требования уступить дорогу, неправильная остановка и стоянка. Наклон стоек знаков в процессе их эксплуатации незначительно влияет на дальность их видимости лишь в тех случаях, когда он не превышает +/- 5ё по отношению к вертикали. Поэтому необходимо нормировать величину допустимого наклона стоек знаков. Полноценных исследований по оценки влияния эксплуатационного состояния дорожных знаков на аварийности не проводилось с 80-х годов. Риск смертельного исхода в ночном ДТП в 2 раза выше, чем в дневное время, а частота возникновения ДТП в ночное время (при одинаковой интенсивности движения) на треть выше, чем днем. Удельная аварийность на освещенных дорогах на 30% ниже, чем на неосвещенных. Освещение автомобильных дорог является эффективным средством повышения безопасности движения в темное время суток. Средняя яркость дорожного покрытия является характеристикой, имеющей наиболее сильную связь с частотой возникновения ДТП. Искусственное освещение дороги приводит к снижению ночных ДТП, но при условии, что осветительные установки правильно спроектированы, установлены и должным образом обслуживаются. Стационарное освещение способствует снижению числа ДТП от 13% до 75%. Степень влияния освещения на снижение аварийности зависит не только от обустройства дорог освещением, но и от качества освещения. Повышая качество освещения на дорогах с высокой интенсивностью движения, можно добиться снижения аварийности почти на 50%. Сравнительный анализ распределения количества участков концентрации ДТП для темного времени суток на освещенных и неосвещенных участках дорог в населенных пунктах показывает, что опасные участки с повышенным риском ДТП с наибольшей вероятностью формируются в местах, где освещение отсутствует, или не соответствует нормам освещенности. Основные требования к эксплуатационному состоянию искусственного освещения изложены в ГОСТ Р 50597-93, но за последние 15 лет существенным образом изменилась мощность применяемых ламп, конструкция светильников и мачт освещения. В связи с этим требуется проведение исследований влияния эксплуатационного состояния искусственного освещения на аварийность с разработкой предложений по внесению изменений в ГОСТ Р 50597-93. 9. Цель работы: Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения. 10. Отличия, новизна и преимущества: Отличительной особенностью данной работы является то, что мероприятия по повышению безопасности дорожного движения будут установлены на основе статистического анализа и обработки обширных массивов исходных данных об эксплуатационном состоянии дорог, технических средств организации движения и элементов обустройства. Преимуществом данной работы является использование программно-целевого подхода для решения проблемы повышения безопасности движения на федеральной сети дорог. 11. Содержание работы: Работа включает четыре этапа. На первом этапе работы (2006 г.) проводится анализ исследований о влиянии эксплуатационных характеристик современных средств обустройства на аварийность. Разрабатываются формуляры по сбору исходной информации об эксплуатационных характеристиках дорожных знаков, светофоров, искусственного освещения, зимнего содержания. Проводится анализ данных АБДД "ДОРОГА" о техническом состоянии средств обустройства автомобильных дорог федерального значения. Определяются основные направления деятельности по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения при помощи применения современных средств обустройства. На втором этапе работы (2007 г.) осуществляется подготовка предложений по проведению основных мероприятий для снижения уровня аварийности на автомобильных дорогах федерального значения с помощью современных средств обустройства. Устанавливается номенклатура основных мероприятий, стоимость и сроки их реализации, прогнозируется изменение уровня аварийности в результате реализации мероприятий и оценивается их эффективность. Выбор мероприятий будет направлен на приведение обустройства дорог техническими средствами организации дорожного движения в соответствие требованиям новых национальных стандартов: ГОСТ Р 51256-99, ГОСТ Р 52282-2004, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004. Предусматривается, что в результате реализация основных мероприятий, технические средства организации дорожного движения будут приведены в соответствие с требованиями новых национальных стандартов. На третьем этапе работы (2008 г.) разрабатываются предложения по внесению уточненных требований к эксплуатационным характеристикам современных средств обустройства и уровню зимнего содержания автомобильных дорог и улиц, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в нормативно-технические документы. На четвертом этапе работы (2009 - 2012 гг.) осуществляется техническое и научное сопровождение реализации мероприятий по применению современных средств обустройства. Ежегодная корректировка сроков, номенклатуры и местоположения мероприятий с учетом изменений технического состояния и уровня аварийности федеральных дорог. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий комплекс мероприятий (отраслевую программу) по повышению безопасности движения за счет оборудования автомобильных дорог федерального значения современными техническими средствами организации дорожного движения. 13. Область применения: федеральные автомобильные дороги. 14. Внедрение результатов работы: органы управления дорожным хозяйством. 15. Права сторон: Право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству. Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности. Права на "ноу-хау" (методы, модели, информацию, идеи и др.) находятся в совместном ведении Заказчика и Исполнителя без ограничения срока. Исполнитель имеет право публиковать научные результаты проведенных исследований. Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в рамках настоящего контракта. 16. Требования к представленной продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель представляет Заказчику проекты актов сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной условиями контракта. 18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2012 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: Определяется после проведения конкурса на право заключения контракта. 22. Требования к составу Исполнителей: К работе привлекаются специалисты, имеющие практический опыт работы и научные разработки в области безопасности дорожного движения, системщики, программисты. 23. Перечень рецензентов: Перечень рецензентов согласовывается с Заказчиком. 24. Особые условия: окончательная редакция Программы оформляется с использованием WORD 2000, таблицы основных программных мероприятий оформляются в электронном виде и передается Заказчику на дискете. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Подготовка научно обоснованных предложений по развитию пассажирского транспорта общего пользования в части обеспечения безопасности дорожного движения. 2. Исполнитель: на конкурсной основе. 3. Заказчик: Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: Исходными данными для проведения работ по контракту являются: - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"; - система законодательных и иных нормативных правовых актов, рекомендаций и методических документов в области перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения; - Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года; - Стратегия развития транспорта на период до 2010 года; - материалы, характеризующие зарубежный опыт реализации мер по развитию пассажирского транспорта общего пользования в части обеспечения безопасности дорожного движения; - материалы, касающиеся законодательных, административных и иных инициатив в регионах, направленных на развитие пассажирского транспорта общего пользования и безопасности его функционирования; - научно-техническая литература и результаты проведенных НИР по рассматриваемой проблеме, данные по оценке эффективности отдельных требований и мероприятий по безопасности перевозок. 