| и обеспечения удаленного | | | | | | | | | окружающей природной среды, | | доступа к ней с | | | | | | | | | ее загрязнении | | применением современных | | | | | | | | | | | методов электронной | | | | | | | | | | | телекоммуникации | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 27. Получение информации о | 93,4 | 8,5 | 9 | 10 | 65,9 | 5,7 | - | 87,7 | совершенствование | | состоянии атмосферы, | | | | | | | | | гидрометеорологического | | подстилающей поверхности, | | | | | | | | | обеспечения на основе | | развитии стихийных | | | | | | | | | использования данных | | гидрометеорологических | | | | | | | | | спутниковых наблюдений | | явлений на суше и море | | | | | | | | | | | (разработка и внедрение | | | | | | | | | | | методов и технологий | | | | | | | | | | | получения данных с | | | | | | | | | | | перспективных космических | | | | | | | | | | | аппаратов "Метеор-3М", | | | | | | | | | | | "Океан", "Электро", | | | | | | | | | | | "Ресурс" и зарубежных | | | | | | | | | | | спутников) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 28. Организация хранения | 128 | 13 | 14 | 15 | 86 | 60 | - | 68 | архивация информации на | | материалов на технических | | | | | | | | | технических носителях. | | носителях, поступающих в | | | | | | | | | Обеспечение долговременного | | Единый государственный | | | | | | | | | хранения информации о | | фонд данных о состоянии | | | | | | | | | состоянии природной среды и | | окружающей природной | | | | | | | | | ее загрязнении | | среды, ее загрязнении | | | | | | | | | | | (разработка и освоение | | | | | | | | | | | технологий хранения | | | | | | | | | | | архивных материалов на | | | | | | | | | | | технических носителях) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 29. Использование | 73 | 8 | 9 | 10 | 46 | 28 | 20 | 25 | эффективное применение | | уникальных научно - | | | | | | | | | уникальных научнотехнических | | технических комплексов, | | | | | | | | | объектов для получения | | полевых баз и полигонов | | | | | | | | | информации о состоянии | | для проведения | | | | | | | | | окружающей природной среды и | | экспериментальных | | | | | | | | | ее загрязнении | | исследований в области | | | | | | | | | | | гидрометеорологии (20 | | | | | | | | | | | научно-технических | | | | | | | | | | | комплексов) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 30. Совершенствование | 75,8 | 5 | 6 | 8 | 56,8 | 3,8 | - | 72 | защита сельскохозяйственных | | методов и средств | | | | | | | | | угодий от градобития на | | противоградовой защиты с | | | | | | | | | площади 2 млн. га | | применением | | | | | | | | | | | противоградового комплекса | | | | | | | | | | | (разработка и применение | | | | | | | | | | | противоградовых комплексов | | | | | | | | | | | на базе автоматизированной | | | | | | | | | | | пусковой ракетной | | | | | | | | | | | установки и | | | | | | | | | | | метеорологического | | | | | | | | | | | радиолокатора нового | | | | | | | | | | | поколения) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 31. Совершенствование | 84 | 8 | 9 | 10 | 57 | - | 9 | 75 | искусственное увеличение | | работ по искусственному | | | | | | | | | осадков на площади 6 млн. га | | вызыванию атмосферных | | | | | | | | | | | осадков в интересах | | | | | | | | | | | сельского хозяйства | | | | | | | | | | | (разработка и применение | | | | | | | | | | | авиационных средств | | | | | | | | | | | воздействия на облака, | | | | | | | | | | | измерительной и | | | | | | | | | | | вычислительной техники для | | | | | | | | | | | развития экспериментально - | | | | | | | | | | | производственной базы) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 32. Совершенствование | 21 | 2 | 2,5 | 3 | 13,5 | 1,9 | 7 | 12,1 | повышение безопасности | | работ по рассеиванию | | | | | | | | | движения транспорта | | туманов для обеспечения | | | | | | | | | | | безопасности движения | | | | | | | | | | | транспортных средств | | | | | | | | | | | (разработка и применение | | | | | | | | | | | технологий диагноза и | | | | | | | | | | | прогноза туманов, а также | | | | | | | | | | | новых технических средств | | | | | | | | | | | по рассеиванию туманов) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 33. Совершенствование | 9,4 | 1 | 1,4 | 2 | 5 | 6,7 | - | 2,7 | повышение безопасности в 5 | | работ по оценке лавинной и | | | | | | | | | лавиноопасных регионах | | селевой опасности и | | | | | | | | | | | предупредительному спуску | | | | | | | | | | | снежных лавин | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 34. Разработка стратегии | 0,5 | 0,5 | | | | 0,5 | - | - | обеспечение | | гидрометеорологической | | | | | | | | | гидрометеорологической | | безопасности Российской | | | | | | | | | безопасности страны, оценка | | Федерации на долгосрочную | | | | | | | | | возможных изменений | | перспективу и | | | | | | | | | погодноклиматических условий | | совершенствование | | | | | | | | | на территории Российской | | информационного | | | | | | | | | Федерации, их последствий и | | обеспечения данными об | | | | | | | | | определение приоритетов и | | изменениях погодно - | | | | | | | | | превентивных мер по | | климатических условий на | | | | | | | | | предотвращению материального | | территории Российской | | | | | | | | | ущерба в базовых отраслях | | Федерации | | | | | | | | | экономики, определение | | | | | | | | | | | ключевых направлений | | | | | | | | | | | гидрометеорологической | | | | | | | | | | | безопасности Российской | | | | | | | | | | | Федерации на долгосрочную | | | | | | | | | | | перспективу (до 2015 года и | | | | | | | | | | | последующие годы) | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 35. Создание базы данных о | 6 | 1 | 1,1 | 1,2 | 2,7 | 1 | - | 5 | оценка фактического ущерба | | возникновении и развитии | | | | | | | | | экономике от неблагоприятного | | опасных природных явлений | | | | | | | | | воздействия явлений природы и | | | | | | | | | | | других гидрометеорологических | | | | | | | | | | | факторов | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 36. Совершенствование | 58,9 | 4 | 5 | 6 | 43,9 | 1,9 | - | 57 | повышение эффективности | | методик оценки воздействия | | | | | | | | | хозяйственной деятельности за | | неблагоприятных погодно - | | | | | | | | | счет учета воздействия | | климатических условий, | | | | | | | | | неблагоприятных | | других опасных природных | | | | | | | | | погодно-климатических условий | | явлений на хозяйственную | | | | | | | | | | | деятельность | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 37. Совершенствование | 71,9 | 6 | 7 | 8 | 50,9 | 1,9 | - | 70 | обеспечение безопасности на | | технологий подготовки, | | | | | | | | | транспорте, | | представления и | | | | | | | | | топливно-энергетическом | | использования экстренной | | | | | | | | | комплексе, в водном | | информации о возникновении | | | | | | | | | хозяйстве, строительстве и | | и развитии опасных | | | | | | | | | сельском хозяйстве | | природных процессов | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 38. Разработка научно - | 18 | 1 | 1 | 1 | 15 | 18 | - | - | совершенствование | | методических обоснований | | | | | | | | | государственного | | для нормативно - правовых | | | | | | | | | регулирования в области | | актов, регламентирующих | | | | | | | | | гидрометеорологии и смежных | | работы в области | | | | | | | | | с ней областях на всех | | гидрометеорологического | | | | | | | | | уровнях управления | | обеспечения и мониторинга | | | | | | | | | | | загрязнения окружающей | | | | | | | | | | | природной среды | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 2165,5 | 153 | 170,7 | 191,5 | 1650,3 | 490,5 | 69 | 1606 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 39. Ремонт служебно-жилых | 221,2 | 21,5 | 22,8 | 25,7 | 151,2 | 194,2 | - | 27 | улучшение условий | | помещений наземной | | | | | | | | | жизнедеятельности на | | наблюдательной сети | | | | | | | | | труднодоступных станциях | | | | | | | | | | | Арктики, Крайнего Севера и | | | | | | | | | | | Дальнего Востока | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 40. Организация | 77,1 | 4,5 | 5,6 | 7 | 60 | 57,1 | 20 | - | восстановление наблюдений за | | функционирования вновь | | | | | | | | | состоянием окружающей | | создаваемых пунктов | | | | | | | | | природной среды и климата, | | наземной наблюдательной | | | | | | | | | включая труднодоступные | | сети (130 пунктов ) | | | | | | | | | районы | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 41. Расширение | 76 | 3 | 5 | 6 | 62 | 65 | - | 11 | оценка трансграничного | | наблюдательных сетей за | | | | | | | | | переноса загрязняющих веществ | | трансграничным переносом | | | | | | | | | | | загрязняющих веществ | | | | | | | | | | | (приобретение оборудования | | | | | | | | | | | и его установка на 12 | | | | | | | | | | | пунктах наблюдения за | | | | | | | | | | | атмосферным и водным | | | | | | | | | | | переносами загрязняющих | | | | | | | | | | | веществ на азиатской | | | | | | | | | | | территории страны) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 42. Восстановление | 150 | 7 | 7,4 | 8 | 127,6 | 87,8 | - | 62,2 | получение данных для | | минимально необходимого | | | | | | | | | прогнозирования погодных и | | объема морских | | | | | | | | | гидрологических условий и | | экспедиционных наблюдений | | | | | | | | | распространения загрязнения | | (организация морских | | | | | | | | | окружающей природной среды | | экспедиционных наблюдений | | | | | | | | | | | на 7 стандартных разрезах | | | | | | | | | | | во внутренних и окраинных | | | | | | | | | | | морях) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 43. Организация баз данных | 106 | 7 | 7,4 | 8 | 83,6 | 106 | - | - | совершенствование баз данных | | о состоянии окружающей | | | | | | | | | о состоянии окружающей | | природной среды, ее | | | | | | | | | природной среды на основе | | загрязнении на современных | | | | | | | | | современных носителей | | носителях (перенос базы | | | | | | | | | информации | | данных Единого | | | | | | | | | | | государственного фонда | | | | | | | | | | | данных о состоянии | | | | | | | | | | | окружающей природной | | | | | | | | | | | среды, ее загрязнении на | | | | | | | | | | | современные носители | | | | | | | | | | | информации) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 44. Подготовка и | 3 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 3 | - | - | обеспечение Росгидромета | | переподготовка кадров в | | | | | | | | | квалифицированными | | области | | | | | | | | | специалистами в области | | гидрометеообеспечения и | | | | | | | | | гидрометеорологии и | | мониторинга загрязнения | | | | | | | | | мониторинга загрязнения | | окружающей природной среды | | | | | | | | | окружающей природной среды | | (организация проведения | | | | | | | | | | | курсов повышения | | | | | | | | | | | квалификации кадров, | | | | | | | | | | | проведение семинаров, | | | | | | | | | | | конференций по проблемам | | | | | | | | | | | гидрометеообеспечения и | | | | | | | | | | | мониторингу загрязнения | | | | | | | | | | | окружающей природной | | | | | | | | | | | среды) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 633,3 | 43,5 | 48,7 | 55,2 | 485,9 | 513,1 | 20 | 100,2 | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по подпрограмме | 3459,9 | 244,5 | 273 | 305,7 | 2636,7 | 1264,1 | 189,3 | 2006,5 | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 26 Ресурсное обеспечение подпрограммы "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" (млн. рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем | В том числе: | | финансирования | финансирования |--------------------------------------------------------------------------------------------| | | - всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 751 | 59,4 | 62,5 | 68,1 | 73,5 | 80,9 | 89 | 97,9 | 105,2 | 114,5 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | целевым назначением на | | | | | | | | | | | | реализацию мероприятий | | | | | | | | | | | | подпрограммы - всего | | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | государственные | 260,5 | 21,4 | 23,3 | 24,6 | 25,6 | 28,2 | 31 | 34,1 | 35 | 37,3 | | инвестиции | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | НИОКР | 490,5 | 38 | 39,2 | 43,5 | 47,9 | 52,7 | 58 | 63,8 | 70,2 | 77,2 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 513,1 | 35 | 39,9 | 45,1 | 50,5 | 56,1 | 61,7 | 67,9 | 74,7 | 82,2 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | ежегодно | | | | | | | | | | | | государственному | | | | | | | | | | | | заказчику подпрограммы | | | | | | | | | | | | на текущие расходы по | | | | | | | | | | | | основной деятельности | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства бюджетов | 189,3 | 13 | 14,8 | 16,7 | 18,7 | 20,6 | 22,7 | 25 | 27,5 | 30,3 | | субъектов | | | | | | | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | местных бюджетов | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства внебюджетных | 2006,5 | | | | 197,7 | 220,4 | 241,3 | 265,4 | 291,9 | 321,1 | | источников | | 137,1 | 155,8 | 175,8 | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Итого по подпрограмме | 3459,9 | 244,5 | 273 | 305,7 | 340,4 | 378 | 414,7 | 