программы государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики Программы и Российская академия наук, которая является заказчиком (главным распорядителем средств федерального бюджета) по отдельным мероприятиям Программы: действуют в рамках установленных сфер деятельности, ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность о реализации Программы и представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы, представляют государственному заказчику - координатору Программы в установленные им сроки отчеты об использовании бюджетных средств; организуют осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в их ведении, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики Программы, Российская академия наук и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют действия по реализации мероприятий Программы в пределах установленных сфер деятельности и полномочий, а также объемов финансирования, приведенных в приложении N 4 к Программе. Государственными заказчиками Программы и Российской академией наук осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации. По завершении конкурсных процедур по отбору исполнителей мероприятий Программы с победителем конкурса (аукциона, запроса котировок) заключается государственный контракт. В составе мероприятий Программы представлены укрупненные инвестиционные проекты. Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении N 7. Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных Российской академии наук на реализацию Программы, представлен в приложении N 8. Финансирование мероприятий и проектов Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде. VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы Оценка социально-экономической эффективности Программы будет осуществляться на основании ее целевых индикаторов и показателей. Экологическая эффективность Программы оценке не подлежит, так как мероприятия Программы не оказывают воздействия на окружающую среду. Реализация Программы окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях с высоким уровнем рисков чрезвычайных ситуаций. Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение безопасности жизнедеятельности населения в результате реализации мероприятий Программы. Результатом мероприятий Программы является прямое позитивное воздействие на социальную, демографическую и экологическую ситуацию в зоне действия этих мероприятий, а также на определяющие показатели экономического развития этой зоны. Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной. Прямая экономическая эффективность подразумевает снижение затрат на достижение целей мероприятий, а косвенная - снижение экономического ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций. Экономическая эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов, оценивается путем сравнения размера предотвращенного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации с размером затрат на проведение этих мероприятий и размером непредотвращенного ущерба. При разработке проектной документации и в ходе реализации Программы предусматривается использование современных технологий и строительных материалов, что приведет к повышению эффективности затрат на проведение мероприятий по развитию инфраструктуры системы обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. В результате реализации Программы: размер предотвращенного ущерба составит 512 млрд. рублей. Экономическая эффективность Программы определяется как разница между предотвращенным ущербом и затратами на его предотвращение и составляет 465,4 млрд. рублей; количество спасенных составит около 1000 человек; число пострадавших уменьшится более чем на 3500 человек; полнота мониторинга опасных природно-техногенных процессов и прогнозирования чрезвычайных ситуаций составит более 83 процентов с достоверностью не менее 0,8; информационное обеспечение населения по вопросам защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях повысится в 1,5 раза. Методика оценки эффективности реализации Программы представлена в приложении N 9. Распределение средств между государственными заказчиками (заказчиками) Программы представлено в приложении N 10. Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА" ---------------------------------------------------------------------------- | | Единица | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | | | измерения | год | год | год | год | год | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | 1. Снижение ущерба от | | | | | | | | чрезвычайных | | | | | | | | ситуаций: | | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | снижение | процентов | 2,21 | 2,37 | 2,38 | 2,56 | 2,63 | | количества гибели |(по отношению| | | | | | | людей |к показателям| | | | | | | | 2010 года) | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | снижение | -"- | 1,44 | 1,54 | 1,55 | 1,67 | 1,71 | | количества | | | | | | | | пострадавшего | | | | | | | | населения | | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | увеличение | -"- | 6,57 | 7,03 | 7,08 | 7,62 | 7,8 | | предотвращенного | | | | | | | | экономического | | | | | | | | ущерба | | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | 2. Повышение | | | | | | | | эффективности | | | | | | | | информационного | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | системы | | | | | | | | мониторинга и | | | | | | | | прогнозирования | | | | | | | | чрезвычайных | | | | | | | | ситуаций, а также | | | | | | | | населения в местах | | | | | | | | массового | | | | | | | | пребывания: | | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | повышение полноты | процентов | 1,13 | 1,21 | 1,37 | 1,74 | 1,85 | | охвата системами |(по отношению| | | | | | | мониторинга |к показателям| | | | | | | | 2010 года) | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | повышение | -"- | 1,07 | 1,14 | 1,3 | 1,64 | 1,75 | | достоверности | | | | | | | | прогноза | | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | повышение полноты | -"- | 4 | 4,29 | 4,87 | 6,16 | 6,58 | | информационного | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | населения в | | | | | | | | местах массового | | | | | | | | пребывания при | | | | | | | | угрозе | | | | | | | | возникновения | | | | | | | | чрезвычайных | | | | | | | | ситуаций и в | | | | | | | | чрезвычайных | | | | | | | | ситуациях | | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | повышение полноты | процентов | 7,4 | 7,93 | 9 | 11,4 | 12,17| | мониторинга |(по отношению| | | | | | | состояния |к показателям| | | | | | | объектов | 2010 года) | | | | | | | теплоснабжения | | | | | | | | населения | | | | | | | |-------------------------|-------------|------|------|------|------|------| | 3. Соотношение уровня | процентов | 7,69 | 7,36 | 6,98 | 6,51 | 6 | | затрат на | | | | | | | | проведение | | | | | | | | мероприятий по | | | | | | | | снижению рисков | | | | | | | | чрезвычайных | | | | | | | | ситуаций и | | | | | | | | предотвращенного | | | | | | | | ущерба | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------- Приложение N 2 к федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА", ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Государственный | 2011 - | В том числе | | | заказчик | 2015 годы |---------------------------------------------------------| | | (заказчик) | - всего | 2011 год | 2012 год |2013 год | 2014 год | 2015 год | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Направление 1. Создание системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных | | ситуациях природного и техногенного характера, в том числе с использованием технологий общероссийской комплексной | | системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - общероссийская | | система информирования) | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Внедрение систем комплексной | | 1679,707 | 270,99 | 288,267 | 313,8 | 392,35 | 414,3 | | безопасности жизнедеятельности | | | | | | | | | населения и территорий - всего | | | | | | | | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | в том числе: | | | | | | | | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | капитальные вложения - всего | | 769,75 | 102,1 | 115,6 | 139 | 195,75 | 217,3 | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | из них: | | | | | | | | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | внедрение в городах и на | МЧС России | 543,25 | 102,1 | 115,6 | 112 | 105,35 | 108,2 | | критически важных и | | | | | | | | | потенциально опасных объектах | | | | | | | | | инфраструктуры систем | | | | | | | | | комплексной безопасности | | | | | | | | | жизнедеятельности населения и | | | | | | | | | территорий | | | | | | | | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | развитие интегрированного в | Ространснадзор | 226,5 | - | - | 27 | 90,4 | 109,1 | | систему Национального центра | | | | | | | | | управления в кризисных | | | | | | | | | ситуациях сегмента системы | | | | | | | | | комплексного мониторинга в | | | | | | | | | части критически важных | | | | | | | | | объектов транспортной | | | | | | | | | инфраструктуры и перемещения | | | | | | | | | опасных грузов | | | | | | | | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | научно-исследовательские и | | 141,74 | 19,54 | 23,1 | 27,5 | 35,6 | 36 | | опытно-конструкторские работы - | | | | | | | | | всего | | | | | | | | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | из них: | | | | | | | | |---------------------------------------|-----------------|------------|-----------|----------|---------|-----------|------------| | разработка и внедрение | МЧС России | 48,74 | 4,74 | 6 | 9 | 14,5 | 14,5 | |