8. Состояние проблемы (вопроса): В последние годы уровень аварийности на пассажирском транспорте возрастает. Количество ДТП с участием автобусов за последние 5 лет увеличилось с 8,7 до 12,3 тыс., их удельный вес составляет около 6% от общего количества ДТП, в то время как доля автобусов в общей численности автобусного парка страны составляет 2,3%. Повышается уровень риска пассажиров и водителей пассажирского транспорта общего пользования оказаться пострадавшими в ДТП. Значение этого показателя для автобусов в 2004 году было в 1,6 раза больше, чем для легкового автотранспорта. А его прирост в 2003 - 2004 гг. составил 28,6%. Уровень безопасности на пассажирском транспорте общего пользования во многом определяется внедрением технологий, техники, ориентированных на обеспечение качества перевозок, то есть на формировании и реализации такой государственной транспортной политики, в рамках которой все принимаемые управленческие решения в полной мере учитывают в том числе вопросы обеспечения безопасности транспортного процесса. Разработанная Минтрансом Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития транспорта на период до 2010 года определяют основные направления этой политики (в том числе развитие транспортной инфраструктуры; меры по повышению надежности водителей и персонала, внедрение современных перевозочных, управленческих и информационных технологий; создание условий для обеспечения транспорта безопасной техникой; создание и развитие систем мониторинга транспортного процесса; обеспечение мер по регулированию процесса автомобилизации и др.). Однако для того, чтобы эти и иные направления развития пассажирского транспорта общего пользования были реализованы наиболее эффективным с позиций безопасности движения образом, необходимо определить конкретные механизмы, методы, варианты их внедрения, подготовить соответствующие предложения и рекомендации, базирующиеся на анализе и оценке рисков возникновения ДТП при различных условиях и видах перевозок, анализе эффективности различных комплексов мер по развитию и обеспечению функционирования пассажирского транспорта общего пользования с позиций обеспечения безопасности дорожного движения. 9. Цель работы: Создание технических, технологических, информационных, кадровых и иных предпосылок обеспечения безопасности функционирования пассажирского транспорта общего пользования. Разработка предложений (планов) реализации соответствующих положений Транспортной стратегии Российской Федерации. 10. Отличия, новизна и преимущества: В процессе работы предполагается использовать системные методы анализа, методы прогнозирования, анализа рисков и эффективности, которые позволят рассмотреть и оценить меры по развитию пассажирского транспорта с позиций безопасности перевозок и обеспечат возможность реализации системно-целевого подхода в управлении процессом развития пассажирского транспорта общего пользования в части обеспечения безопасности дорожного движения. Предполагается разработать основные положения Концепции устойчивого развития системы общественного пассажирского транспорта общего пользования. 11. Содержание работы: Работа включает четыре этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - анализ показателей функционирования пассажирского транспорта общего пользования в целях выявление комплекса технических, социальных и кадровых проблем пассажирского транспорта, оказывающих влияние на уровень аварийности, определение рисков возникновения ДТП, уровней риска пассажиров и водителей оказаться пострадавшими в ДТП при различных условиях и видах перевозок; - анализ зарубежного опыта реализации комплекса мер по развитию пассажирского транспорта с позиций обеспечения безопасности дорожного движения; - анализ передового опыта регионов Российской Федерации по развитию пассажирского транспорта общего пользования в части обеспечения безопасности дорожного движения. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - подготовка научно-обоснованных предложений по формированию комплекса нормативно-методических и организационных мероприятий по повышению уровня безопасности движения на пассажирском транспорте общего пользования, развитию механизмов государственного регулирования рынка пассажирских перевозок наземным пассажирским транспортом общего пользования, включая: - разработку критериев оценки уровня безопасности движения на пассажирском транспорте общего пользования; - разработку системы мониторинга безопасности движения на пассажирском транспорте общего пользования; - определение первоочередного комплекта нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность пассажирского транспорта общего пользования, требующих разработки (внесения изменений). На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - разработка (переработка) комплекта нормативных документов по управлению безопасностью движения на пассажирском транспорте общего пользования, в т.ч. в части технических, социальных, кадровых аспектов обеспечения безопасности движения транспорта общего пользования на основе разработанных предложений. На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы: - сбор и анализ показателей безопасности движения на пассажирском транспорте общего пользования на основе функционирования системы мониторинга транспорта общего пользования; - разработка научно-обоснованных предложений по формированию комплекса предложений по повышению безопасности пассажирских перевозок транспортом общего пользования по следующим основным направлениям: модернизация парка транспортных средств, повышение технологического уровня перевозок, повышение уровня безопасности инфраструктуры, реформирование системы профессиональной подготовки водителей и специалистов, обеспечение мер по регулированию процесса автомобилизации, повышение эффективности контроля, финансирования мер по обеспечению безопасности движения общественного пассажирского транспорта общего пользования. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий комплекс предложений по повышению безопасности пассажирских перевозок транспортом общего пользования по следующим основным направлениям: модернизация парка транспортных средств, повышение технологического уровня перевозок, повышение уровня безопасности инфраструктуры, реформирование системы профессиональной подготовки водителей и специалистов, обеспечение мер по регулированию процесса автомобилизации, повышение эффективности контроля, финансирования мер по обеспечению безопасности движения общественного пассажирского транспорта общего пользования. 13. Область применения: Сфера формирования государственной политики в области управления развитием пассажирского транспорта общего пользования с позиций обеспечения безопасности его функционирования. 14. Внедрение результатов работы: Внедрение осуществляется путем распространения в отрасли разработанных рекомендаций и методических материалов, а также организации обучения специалистов предприятий автомобильного транспорта, контрольно-надзорных органов, региональных органов управления автомобильным транспортом. 15. Права сторон: имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Приемка работ подтверждается актом сдачи-приемки научно-технической продукции, оформляемым по каждому этапу работы. 18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2012 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: Определяется после проведения конкурса на право заключения контракта. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: Исходными данными для проведения работ являются: - система законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере регулирования рынка и, в том числе рынка транспортных услуг; - нормативные правовые акты и иные материалы, характеризующие зарубежный опыт регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения; - административные, экономические и прочие механизмы регулирования рынка транспортных услуг; - данные экспертных опросов специалистов в сфере регулирования рынка и обеспечения безопасности транспортных услуг, осуществления функций контроля и надзора; - научно-техническая литература и результаты проведенных НИР по рассматриваемой проблеме. 8. Состояние проблемы (вопроса): Для России проблема регулирования рынка и, в частности, регулирования рынка транспортных услуг является крайне актуальной. Явно недооценивается ее системный характер, разрозненные решения в этой области, не основанные на применении оптимальных, научно обоснованных методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения, не дают и не могут дать необходимого результата. Отсутствие адаптированной к российским условиям системы методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг на федеральном и региональном уровнях, которая обеспечивала бы заинтересованность операторов в обеспечении безопасных услуг и предпочтение выбора потребителями наиболее безопасных видов транспортных услуг, в значительной степени способствовало тому, что в последние годы возрастают размеры ущерба от дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших в результате ДТП. Так в 2005 году социально-экономический ущерб от дорожно-транспортной аварийности составил в России 2,35% ВВП (377,5 млрд. рублей). 