456,2 | 499,3 | 548,1 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения" Деятельность в области геодезии и картографии является составной частью решения экологических и природно-ресурсных задач, задач земельно-имущественного комплекса, навигации, демаркации и делимитации государственной границы Российской Федерации, других задач. Результаты этой деятельности дают многократный эффект в других отраслях экономики. Вся территория страны отображена на топографических картах масштабов 1:25000-1:1000000, а около 30 процентов территории - на топографических картах масштаба 1:10000. При этом для обеспечения достоверности крупномасштабных топографических карт (сроки обновления 5-7 лет) необходимо обновить до 70 процентов наличного фонда. С 1994 года Федеральная служба геодезии и картографии России осуществляет переход на цифровые методы картографирования в соответствии с федеральной целевой программой на 1994-1995 годы и до 2000 года "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 418. Реализация указанной программы осуществлялась в условиях экономического кризиса, снижения финансирования топографо-геодезических работ и инвестиций в целом. Объем финансирования программы составил всего 2,2 процента. Невыполнение предусмотренных этой программой заданий обострило накопившиеся в отрасли проблемы: существующая система топографо-геодезического и картографического обеспечения страны в настоящее время не соответствует потребностям экономики, обороны, безопасности, науки, образования и требует принятия скоординированных межотраслевых мер, решаемых программными методами; после распада СССР на территории России осталось менее 15 процентов картографического производства. Имеющиеся производственные мощности и применяемые технологии позволяют обеспечить от 22 процентов до 62 процентов полной потребности по различным видам карт и атласов; износ основного технологического оборудования картографического производства (прежде всего офсетных печатных машин и другого полиграфического оборудования) составляет до 80 процентов и требует неотложных мер по его замене; топографические карты, необходимые для делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации, должны соответствовать состоянию местности на дату согласования прохождения ее линии и корректироваться в процессе демаркации. Поэтому применяемые до настоящего времени технологии геодезических и картографических работ, рассчитанные на двух-, трехгодичный цикл, не обеспечивают своевременную подготовку геодезических и картографических материалов и данных, необходимых для обеспечения переговорных процессов. В связи с этим в ближайшее время предстоит обеспечить проведение масштабных геодезических и картографических работ с использованием новейших технических средств и технологий в полосе государственной границы Российской Федерации, необходимых для ее делимитации и демаркации. Кроме того, возникли новые проблемы, требующие незамедлительного решения: реализация постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 568 о переходе с 1 июля 2002 г. при осуществлении геодезических и картографических работ на новую единую государственную систему геодезических координат 1995 года; проведение единой государственной политики в области наименований географических объектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О наименованиях географических объектов", создание и ведение государственного каталога географических названий; создание межотраслевой системы получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения на базе оптико-электронных методов, что позволит оперативно решать вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, иметь актуальную информацию в интересах отраслей экономики; создание единой системы геопространственных данных; разработка и реализация механизмов формирования и использования государственного картографо-геодезического фонда. Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы Цель подпрограммы состоит в создании до 2010 года новой высокоэффективной государственной системы картографо - геодезического обеспечения территории России в интересах экономики, науки и обороны страны, основанной на цифровом картографировании и применении спутниковых средств и технологий, позволяющих повысить точность, оперативность и экономическую эффективность создания и обновления топографических карт и планов. В ходе реализации подпрограммы планируется решить общегосударственные задачи по картографо-геодезическому обеспечению экономических и политических преобразований в Российской Федерации, основными из которых являются: удовлетворение требований обороны и экономического развития страны в целом и субъектов Российской Федерации в части повышения точности и оперативности геодезических и картографических работ, изменения масштабов, содержания, видов и средств доведения до потребителей картографической информации; обеспечение картографической информацией земельноимущественного и налогового комплексов страны на всех уровнях государственной власти; обеспечение отраслей экономики необходимыми геодезическими и картографическими материалами и современной картографической продукцией; картографо-геодезическое обеспечение работ по делимитации и демаркации государственной, в том числе морской, границы Российской Федерации одновременно на четырех-шести направлениях; создание высокоточной геодезической основы для функционирования навигационных систем гражданского и военного назначения; создание новых видов продукции на основе цифровой технологии, в том числе карт повышенной информативности, геоинформационных систем для органов государственной власти; создание принципиально новых отечественных комплексов технических средств и технологий картографо-геодезического производства; переход от планового обновления картографической продукции к организации топографического мониторинга, обеспечивающего оперативную корректировку карт и планов; обеспечение выполнения Федерального закона "О наименованиях географических объектов". Реализация подпрограммы будет проходить в два этапа. На I этапе (2002 - 2004 годы) планируется создание пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети, каталогов координат геодезических пунктов, контрольно-корректирующих станций, пунктов спутниковой геодезической сети, государственного фонда цифровой картографо-геодезической и топографической информации, автоматизированных технологий, геодезической основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской Федерации, создание и обновление цифровых карт, разработка новых методов и средств для использования цифровых и электронных карт, нормативных правовых актов и нормативно - технических документов в области геодезической и картографической деятельности, проведение фундаментальных работ для получения детальных характеристик гравитационного поля Земли, издание учебных и справочных карт и атласов. На II этапе (2005 - 2010 годы) будут продолжены работы по созданию пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети, каталогов координат, контрольно-корректирующих станций, пунктов спутниковой геодезической сети 1 класса, созданию и обновлению цифровых карт, изданию учебных и справочных карт и атласов. Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 27). Мероприятиями подпрограммы предусматривается: создание современной высокоэффективной государственной системы топографо-геодезического обеспечения, основанной на новых методах определения координат пунктов земной поверхности с использованием глобальных навигационных спутниковых систем; создание современной высокоэффективной государственной системы картографического обеспечения на базе цифрового картографирования и компьютерных технологий, что позволит автоматизировать многие процессы проектирования, управления, навигации, интегрировать в системы налогообложения, ведения отраслевых кадастров; картографо-геодезическое обеспечение делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации; разработка новых методов, средств и автоматизированных технологий для создания и использования цифровых и электронных карт и совершенствования картосоставительского и картоиздательского производства; проведение фундаментальных научных работ по созданию теоретических и методических основ получения детальных характеристик гравитационного поля Земли и изучения движений земной коры с использованием спутниковых методов, что позволит уточнить параметры гравитационного поля Земли, создать единую высотную геодезическую основу; создание банков данных и геоинформационных систем с использованием открытой топографической информации и обеспечение нужд образования и потребностей отраслей экономики и населения в картографической продукции; научные разработки по законодательному оформлению правоотношений в области геодезии и картографии. Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 28. Эффективность подпрограммы Создание современной государственной системы картографо - геодезического обеспечения Российской Федерации будет способствовать существенному повышению технологической эффективности решения основных задач геодезии и картографии и смежных отраслей на уровне современных требований, а также наиболее актуальных прикладных задач. Годовой экономический эффект от внедрения новых автоматизированных технологий цифрового картографирования составит от 60 до 70 млн. рублей. Дополнительно экономический эффект будет достигнут в результате использования цифровой и картографической продукции в системах налогообложения, выдачи юридических кадастровых документов, учета недвижимости и природных ресурсов, а также в разрабатываемых пользовательских системах инвентаризации границ, ведения отраслевых кадастров и др. Экономический эффект от использования геоинформационных систем в народном хозяйстве составляет 3 рубля на 1 рубль затрат. Экономический эффект от разработки и использования спутниковых приемников ГЛОНАСС/GPS составит 28,7 млн. рублей. Значительный экономический эффект достигается за счет научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Повышение уровня автоматизации только производственных процессов создания и обновления цифровых и электронных карт на 1 процент приводит к экономии более 3,9 млн. рублей, в то время как все затраты на научное обеспечение подпрограммы составляют около 191,96 млн. рублей. Реально достижение 85 - процентного уровня автоматизации, что эквивалентно экономии более 158,1 млн. рублей. Годовой экономический эффект полномасштабной и комплексной реализации подпрограммы (без учета эффекта от использования цифровой картографической продукции в обеспечиваемых системах управления) может достичь 70 - 80 млн. рублей. В социальной сфере эффект от реализации подпрограммы выразится в улучшении условий труда при выполнении картографогеодезических работ, в повышении уровня применения высококвалифицированного труда, в значительном сокращении производственного травматизма. В сфере общеобразовательных школ - в полном удовлетворении потребностей в картографической продукции в необходимом ассортименте. Экологическая эффективность обуславливается внедрением новых технологий, позволяющих проводить топографо - геодезические работы без вырубки леса, резко сократить использование гусеничного транспорта в лесных массивах и тундре. Внедрение новых прогрессивных технологий системы картографо - геодезического обеспечения позволит более оперативно вырабатывать рекомендации по внешнеполитическим проблемам. Таблица 27 Мероприятия подпрограммы "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения" (млн. рублей, в ценах 2002 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Финансовые | В том числе | Источники финансирования | Ожидаемые | | | средства на | | | результаты | | | 2002 - 2010 | | | | | | годы - всего | | | | |------------------------------|----------------|---------------------------------------------------|--------------------------------------------|-------------------------------| | | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005-2010 | федеральный| бюджеты | внебюджетные | | | | | год | год | год | годы | бюджет | субъектов | источники | | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | | | бюджеты | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Работы долговременного характера | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Построение | 71,3 | 2,2 | 7,3 | 8,2 | 53,6 | 24 | - | 47,3 | обеспечение решения | | космической, геодезической | | | | | | | | | хозяйственных, оборонных и | | сети фундаментальной | | | | | | | | | научных задач на базе | | астрономо-геодезической | | | | | | | | | высокоточной геодезической | | сети и высокоточной | | | | | | | | | основы | | геодезической сети | | | | | | | | | | | (создание 700 пунктов). | | | | | | | | | | | Перевод картографо - | | | | | | | | | | | геодезической основы | | | | | | | | | | | страны на новую систему | | | | | | | | | | | геодезических координат | | | | | | | | | | | СК-95 (составление 3000 | | | | | | | | | | | каталогов координат | | | | | | | | | | | пунктов государственной | | | | | | | | | | | геодезической сети) | | | | | | | | | | | 2. Создание системы | 83,7 | 3,1 | 8,4 | 9,3 | 62,9 | 26,3 | - | 57,4 | обеспечение работы | | оперативного | | | | | | | | | спутниковых дифференциальных | | геодезического | | | | | | | | | станций для относительного | | обеспечения, создание | | | | | | | | | высокоточного