9. Цель работы: Разработка эффективных методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения, внедрение системы методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг, обеспечивающей заинтересованность операторов и потребителей транспортных услуг в повышении безопасности перевозок. 10. Отличия, новизна и преимущества: В процессе работы предполагается использовать системные методы анализа, которые позволят рассмотреть методы и механизмы регулирования рынка как единую систему, оценить их эффективность с позиций обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечить баланс интересов производителей и потребителей услуг, выработать и принять рациональные режимы регулирования деятельности операторов автотранспортного рынка. В процессе работы предполагается разработать теоретические модели регулирования рынка и осуществить модельный эксперимент. Предполагается решать задачу с учетом оценки рисков возникновения ДТП и особенностей осуществления различных видов перевозок. Результаты проведенных исследований будут использованы для разработки соответствующей нормативной правовой базы всех уровней государственного управления. 11. Содержание работы: Работа включает четыре этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - анализ зарубежной и отечественной практики использования методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг и оценка их эффективности с позиций обеспечения безопасности перевозок; - разработка предложений по развитию и совершенствованию методов и механизмов регулирования рынка пассажирских и грузовых транспортных услуг на федеральном и региональном уровнях управления. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - исследование и оценка влияния рыночных отношений на разработку и реализацию новых форм и методов повышения безопасности дорожного движения; - оценка результативности и эффективности применения различных методов и механизмов регионального регулирования рынков пассажирских автотранспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов. На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - разработка системы моделей государственного регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения; - разработка системы моделей регулирования региональных рынков пассажирских автотранспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения; - разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения методов и средств регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения. На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы: - исследование и оценка влияния рыночных отношений на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры; - исследование влияния факторов активной и пассивной безопасности дорожного движения по определению механизмов рыночной экономики, определению структуры парка автомобилей и оптимального рынка транспортных услуг; - оценка влияния информативности автомобиля на развитие рыночных отношений на автомобильном транспорте; - оценка влияния рыночных отношений на распределение подвижного состава по формам собственности и субъектам рынка транспортных услуг; - исследование и оценка влияния рыночных отношений на разработку и внедрение новых форм и методов подготовки водителей, динамику рынка подготовки водителей; - разработка системы моделей регулирования региональных рынков грузовых автотранспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения; - оценка результативности и эффективности применения различных методов и механизмов регионального регулирования рынков грузовых автотранспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов; - разработка предложений по совершенствованию регионального регулирования рынков пассажирских транспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов; - разработка предложений по совершенствованию регионального регулирования рынков грузовых транспортных услуг с учетом особенностей и уровня социально-экономического развития отдельных регионов (на уровне субъектов РФ и местном уровне управления). 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий разработанную на основе анализа зарубежных и отечественных методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг, оценку их эффективности с позиций обеспечения безопасности перевозок, предложены модели регулирования перевозочного процесса, оптимальные с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, а также предложения и пакет документов (в т.ч. проектов новых нормативных правовых и методических документов или изменения в действующие документы), направленные на совершенствование нормативного правового обеспечения реализации механизмов регулирования рынка транспортных услуг на федеральном, региональном и местном уровнях (по таким направлениям, как страхование, техническое регулирование, сертификация, лицензирование, надзор, экономическое стимулирование и др.) 13. Область применения: Сфера государственного регулирования рынка автотранспортных услуг. 14. Внедрение результатов работы: Внедрение осуществляется путем утверждения разработанных нормативных правовых и методических документов, а также организации соответствующего информационного обеспечения и обучения специалистов (должностных лиц) предприятий автомобильного транспорта, контрольно-надзорных органов, региональных органов управления автомобильным транспортом. 15. Права сторон: Имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта. 18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2012 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Проведение научных исследований с целью внесения изменений в Руководство по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: Исходными данными для проведения работ являются: - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"; - система законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения БДД; - Руководство по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий; - нормативные правовые акты и иные материалы, характеризующие отечественный и зарубежный опыт снижения негативных последствий стихийных явлений или резких неблагоприятных изменений дорожно-климатических условий; - данные экспертных опросов специалистов по рассматриваемой проблеме; - научно-техническая литература и результаты проведенных НИР по рассматриваемой проблеме. 8. Состояние проблемы (вопроса): Руководство по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий, требует существенной переработки как в плане уточнения и обоснования перечня условий, при которых прекращается движение, предельных параметров, которые характеризуют недопустимый уровень опасности, так и в плане определения перечня субъектов, задействованных в этой системе, порядка их административного и информационного взаимодействия, а также распределения ответственности. С момента разработки условия перевозок, статус субъектов, деятельность которых регламентируется документом, распределение полномочий и ответственности существенно изменились, уровень утверждения документа не позволяет отнести его к числу обязательных для применения. Необходим мониторинг реального положения дел, проведение исследований, связанных с оптимальным выбором параметров и их предельных значений, оценкой рисков наступления чрезвычайных ситуаций. 9. Цель работы: Актуализация норм и положений Руководства по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий на основе проведения исследований, связанных с определением комплекса параметров и предельных значений, характеризующих условия, при которых необходимо временное прекращение движения транспортных средств с целью обеспечения безопасности пассажиров. 10. Отличия, новизна и преимущества: В процессе работы предполагается использовать методы анализа, применяемые при оценке рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, которые позволят определить комплекс параметров, создающий недопустимый уровень опасности, оценить эффективность вводимых ограничений на безопасность движения транспортных средств. 