определения | | навигационного поля в ряде | | | | | | | | | координат, обеспечение всех | | районов страны: | | | | | | | | | видов транспорта | | замена 350000 пунктов | | | | | | | | | навигационной оперативной | | классической | | | | | | | | | информацией с необходимой | | геодезической сети | | | | | | | | | точностью | | спутниковой геодезической | | | | | | | | | | | сетью СГС-1 в количестве | | | | | | | | | | | 6000 пунктов; | | | | | | | | | | | топографо-геодезическое | | | | | | | | | | | обеспечение навигационных | | | | | | | | | | | систем путем создания 45 | | | | | | | | | | | контрольно-корректирующих | | | | | | | | | | | станций | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 3. Создание и обновление | 91,5 | 3,4 | 9,1 | 10,4 | 68,6 | 37,2 | - | 54,3 | обеспечение федеральных | | цифровых карт, включая | | | | | | | | | государственных нужд в | | создание сертифицированных | | | | | | | | | современной цифровой | | цифровых топографических | | | | | | | | | картографической информации | | карт и планов | | | | | | | | | | | (115000 номенклатурных | | | | | | | | | | | листов), создание системы | | | | | | | | | | | оперативного | | | | | | | | | | | геодезического обеспечения | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 4. Создание и ведение | 177,8 | 1,9 | 5,6 | 5,6 | 164,7 | 32,8 | - | 145 | создание и развитие | | государственных фондов | | | | | | | | | федерального | | цифровой картографо - | | | | | | | | | картографогеодезического | | геодезической информации | | | | | | | | | фонда | | (61000 информационных | | | | | | | | | | | единиц) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 5. Организация системы | 80,8 | 2,8 | 8,1 | 9,1 | 60,8 | 25,3 | - | 55,5 | обеспечение соответствия | | топографического | | | | | | | | | топографических карт и планов | | мониторинга (постоянное | | | | | | | | | городов и других наиболее | | обновление цифровой | | | | | | | | | важных территорий состоянию | | топографической информации | | | | | | | | | ситуации на местности | | о городах и других | | | | | | | | | | | наиболее важных | | | | | | | | | | | территориях на площади | | | | | | | | | | | 27000 кв. км) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 6. Создание новых видов | 33,5 | 2,1 | 3,3 | 3,7 | 24,4 | 10,8 | - | 22,7 | выпуск принципиально новых по | | картографо-геодезической | | | | | | | | | содержанию карт и планов, | | продукции на основе | | | | | | | | | отражающих вопросы | | цифровых методов, в том | | | | | | | | | собственности, владения и | | числе карт повышенной | | | | | | | | | пользования землей, недрами, | | информативности (1200 | | | | | | | | | водными и другими природными | | номенклатурных листов) | | | | | | | | | ресурсами | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 7. Перевод | 150,7 | 18,8 | 15 | 16,7 | 100,2 | 51,3 | - | 99,4 | повышение производительности | | картосоставительского и | | | | | | | | | труда в картосоставительском | | картоиздательского | | | | | | | | | и картоиздательском | | производства на единый | | | | | | | | | производстве в 3-5 раз, | | технологический цикл с | | | | | | | | | снижение себестоимости | | использованием средств | | | | | | | | | продукции | | цифрового | | | | | | | | | | | картографирования и | | | | | | | | | | | компьютерных технологий на | | | | | | | | | | | 30 предприятиях и | | | | | | | | | | | организациях | | | | | | | | | | | Роскартографии | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 8. Строительство | 15,8 | 15,8 | - | - | - | 15,8 | - | - | ввод в действие | | картографической фабрики в | | | | | | | | | картографической фабрики с | | г. Омске (250 млн. | | | | | | | | | современным картографическим | | краскооттисков в год ) | | | | | | | | | производством в г. Омске | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 705,1 | 50,1 | 56,8 | 63 | 535,2 | 223,5 | - | 481,6 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 9. Разработка новых | 150,4 | 4,8 | 5,4 | 8 | 132,2 | 63,5 | - | 86,9 | повышение производительности | | методов, средств и | | | | | | | | | труда в 5 раз и снижение себе | | технологий создания и | | | | | | | | | стоимости единицы продукции в | | использования цифровых и | | | | | | | | | 2,5-3 раза | | электронных карт, | | | | | | | | | | | формирование и ведение | | | | | | | | | | | банков данных с целью | | | | | | | | | | | создания | | | | | | | | | | | автоматизированной | | | | | | | | | | | технологии | | | | | | | | | | | картографических работ | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 10. Совершенствование | 38,7 | 3 | 3,9 | 3,9 | 27,9 | 15,8 | - | 22,9 | повышение | | технических средств и | | | | | | | | | техникоэкономической | | технологий | | | | | | | | | эффективности оборудования и | | картосоставительского и | | | | | | | | | технологий | | картоиздательского | | | | | | | | | картосоставительского и | | производства | | | | | | | | | картоиздательского | | | | | | | | | | | производства, повышение | | | | | | | | | | | производительности труда в | | | | | | | | | | | 1,5-3 раза и снижение | | | | | | | | | | | себестоимости единицы | | | | | | | | | | | продукции в 2-2,5 раза | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 11. Проведение | 70,7 | 5,6 | 7,1 | 7,1 | 50,9 | 29,8 | - | 40,9 | создание единой высотной | | фундаментальных | | | | | | | | | геодезической основы с | | исследований по созданию | | | | | | | | | использованием спутниковых | | теоретических и | | | | | | | | | методов, уточненные параметры | | методических основ | | | | | | | | | гравитационного поля и фигуры | | получения детальных | | | | | | | | | Земли | | характеристик | | | | | | | | | | | гравитационного поля Земли | | | | | | | | | | | и изучения движений земной | | | | | | | | | | | коры, уточнение параметров | | | | | | | | | | | фигуры Земли, | | | | | | | | | | | геодинамические | | | | | | | | | | | исследования | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 12. Разработка | 23,7 | 6,8 | 6,2 | 6,2 | 4,5 | 10 | - | 13,7 | совершенствование | | государственных | | | | | | | | | нормативного и правового | | законодательных, | | | | | | | | | обеспечения геодезической и | | нормативных и правовых | | | | | | | | | картографической деятельности | | актов в области | | | | | | | | | | | геодезической и | | | | | | | | | | | картографической | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 283,5 | 20,2 | 22,6 | 25,2 | 215,5 | 119,1 | - | 164,4 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 13. Создание геодезической | 21,4 | 1,4 | 1,6 | 1,9 | 16,5 | 21,4 | - | - | обновление на основе | | основы обеспечения | | | | | | | | | спутниковых методов | | юридического оформления | | | | | | | | | геодезической сети и сети | | государственной границы | | | | | | | | | сгущения вдоль | | Российской Федерации | | | | | | | | | государственной границы | | (обследование, | | | | | | | | | Российской Федерации | | восстановление и | | | | | | | | | | | определение координат | | | | | | | | | | | пунктов государственной | | | | | | | | | | | геодезической сети и сети | | | | | | | | | | | сгущения в количестве | | | | | | | | | | | 42262 пунктов) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 14. Обеспечение | 15,3 | 1 | 1,2 | 1,3 | 11,8 | 15,3 | - | - | получение исходных | | аэрофотоматериалами | | | | | | | | | аэрофототопографически х | | картографических работ на | | | | | | | | | данных на полосу | | районы государственной | | | | | | | | | государственной границы | | границы Российской | | | | | | | | | Российской Федерации | | Федерации (на площади | | | | | | | | | | | 70000 кв. км) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 15. Создание | 1,9 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 1,4 | 1,9 | - | - | обновление топографических | | картографической основы | | | | | | | | | карт масштабов 1:25000, | | обеспечения юридического | | | | | | | | | 1:50000 на полосу | | оформления государственной | | | | | | | | | государственной границы | | границы Российской | | | | | | | | | Российской Федерации, | | Федерации, обеспечение | | | | | | | | | описание участков прохождения | | переговорного процесса | | | | | | | | | государственной границы | | (составление, подготовка к | | | | | | | | | Российской Федерации | | изданию и издание | | | | | | | | | | | топографических карт | | | | | | | | | | | масштабов 1:25000, 1:50000 | | | | | | | | | | | и других материалов в | | | | | | | | | | | количестве 754 | | | | | | | | | | | номенклатурных листов) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 16. Проведение | 6,3 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 4,7 | 6,3 | - | - | постоянное обновление | | топографического | | | | | | | | | цифровых топографических карт | | мониторинга в полосе | | | | | | | | | масштабов 1:25000 и 1:50000 в | |