11. Содержание работы: На первом этапе работы (2006 г.) проводятся исследования, включающие: - оценку рисков возникновения ДТП при различных явлениях стихийного характера или иных неблагоприятных изменениях дорожных условий; - мониторинг практики и особенностей реализации требований Руководства по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий; - определение перечня явлений стихийного характера или иных неблагоприятных изменений дорожных условий, при которых необходимо временно прекратить движение транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, разработка системы параметров, характеризующих эти явления и условия. На втором этапе работы (2007 г.) проводят: - актуализацию порядка временного прекращения движения, передачи информации об условиях, опасных для движения, определение перечня субъектов, задействованных в деятельности по временному прекращению движения и их ответственности; - разработку предложений по внесению изменений в действующее в настоящее время Руководство, подготовка соответствующей редакции документа; - рассмотрение результатов работы рецензентами, установленными Заказчиком, доработка Руководства по полученным замечаниям. 12. Конечный результат работы: Разработка изменений в действующее Руководство по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий (новая редакция Руководства). 13. Область применения: пассажирский транспорт общего пользования. 14. Внедрение результатов работы: Внедрение осуществляется путем утверждения разработанного нормативного правового документа, а также организации соответствующего информационного сопровождения и обучения специалистов предприятий автомобильного транспорта, контрольно-надзорных органов, региональных органов управления автомобильным транспортом. 15. Права сторон: Имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель представляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной условиями контракта. 18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса. 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2007 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: выходные документы оформляются с использованием WORD 2000 и передаются Заказчику на дискете. Начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Б.Н.БАВАРОВ Приложение 6.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ N ------------ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИОКР (ПОСТАВКУ ГОТОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ) г. Москва "--" ---------- 200- г. Федеральное дорожное агентство, именуемое в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, в лице заместителя руководителя Федерального дорожного агентства А.М. Чабунина, действующего на основании Приказа Федерального дорожного агентства от 18.08.2005 N 66, с одной стороны, и --------------------- предприятие "-------------", именуемое в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, в лице ------------------, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий государственный контракт по результатам конкурса, проведенного "--" -------- 2006 года, о нижеследующем: 1. ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение работ по теме: "Научная разработка критериев профессионального отбора водителей автотранспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов", предусмотренной Планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в 2006 - 2012 годах в рамках реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100. 1.2. Научные, технические, экономические и другие требования к научно-технической продукции, являющейся предметом контракта, определяются прилагаемым к контракту Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся его неотъемлемой частью. 1.3. Срок сдачи работ по государственному контракту: 1 декабря 2008 года. 1.4. Содержание и сроки выполнения основных этапов по теме определяются Календарным планом работ (Приложение N 2), составляющим неотъемлемую часть настоящего государственного контракта. 1.5. Приемка и оценка научно-технической продукции осуществляется в соответствии с требованиями Технического задания по акту сдачи-приемки. 2. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ 2.1. Стоимость работ по контракту 5000000 (Пять миллионов) рублей. НДС не облагается. Источник финансирования - средства федерального бюджета, предусмотренные на финансирование НИОКР Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 2.2. Заказчик производит авансирование в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Оплата выполненных работ производится Заказчиком поэтапно, в соответствии с Календарным планом работ (Приложение N 2), в течение 10 дней с момента подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ очередного этапа с удержанием части выплаченного аванса пропорционально объему выполненных работ. 2.3. Расчеты с рецензентами осуществляются за счет средств, предусмотренных государственным контрактом. 2.4. Исполнитель обязан в Календарном плане работ (Приложение N 2) предусмотреть этап, предусматривающий научное сопровождение (корректировку документа) при утверждении работы Заказчиком, стоимость которого должна составлять 15 - 30% от государственной контрактной цены. 3. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ РАБОТ 3.1. Перечень научной, технической и другой документации, программных продуктов, подлежащих сдаче Исполнителем Заказчику на отдельных этапах выполнения и по окончании работ, определен Техническим заданием и Календарным планом работ (Приложения N 1 и N 2). 3.2. Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции по отдельным этапам контракта осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. 3.3. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ в двух экземплярах, с приложением научно-технической документации и другой продукции, предусмотренных Техническим заданием и условиями настоящего контракта в двух экземплярах. 3.4. Заказчик в течение сорока пяти дней со дня получения от Исполнителя Акта приемки-сдачи выполненных работ и отчетных документов, указанных в п. 3.3 государственного контракта, обязан рассмотреть полученную научно-техническую продукцию и подписать Акт приемки-сдачи научно-технической продукции при отсутствии замечаний. При наличии замечаний Заказчик направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки выполненной работы по причине несоответствия Техническому заданию, Календарному плану работ или условиям контракта. Стороны по результатам рассмотрения мотивированного отказа, в течение семи дней с момента направления мотивированного отказа Заказчиком Исполнителю, составляют двусторонний акт об устранении замечаний с указанием сроков. По истечении сроков, установленных двусторонним актом, приемка работ осуществляется в соответствии с п. п. 3.3, 3.4 настоящего контракта. 3.5. В случае досрочного выполнения работы (этапов работы) Заказчик вправе досрочно принять и оплатить работы по государственной контрактной цене. 3.6. Если в процессе выполнения работы выясняется неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работы, Исполнитель обязан приостановить ее, поставив об этом в известность Заказчика в пятидневный срок после приостановления работы. В этом случае стороны обязаны в десятидневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности и направлениях продолжения работ. 3.7. Государственный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. 3.8. Заказчик имеет право при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ. При этом по согласованию с Исполнителем Заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ или объему указанной части работ, но не более чем на пять процентов такой цены. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 4.1. За неисполнение обязательств, предусмотренных в контракте, стороны несут ответственность на условиях и в порядке, установленных настоящим контрактом и действующим законодательством. 4.2. При существенных нарушениях требований технического задания или условий контракта, которые не позволяют использовать созданную или создаваемую научно-техническую продукцию по назначению, на любом этапе работ Заказчик вправе по своему выбору: а) расторгнуть в одностороннем порядке контракт и потребовать возмещения всех убытков; б) потребовать соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы; в) потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы; г) потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы собственными силами или с привлечением третьих лиц. 4.3. При нарушении сроков сдачи выполненных работ, в т.ч. установленных двусторонним актом для устранения выявленных недостатков, Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт и потребовать возмещения убытков или потребовать уплаты штрафа в размере 10% от контрактной цены. 4.4. В случае отступления от иных условий контракта (ненадлежащее оформление или некомплектность документации, нарушение конфиденциальности, передачу созданной научно-технической продукции или ее отдельных самостоятельных частей третьим лицам и т.п.) Заказчик вправе потребовать от Исполнителя уплаты штрафа в размере 20% от государственной контрактной цены. 4.5. В случае расторжения контракта возмещение расходов, понесенных сторонами в пределах фактически выполненных работ, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства и условиями настоящего контракта. 4.6. Споры по контракту разрешаются в установленном законом порядке. 5. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе компьютерные программы и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству. Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Исполнитель по согласованию с Заказчиком имеет право публиковать научные результаты проведенных исследований. Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец и др.), создаваемые в рамках настоящего контракта. 5.2. Стороны обязуются сохранять конфиденциальность информации, относящейся к предмету контракта, ходу его выполнения и полученным результатам. 5.3. Другие условия по усмотрению сторон: 5.3.1. Спецоборудование, приобретенное Исполнителем в счет себестоимости работ по настоящему контракту, передается Заказчику вместе с научно-технической продукцией. 6. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА Срок действия контракта: начало: "--" --------- 200- года окончание: до полного исполнения обязательств обеими Сторонами. 7. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН ИСПОЛНИТЕЛЬ: ----------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ ЗАКАЗЧИК: Федеральное дорожное агентство, 129085, г. Москва, ул. Бочкова, д. 4, ИНН 7717509757, КПП 770701001 УФК МФ РФ по г. Москве, р/с 40105810700000010079 в отд. 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва, БИК 044583001, л/с 03108001080 8. ПРИЛОЖЕНИЯ К КОНТРАКТУ 1. Техническое задание. 2. Календарный план работ. ИСПОЛНИТЕЛЬ: ЗАКАЗЧИК: ----------- "--------" Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства -------------- ------- -------------------- А.М.ЧАБУНИН М.П. М.П. Приложение N 1 к контракту N ---- от "--" --------- 2006 г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства А.М.ЧАБУНИН ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка критериев профессионального отбора водителей автотранспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: В настоящее время в автотранспортной отрасли применяются требования, определенные Минздравом России к состоянию физического и психического здоровья водителей транспортных средств, а также Методические рекомендации, определяющие организацию и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденных совместным Приказом Министерства здравоохранения и Министерства транспорта России от 29.01.2002. Однако указанные мероприятия характеризуют и контролируют только показатели здоровья водителя, не оценивая профессиональный уровень, а также присущие ему психофизиологические параметры (динамику пульса, частоты дыхания, время реакции и т.д.). Распределение водителей по видам перевозок производится путем субъективной оценки их профессиональных и моральных качеств, проводимой службой эксплуатации автотранспортных предприятий. Для снижения возможных ошибочных решений, чреватых серьезными социально-экономическими потерями, необходима разработка инструментария, обеспечивающего количественную оценку уровня напряженности водителя, осуществляющего пассажирские перевозки, доставку опасных или крупногабаритных грузов. 8. Состояние проблемы (вопроса): Рост социальных и экономических потерь от аварийности в России, достигающих в настоящее время угрожающих размеров, значительно превосходит аналогичные показатели в странах развитой автомобилизации, выдвигает ряд проблем, решение которых позволит повысить уровень безопасности дорожного движения в стране. Одной из важнейших проблем является проблема допуска к управлению автомобилем с предварительным отсевом лиц, не способных по тем или иным показателям к управлению средствами повышенной опасности. В развитие изложенного возникает задача распределения водителей-профессионалов с учетом таких факторов как: тип транспортного средства, характер и условия транспортной работы, специфика перемещаемых грузов и т.п. К сожалению, в настоящее время в автотранспортной отрасли требования к будущим водителям ограничены лишь медицинскими показателями, проверка и контроль которых входит в сферу деятельности Министерства здравоохранения РФ. Эта сфера, безусловно, чрезвычайно важна, но она не охватывает все аспекты профессиональной деятельности водителя, как важнейшего звена системы "автомобиль-водитель-дорога". Вместе с тем, имеющийся опыт подготовки операторов сложных систем управления в смежных областях с транспортной отраслью (например, в авиации и космонавтике) убедительно доказывает эффективность внедрения профотбора и профподбора как на стадии допуска к профессиональной подготовке, так и при дальнейшем распределении подготовленных операторов к управлению различными системами. Таким образом, в этих отраслях решается проблема повышения надежности оператора в целом. Представляется целесообразным использование имеющегося опыта в процессе организации и проведения профотбора водительских кадров. При этом существенную роль играет контроль уровня и динамики напряженности водителя, управляющего различными видами транспортных средств. Под надежностью человека-оператора, в нашем случае водителя, понимается его способность выполнять предписанные функции своевременно, с заданным качеством при сохранении в допустимых пределах психофизиологической "цены" профессиональной деятельности. Кроме того, следует отметить отсутствие правовой составляющей внедрения профотбора в период, предшествующий учебно-тренировочному процессу подготовки водительских кадров. Следует отметить, что кадровая служба любого автопредприятия, каждый опытный руководитель осуществляет "расстановку" водителей по видам транспортных средств, опираясь, в основном, на личный опыт и интуицию. Однако для уменьшения количества ошибочных решений необходима разработка и внедрение автоматизированной количественной оценки уровня надежности водителя в зависимости от его стажа и подготовленности. 9. Цель работы: Разработка критериев профессионального отбора водителей транспортных средств с целью отсева лиц, не способных по тем или иным показателям управлять автомобилем как средством повышенной опасности, а также осуществлять распределение водителей по видам транспортных перевозок, которые представляют наибольшую социально-значимую опасность, в первую очередь, пассажирские перевозки, а также перевозки опасных и крупногабаритных грузов. 10. Отличия, новизна и преимущества: Разработка критериев профессионального отбора водителей транспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов на основе оценки надежности деятельности водителя ранее не проводилась. 11. Содержание работы: Работа включает три этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - разработка концепции проведения профессионального отбора водителей путем формирования оценки надежности деятельности водителя и ее количественной меры, зависящей от результатов профессиональной деятельности и ее психофизиологической "цены"; - выбор методологии экспресс-анализа показателей надежности водителей в режиме реального времени и решение практических вопросов ее реализации. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - разработка и изготовление макетного образца прибора, позволяющего количественно оценить надежность водителя при управлении автомобилем. На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - экспериментальная отработка методологии оценки надежности водителя в условиях тренажерной подготовки и при управлении автомобилем в условиях реального дорожного движения; - определение пороговых значений динамики надежности водителя как условия его допуска к профессиональной деятельности и распределения по транспортным средствам в зависимости от вида их социальной опасности для окружающих; - опытное внедрение разработанных технологий в практику профессионального отбора водителей и их распределения по видам перевозок. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий методологию профотбора (профподбора), а также описание опытного образца прибора, обеспечивающего проведение профессионального отбора водителей, с комплектом сопроводительной документации. 13. Область применения: Разработанная методика профотбора (профподбора) водителей после решения соответствующих правовых вопросов может быть использована в работе кадровой и эксплуатационной служб автотранспортных предприятий (независимо от формы их собственности). 14. Внедрение результатов работы: После отработки методики профотбора и серийного изготовления приборного оборудования они могут быть использованы кадровыми службами автотранспортных предприятий, в первую очередь, занимающихся перевозкой пассажиров, а также опасных и крупногабаритных грузов, в целях распределения водителей по видам перевозок. 15. Права сторон: Право собственности на создаваемую продукцию принадлежит Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта. 18. Стоимость работ: 5000,0 тыс. руб. (будет откорректирована по результатам конкурсных торгов). 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2008 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных Исполнителей: Определяется после проведения конкурса на право заключения контракта. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в сфере организации и проведения натурных исследований профессиональной деятельности водителя с различным стажем управления транспортным средством, проведения экспериментальных исследований в организациях автомобильного транспорта, владеть методикой проведения профотбора (профподбора), иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и технических документов. 23. Перечень рецензентов: перечень рецензентов согласовывается с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Заказчик Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН Приложение N 2 к контракту N ----- от "--" --------- 2006 г. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТ по теме: "Научная разработка критериев профессионального отбора водителей автотранспортных средств для перевозок пассажиров, опасных и крупногабаритных грузов". ------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование основных этапов | Срок: | Расчетная | |этапов| | начало - | цена, | |работы| | окончание|тыс. руб. <*>| | | | |-------------| | | | | в % к цене | | | | | контракта | |------|---------------------------------------|----------|-------------| |1. | - Разработка концепции проведения | Август - |2000,0 | | | профессионального отбора | декабрь |-------------| | | водителей путем формирования | 2006 г. |40% | | | оценки надежности деятельности | | | | | водителя и ее количественной | | | | | меры, зависящей от результатов | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | ее психофизиологической "цены"; | | | | | - научное обоснование методологии | | | | | экспресс-анализа показателей | | | | | надежности водителей в режиме | | | | | реального времени и решение | | | | | практических вопросов ее реализации | | | |------|---------------------------------------|----------|-------------| |2. | - Разработка и изготовление | Январь - |2000,0 | | | макетного образца прибора, | декабрь |-------------| | | позволяющего количественно | 2007 г. |40% | | | оценить надежность водителя при | | | | | управлении автомобилем | | | |------|---------------------------------------|----------|-------------| |3. | - Экспериментальная отработка | Январь - |1000,0 | | | методологии оценки надежности | декабрь |-------------| | | водителя в условиях тренажерной | 2008 г. |20% | | | подготовки и при управлении | | | | | автомобилем в условиях реального | | | | | дорожного движения; | | | | | - определение пороговых значений | | | | | динамики надежности водителя как | | | | | условия его допуска к профессиональной| | | | | деятельности и распределения | | | | | по транспортным средствам в | | | | | зависимости от вида их социальной | | | | | опасности для окружающих; | | | | | - опытное внедрение разработанных | | | | | технологий в практику | | | | | профессионального отбора водителей и | | | | | их распределения по видам перевозок | | | ------------------------------------------------------------------------- Всего: 5000,0 тыс. руб. -------------------------------- <*> Будет откорректирована по результатам конкурсных торгов. Заказчик Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства А.М.ЧАБУНИН Приложение 6.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ N --------- НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИОКР (ПОСТАВКУ ГОТОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ) г. Москва "--" ---------- 200- г. Федеральное дорожное агентство, именуемое в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, в лице заместителя руководителя Федерального дорожного агентства А.М. Чабунина, действующего на основании Приказа Федерального дорожного агентства от 18.08.2005 N 66, с одной стороны, и ----------- предприятие "---------", именуемое в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, в лице -------------, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий государственный контракт по результатам конкурса, проведенного "--" ----------- 2006 года, о нижеследующем: 1. ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение работ по теме: "Проведение научных исследований нормативно-правового и методического обеспечения системы повышения квалификации и профессионального мастерства водителей транспортных средств. Подготовка предложений по ее совершенствованию", предусмотренной Планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в 2006 - 2012 годах в рамках реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100. 1.2. Научные, технические, экономические и другие требования к научно-технической продукции, являющейся предметом контракта, определяются прилагаемым к контракту Техническим заданием (Приложение N 1), являющимся его неотъемлемой частью. 1.3. Срок сдачи работ по государственному контракту: 1 декабря 2012 года. 1.4. Содержание и сроки выполнения основных этапов по теме определяются Календарным планом работ (Приложение N 2), составляющим неотъемлемую часть настоящего государственного контракта. 1.5. Приемка и оценка научно-технической продукции осуществляется в соответствии с требованиями Технического задания по акту сдачи-приемки. 2. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ 2.1. Стоимость работ по контракту 23000000 (Двадцать три миллиона) рублей. НДС не облагается. Источник финансирования - средства федерального бюджета, предусмотренные на финансирование НИОКР Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 2.2. Заказчик производит авансирование в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Оплата выполненных работ производится Заказчиком поэтапно, в соответствии с Календарным планом работ (Приложение N 2), в течение 10 дней с момента подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ очередного этапа с удержанием части выплаченного аванса пропорционально объему выполненных работ. 2.3. Расчеты с рецензентами осуществляются за счет средств, предусмотренных государственным контрактом. 2.4. Исполнитель обязан в Календарном плане работ (Приложение N 2) предусмотреть этап, предусматривающий научное сопровождение (корректировку документа) при утверждении работы Заказчиком, стоимость которого должна составлять 15 - 30% от государственной контрактной цены. 3. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ РАБОТ 3.1. Перечень научной, технической и другой документации, программных продуктов, подлежащих сдаче Исполнителем Заказчику на отдельных этапах выполнения и по окончании работ, определен Техническим заданием и Календарным планом работ (Приложения N 1 и N 2). 3.2. Передача Заказчику оформленной в установленном порядке научно-технической продукции по отдельным этапам контракта осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. 3.3. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ в двух экземплярах, с приложением научно-технической документации и другой продукции, предусмотренных Техническим заданием и условиями настоящего контракта в двух экземплярах. 3.4. Заказчик в течение сорока пяти дней со дня получения от Исполнителя Акта приемки-сдачи выполненных работ и отчетных документов, указанных в п. 3.3 государственного контракта, обязан рассмотреть полученную научно-техническую продукцию и подписать Акт приемки-сдачи научно-технической продукции при отсутствии замечаний. При наличии замечаний Заказчик направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки выполненной работы по причине несоответствия Техническому заданию, Календарному плану работ или условиям контракта. Стороны по результатам рассмотрения мотивированного отказа, в течение семи дней с момента направления мотивированного отказа Заказчиком Исполнителю, составляют двусторонний акт об устранении замечаний с указанием сроков. По истечении сроков, установленных двусторонним актом, приемка работ осуществляется в соответствии с п. п. 3.3, 3.4 настоящего контракта. 3.5. В случае досрочного выполнения работы (этапов работы) Заказчик вправе досрочно принять и оплатить работы по государственной контрактной цене. 3.6. Если в процессе выполнения работы выясняется неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работы, Исполнитель обязан приостановить ее, поставив об этом в известность Заказчика в пятидневный срок после приостановления работы. В этом случае стороны обязаны в десятидневный срок рассмотреть вопрос о целесообразности и направлениях продолжения работ. 3.7. Государственный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. 3.8. Заказчик имеет право при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ. При этом по согласованию с Исполнителем Заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ или объему указанной части работ, но не более чем на пять процентов такой цены. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 4.1. За неисполнение обязательств, предусмотренных в контракте, стороны несут ответственность на условиях и в порядке, установленных настоящим контрактом и действующим законодательством. 4.2. При существенных нарушениях требований технического задания или условий контракта, которые не позволяют использовать созданную или создаваемую научно-техническую продукцию по назначению, на любом этапе работ Заказчик вправе по своему выбору: а) расторгнуть в одностороннем порядке контракт и потребовать возмещения всех убытков; б) потребовать соответствующего уменьшения стоимости выполненной работы; в) потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы; г) потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы собственными силами или с привлечением третьих лиц. 4.3. При нарушении сроков сдачи выполненных работ, в т.ч. установленных двусторонним актом для устранения выявленных недостатков, Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт и потребовать возмещения убытков или потребовать уплаты штрафа в размере 10% от контрактной цены. 4.4. В случае отступления от иных условий контракта (ненадлежащее оформление или некомплектность документации, нарушение конфиденциальности, передачу созданной научно-технической продукции или ее отдельных самостоятельных частей третьим лицам и т.п.) Заказчик вправе потребовать от Исполнителя уплаты штрафа в размере 20% от государственной контрактной цены. 4.5. В случае расторжения контракта возмещение расходов, понесенных сторонами в пределах фактически выполненных работ, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства и условиями настоящего контракта. 4.6. Споры по контракту разрешаются в установленном законом порядке. 5. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Право собственности на создаваемую научно-техническую продукцию, в том числе компьютерные программы и базы данных, принадлежит Заказчику - Федеральному дорожному агентству. Заказчик и Исполнитель обеспечивают охрану созданной интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Исполнитель по согласованию с Заказчиком имеет право публиковать научные результаты проведенных исследований. Исполнитель по согласованию с Заказчиком осуществляет патентование (получение охранных документов) на охраноспособные объекты интеллектуальной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец и др.), создаваемые в рамках настоящего контракта. 5.2. Стороны обязуются сохранять конфиденциальность информации, относящейся к предмету контракта, ходу его выполнения и полученным результатам. 5.3. Другие условия по усмотрению сторон: 5.3.1. Спецоборудование, приобретенное Исполнителем в счет себестоимости работ по настоящему контракту, передается Заказчику вместе с научно-технической продукцией. 6. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА Срок действия контракта: начало: "--" -------- 200- года окончание: до полного исполнения обязательств обеими Сторонами. 7. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН ИСПОЛНИТЕЛЬ: ----------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------ ЗАКАЗЧИК: Федеральное дорожное агентство, 129085, г. Москва, ул. Бочкова, д. 4, ИНН 7717509757, КПП 770701001 УФК МФ РФ по г. Москве, р/с 40105810700000010079 в отд. 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва, БИК 044583001, л/с 03108001080 8. ПРИЛОЖЕНИЯ К КОНТРАКТУ 1. Техническое задание. 2. Календарный план работ. ИСПОЛНИТЕЛЬ: ЗАКАЗЧИК: ----------- "--------" Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства -------------- ------- -------------------- А.М.ЧАБУНИН М.П. М.П. Приложение N 1 к контракту N ----- от "--" ---------- 2006 г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства А.М.ЧАБУНИН ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 1. Наименование темы (исследований, работ): Проведение научных исследований нормативно-правового и методического обеспечения системы повышения квалификации и профессионального мастерства водителей транспортных средств. Подготовка предложений по ее совершенствованию. 2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса. 3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог. 4. Основание для разработки: Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". 5. Статус работы: государственный заказ. 6. Источник финансирования: федеральный бюджет. 7. Исходные данные: В работе предполагается использовать международные документы, в том числе Сводную резолюцию о дорожном движении (пересмотр 5 от 06.01.1998) Основной рабочей группы по автомобильному транспорту КВТ ЕЭК ООН; Директиву Европейского Парламента и Совета ЕС N 2003/59/ЕС от 15.07.2003; другие Директивы ЕС, затрагивающие вопросы профессиональной квалификации и допуска к профессии водителей транспортных средств, Резолюции (документы) ЕКМТ CEMT/CS/SR(2002)16/FINAL, CEMT/CS/SR(2002)5/ADD1 и другие. При исследовании будут использоваться нормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе Минобразования РФ (Приказ N 644 от 02.04.99), Минтранса РФ (Приказ N 27 от 09.03.95) и другие, методические рекомендации по проведению стажировки водителей транспортных средств, по проведению ежегодных занятий с водителями транспортных средств по повышению их профессионального мастерства, результаты исследований по изучению процессов управления транспортным средством, проведенных зарубежными институтами VTI (Швеция), SVOW (Нидерланды), TOI (Норвегия), EFA (Германия) и др., отечественными исследовательскими организациями НИИАТ, МАДИ, ГЦОЛИФК и др. 8. Состояние проблемы (вопроса): Проблема безопасности дорожного движения в последние годы вызывает серьезную озабоченность во всех странах развитой автомобилизации. В России за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибло более 300 тысяч человек, около 2 млн. человек стали пострадавшими. Уровень транспортного риска (количество погибших на 10 тысяч транспортных средств) и уровень социального риска (количество погибших на 100 тысяч населения), связанного с ДТП, в России в несколько раз выше, чем в странах Европы. Как и в других странах, в России основная доля вины (примерно 75%) приходится на водителей транспортных средств. Общегосударственные регуляторы обеспечения безопасности дорожного движения, такие как ФЗ "О безопасности дорожного движения", Кодекс об административных правонарушениях, Правила дорожного движения и т.п. определяют общий для всех водителей транспортных средств порядок поведения на дорогах, но не являются мотивиационными инструментами повышения индивидуального уровня профессионального мастерства. Действующая нормативная база, пожалуй, за исключением в какой-то мере Приказа Минтранса РФ N 27 от 09.03.95, не ориентирована на работу с действующим водительским составом в целях повышения его профессиональной надежности, и как следствие, безопасности дорожного движения. В то же время, как показывает опыт различных стран, значительный резерв сокращения аварийности и связанных с ней последствий лежит в сфере регулирования деятельности хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта в части работы с водителями транспортных средств. Водительский состав, осуществляющий виды перевозок, сопряженные с повышенным социальным риском - пассажирские перевозки, в особенности маршрутные, перевозки опасных грузов и другие - должен подвергаться периодическим образовательным процедурам, обеспечивающим повышение надежности и качества управления транспортным средством. В настоящее время в нашей стране подобные процедуры практически отсутствуют, отсутствует и соответственно их нормативное и методическое обеспечение. 9. Цель работы: Повышение безопасности дорожного движения на основе развития методов обеспечения профессионального мастерства водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. 10. Отличия, новизна и преимущества: Отечественных исследований в данном направлении в последние годы не проводилось, методические материалы значительно устарели и не соответствуют требованиям к управлению транспортным средством в условиях современного уровня автомобилизации и транспортной подвижности населения страны. Настоящая работа базируется на последних материалах зарубежных исследований, научных конференций, публикациях последнего времени по вопросам профессиональной надежности водительского состава и нормативных подходах к обеспечению уровня квалификации. 11. Содержание работы: Работа включает четыре этапа. На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы: - анализ отечественного и зарубежного опыта в области повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств; - анализ результатов научных исследований профессиональной деятельности водителей по управлению транспортным средством; - разработка критериев и методов оценки уровня профессионального мастерства водителей транспортных средств; - разработка методических материалов (рекомендаций) по организации и проведению образовательных процедур по повышению профессионального мастерства водителей транспортных средств. На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы: - анализ нормативной и методической базы повышения профессионального мастерства в России и за рубежом; - проведение натурных исследований уровня профессионального мастерства водителей с различным стажем управления транспортным средствам, по типам транспортных средств (пассажирские М2, МЗ, М4, грузовые N2, N3, N4) и по видам перевозок; - проведение экспериментальных исследований в организациях и предприятиях автомобильного транспорта по апробации предлагаемых методических решений. На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы: - разработка предложений по формированию технических требований к оснащению транспортного средства (ходовой лаборатории) для применения инструментальных методов оценки уровня профессионального мастерства водителей транспортных средств; - разработка предложений по введению новых принципов формулирования квалификационных характеристик (ранжирование) водителей транспортных средств; - разработка предложений по совершенствованию нормативной базы, обеспечивающей внедрение результатов исследования. На четвертом этапе (2009 - 2012 гг.) выполняются следующие работы: - формирование (на базе профессиональных стандартов водителей различных категорий) квалификационных характеристик (ранжирование) водителей транспортных средств; - разработка технических требований к оснащению транспортного средства (ходовой лаборатории) для применения инструментальных методов оценки уровня профессионального мастерства водителей транспортных средств; - разработка комплекта нормативно-правовой, организационно-технической и методической документации, обеспечивающей внедрение результатов исследования. 12. Конечный результат работы: Научно-технический отчет, содержащий результаты проведенных натурных и экспериментальных исследований; методические документы (рекомендации) по организации и проведению образовательных процедур по повышению профессионального мастерства водителей транспортных средств в организациях автомобильного транспорта; технические требования для создания опытной ходовой лаборатории по инструментальной оценке уровня профессиональной квалификации водителей транспортных средств; проекты нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающие внедрение системы повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств; проекты нормативно-правовых и организационно-технических документов, регламентирующих процедуру добровольной сертификации водителей транспортных средств. 13. Область применения: сфера подготовки и повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств в профильных образовательных учреждениях, автотранспортных организациях. 14. Внедрение результатов работы: федеральные и региональные органы исполнительной власти, государственные органы контроля и надзора в сфере транспортной деятельности, образовательные учреждения и организации, хозяйствующие субъекты, общественные организации и объединения, чьи интересы и сфера деятельности распространяются на процедуры, действия и результаты повышения профессионального мастерства водителей транспортных средств. 15. Права сторон: Право собственности на создаваемую продукцию принадлежит Заказчику. 16. Требования к представляемой продукции: Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005. 17. Условия приемки работ: Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта. 18. Стоимость работ: 23000,0 тыс. руб. (будет откорректирована по результатам конкурсных торгов). 19. Сроки выполнения работ: Начало работ - август 2006 г. Окончание работ - декабрь 2012 г. 20. Предмет стандартизации: отсутствует. 21. Перечень основных исполнителей: на конкурсной основе. 22. Требования к составу Исполнителей: Специалисты должны обладать компетентностью в организации и проведении профильных образовательных процедур, опытом работы в сфере организации и проведения натурных исследований профессиональной деятельности водителя с различным стажем управления транспортным средством, проведения экспериментальных исследований в организациях автомобильного транспорта, владеть инструментальными методами оценки уровня профессионального мастерства водителей, иметь опыт создания нормативно-правовых, методических и технических документов, регламентирующих и оптимизирующих подготовку и повышение профессионального мастерства водителей автотранспортных средств. 23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком. 24. Особые условия: отсутствуют. Заказчик Начальник Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог С.В.КОСТИН Приложение N 2 к контракту N ----- от "--" --------- 2006 г. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТ по теме: "Проведение научных исследований нормативно-правового и методического обеспечения системы повышения квалификации и профессионального мастерства водителей транспортных средств. Подготовка предложений по ее совершенствованию". --------------------------------------------------------------------------¬ | N | Наименование основных этапов | Срок: | Расчетная | |этапов| | начало - | цена, | |работы| | окончание|тыс. руб. <*>| | | | |-------------| | | | | в % к цене | | | | | контракта | |------|-----------------------------------------|----------|-------------| |1. | - Анализ отечественного и | Август - |5000,0 | | | зарубежного опыта в области повышения | декабрь |-------------| | | профессионального мастерства | 2006 г. |21,7% | | | водителей транспортных средств; | | | | | - анализ результатов научных | | | | | исследований профессиональной | | | | | деятельности водителей по управлению | | | | | транспортным средством; | | | | | - разработка критериев и методов | | | | | оценки уровня профессионального | | | | | мастерства водителей транспортных | | | | | средств; | | | | | - разработка методических материалов | | | | | (рекомендаций) по организации | | | | | и проведению образовательных | | | | | процедур по повышению | | | | | профессионального мастерства | | | | | водителей транспортных средств | | | |------|-----------------------------------------|----------|-------------| |2. | - Анализ нормативной и методической | Январь - |6000,0 | | | базы повышения профессионального | декабрь |-------------| | | мастерства в России | 2007 г. |26,1% | |